Крылатая самофракийская статуя "Ника" - это мраморная статуя, которая на протяжении более 2000 лет является символом триумфа, красоты и изящества. Этот шедевр, также известный как "Ника Самофракийская", изображает греческую богиню Нику, олицетворяющую победу. Статуя считается одним из самых значительных произведений искусства эллинистического периода и вдохновляла бесчисленное множество художников и любителей искусства на протяжении всей истории. Вот несколько интересных фактов о Крылатой Победе, которые помогут вам еще больше оценить эту очаровательную скульптуру.
1. Открытие статуи произошло в 1863 году, благодаря усилиям французского археолога.
В 1863 году французский археолог Шарль Шампуазо отправился на остров Самофракия, расположенный у берегов Греции, с целью проведения раскопок. Это событие стало поворотным моментом в истории искусства и археологии, поскольку оно привело к обнаружению статуи, которая впоследствии стала известна как «Венера Милосская».
Во время раскопок Шарль Шампуазо осторожно очищал слои земли, чтобы постепенно открыть фрагменты древней скульптуры. И вот перед его взором предстала богиня победы Ника, которая была изображена с распростёртыми крыльями в победоносной позе. Это открытие вызвало у археолога чувство благоговения и волнения, поскольку масштаб находки был поистине грандиозным, по крайней мере, он описывал свои чувства именно так.
2. Считается, что статуя была создана во втором веке до нашей эры.
Самофракия, изолированный и открытый всем ветрам остров в северо-восточной части Эгейского моря, казался неподходящим местом для хранения столь ценного предмета. Однако именно эта удаленность сохранила великолепие статуи на протяжении более чем двух тысячелетий в пределах того, что сейчас известно как храмовый комплекс Самофракии.
В мистическом мире Древней Греции, во времена, когда божества и полубоги смешивались со смертными, мастер-скульптор тщательно вырезал их из нетронутого куска мрамора. Это было примерно в 190 году до нашей эры, и хотя точной даты завершения работы нет, этот год считается общепринятым среди искусствоведов.
3. Некоторые ученые предположили, что им известна личность настоящего скульптора.
Личность этого выдающегося художника затерялась в анналах времени, окутанная тенью анонимности. Тем не менее, это не означает, что в качестве потенциальных кандидатов на роль художника не предлагалось никаких имен.
Некоторые ученые предполагают, что художником мог быть Пифокрит, известный греческий скульптор, работавший между III и II веками до нашей эры, родом с острова Родос. Эта теория приобретает убедительность благодаря тому факту, что паросский мрамор, использованный для создания скульптуры, был добыт в Лартосе, также на острове Родос.
Независимо от конкретного имени художника, широко признано, что они были частью родосской скульптурной традиции, о чем свидетельствует особый стиль Крылатой Победы.
4. Крылатая Победа Самофракии - это монументальная скульптура.
Крылатая "Победа Самофракии", возвышающаяся на внушительной высоте 5,57 метров (18,24 фута), производит внушительное впечатление, воплощая собой сущность власти и триумфа. Эта высота включает в себя высоту пьедестала, в то время как высота самой скульптуры составляет 244 см (96 дюймов), хотя она была бы немного выше, если бы в нее была включена голова.
Что действительно усиливает очарование этой скульптуры, так это искусное соединение нескольких мраморных блоков, создающее композицию, которая примерно в 1,5 раза больше натуральной величины. Скульптура состоит из шести мраморных блоков, которые идеально сочетаются друг с другом, в то время как пьедестал, напоминающий нос судна, состоит из шестнадцати блоков.
5. Она символизирует Нику, древнегреческое божество триумфа.
Изображение Ники, греческой богини победы, в виде крылатой самофракийской богини Виктори имеет глубокое символическое значение. Ника была неотъемлемой частью древнегреческой культуры, олицетворяя концепцию триумфа как в военных конфликтах, так и в конкурентной борьбе.
Было высказано предположение, что скульптура, возможно, была заказана в память о значительном морском сражении между родосцами и их противниками. Личность этого сражения остается неясной, существуют различные версии, в том числе о битвах при Мионнесе, Магнезии и Ладе в 201 году до нашей эры. Некоторые ученые также предполагают более поздние сражения, такие как победа римлян над Персеем при Пидне в 168 году до н.э.
Какой бы ни была конкретная битва, очевидно, что это был морской конфликт, поскольку крылатая Победа первоначально была расположена на носу судна.
6. Артефакт был поврежден в процессе раскопок, но был полностью восстановлен в 2014 году.
Скульптура, которая была демонтирована в 2014 году, прошла комплексную реставрацию. Используя ряд передовых методов, таких как ультрафиолетовая (UV), инфракрасная (infrared), рентгеновская визуализация и микроспектрография, а также тщательный анализ мрамора, команда реставраторов тщательно изучила, очистила и собрала заново каждый отдельный блок.
Этот процесс реставрации был сродни изящному танцу между научной точностью и художественным мастерством. Реставраторы тщательно изучили каждый фрагмент, следя за тем, чтобы ни одна деталь не была упущена. Они тщательно очистили и аккуратно переставили каждый фрагмент на другое место, словно собирали большую головоломку.
Благодаря своим тщательным усилиям реставраторы стремились возродить первоначальный замысел скульптора, воссоздав неземную красоту триумфальной позы Найка. В дополнение к реставрации скульптуры, команда обнаружила следы синего пигмента на ее крыльях и основании, что еще больше расширило наше понимание этого древнего шедевра.
7. Статуя находится в Лувре в Париже с 1884 года.
Одиссея Крылатой Победы от Самофракии, острова в Эгейском море, до Лувра в Париже - само по себе замечательное путешествие. Значение и эстетическая привлекательность скульптуры были признаны Шарлем Шампуазо в 1860-х годах. Он приобрел права на перевозку картины во Францию, обеспечив ее сохранность.
После сложного путешествия по коварным водам Крылатая Победа была наконец представлена в Лувре в 1884 году, где она продолжает очаровывать посетителей своей красотой и историческим значением.
8. Правая рука статуи ничего не держала
Спустя почти 90 лет после того, как Шампуазо обнаружил фрагмент фигуры, археологи из Австрии обнаружили недостающие части, в том числе правую руку Ники. К сожалению, рука не могла быть прикреплена к скульптуре, так что фигура оставалась безрукой. Тем не менее, раскопки были чрезвычайно важны, так как разжатая рука опровергала раннюю теорию о том, что фигура изначально хватала какой-то объект.
Но на руке, найденной в Самофракии в 1950 году, была открытая ладонь и два вытянутых пальца, что говорит о том, что она ничего не держала, а просто протягивала руку вверх в знак приветствия.
9. У нас есть смутное представление о том, как выглядела Ника в древности.
Возможно, вам интересно, почему я не упомянул о пропавшей голове скульптуры. Что ж, любые предположения о её внешнем виде были бы чисто гипотетическими. Единственная зацепка, которая у нас есть относительно её внешнего вида, - это скульптура в похожем стиле на монете, датируемой 3 веком до нашей эры, известная как тетрадрахма Деметрия Полиоркета.
На одной стороне монеты богиня Ника украшает нос корабля, а на другой стороне изображен могущественный Посейдон.
Если вдруг захотелось представить себе голову Ники, можно вспомнить Венеру Милосскую — еще одно известное произведение искусства, которое, вероятно, было создано в ту же эпоху.
#Классические и известные всем артефакты
Призрачное ремесло кристаллари: хрупкая и хрустальная красота
Чаша из Ардагского клада: невероятный уровень исполнения древнего артефакта