Найти в Дзене
Факты про артефакты

Восхитительная "Ника Самофракийская": олицетворение победы в мраморе

Оглавление

Крылатая самофракийская статуя "Ника" - это мраморная статуя, которая на протяжении более 2000 лет является символом триумфа, красоты и изящества. Этот шедевр, также известный как "Ника Самофракийская", изображает греческую богиню Нику, олицетворяющую победу. Статуя считается одним из самых значительных произведений искусства эллинистического периода и вдохновляла бесчисленное множество художников и любителей искусства на протяжении всей истории. Вот несколько интересных фактов о Крылатой Победе, которые помогут вам еще больше оценить эту очаровательную скульптуру.

-2

1. Открытие статуи произошло в 1863 году, благодаря усилиям французского археолога.

В 1863 году французский археолог Шарль Шампуазо отправился на остров Самофракия, расположенный у берегов Греции, с целью проведения раскопок. Это событие стало поворотным моментом в истории искусства и археологии, поскольку оно привело к обнаружению статуи, которая впоследствии стала известна как «Венера Милосская».

Во время раскопок Шарль Шампуазо осторожно очищал слои земли, чтобы постепенно открыть фрагменты древней скульптуры. И вот перед его взором предстала богиня победы Ника, которая была изображена с распростёртыми крыльями в победоносной позе. Это открытие вызвало у археолога чувство благоговения и волнения, поскольку масштаб находки был поистине грандиозным, по крайней мере, он описывал свои чувства именно так.

Остров
Остров

2. Считается, что статуя была создана во втором веке до нашей эры.

Самофракия, изолированный и открытый всем ветрам остров в северо-восточной части Эгейского моря, казался неподходящим местом для хранения столь ценного предмета. Однако именно эта удаленность сохранила великолепие статуи на протяжении более чем двух тысячелетий в пределах того, что сейчас известно как храмовый комплекс Самофракии.

В мистическом мире Древней Греции, во времена, когда божества и полубоги смешивались со смертными, мастер-скульптор тщательно вырезал их из нетронутого куска мрамора. Это было примерно в 190 году до нашей эры, и хотя точной даты завершения работы нет, этот год считается общепринятым среди искусствоведов.

-4

3. Некоторые ученые предположили, что им известна личность настоящего скульптора.

Личность этого выдающегося художника затерялась в анналах времени, окутанная тенью анонимности. Тем не менее, это не означает, что в качестве потенциальных кандидатов на роль художника не предлагалось никаких имен.

Некоторые ученые предполагают, что художником мог быть Пифокрит, известный греческий скульптор, работавший между III и II веками до нашей эры, родом с острова Родос. Эта теория приобретает убедительность благодаря тому факту, что паросский мрамор, использованный для создания скульптуры, был добыт в Лартосе, также на острове Родос.

Независимо от конкретного имени художника, широко признано, что они были частью родосской скульптурной традиции, о чем свидетельствует особый стиль Крылатой Победы.

-5

4. Крылатая Победа Самофракии - это монументальная скульптура.

Крылатая "Победа Самофракии", возвышающаяся на внушительной высоте 5,57 метров (18,24 фута), производит внушительное впечатление, воплощая собой сущность власти и триумфа. Эта высота включает в себя высоту пьедестала, в то время как высота самой скульптуры составляет 244 см (96 дюймов), хотя она была бы немного выше, если бы в нее была включена голова.

Что действительно усиливает очарование этой скульптуры, так это искусное соединение нескольких мраморных блоков, создающее композицию, которая примерно в 1,5 раза больше натуральной величины. Скульптура состоит из шести мраморных блоков, которые идеально сочетаются друг с другом, в то время как пьедестал, напоминающий нос судна, состоит из шестнадцати блоков.

-6

5. Она символизирует Нику, древнегреческое божество триумфа.

Изображение Ники, греческой богини победы, в виде крылатой самофракийской богини Виктори имеет глубокое символическое значение. Ника была неотъемлемой частью древнегреческой культуры, олицетворяя концепцию триумфа как в военных конфликтах, так и в конкурентной борьбе.

Было высказано предположение, что скульптура, возможно, была заказана в память о значительном морском сражении между родосцами и их противниками. Личность этого сражения остается неясной, существуют различные версии, в том числе о битвах при Мионнесе, Магнезии и Ладе в 201 году до нашей эры. Некоторые ученые также предполагают более поздние сражения, такие как победа римлян над Персеем при Пидне в 168 году до н.э.

Какой бы ни была конкретная битва, очевидно, что это был морской конфликт, поскольку крылатая Победа первоначально была расположена на носу судна.

Одна из реконструкций.
Одна из реконструкций.

6. Артефакт был поврежден в процессе раскопок, но был полностью восстановлен в 2014 году.

Скульптура, которая была демонтирована в 2014 году, прошла комплексную реставрацию. Используя ряд передовых методов, таких как ультрафиолетовая (UV), инфракрасная (infrared), рентгеновская визуализация и микроспектрография, а также тщательный анализ мрамора, команда реставраторов тщательно изучила, очистила и собрала заново каждый отдельный блок.

Этот процесс реставрации был сродни изящному танцу между научной точностью и художественным мастерством. Реставраторы тщательно изучили каждый фрагмент, следя за тем, чтобы ни одна деталь не была упущена. Они тщательно очистили и аккуратно переставили каждый фрагмент на другое место, словно собирали большую головоломку.

-8

Благодаря своим тщательным усилиям реставраторы стремились возродить первоначальный замысел скульптора, воссоздав неземную красоту триумфальной позы Найка. В дополнение к реставрации скульптуры, команда обнаружила следы синего пигмента на ее крыльях и основании, что еще больше расширило наше понимание этого древнего шедевра.

7. Статуя находится в Лувре в Париже с 1884 года.

Одиссея Крылатой Победы от Самофракии, острова в Эгейском море, до Лувра в Париже - само по себе замечательное путешествие. Значение и эстетическая привлекательность скульптуры были признаны Шарлем Шампуазо в 1860-х годах. Он приобрел права на перевозку картины во Францию, обеспечив ее сохранность.

-9

После сложного путешествия по коварным водам Крылатая Победа была наконец представлена в Лувре в 1884 году, где она продолжает очаровывать посетителей своей красотой и историческим значением.

8. Правая рука статуи ничего не держала

Спустя почти 90 лет после того, как Шампуазо обнаружил фрагмент фигуры, археологи из Австрии обнаружили недостающие части, в том числе правую руку Ники. К сожалению, рука не могла быть прикреплена к скульптуре, так что фигура оставалась безрукой. Тем не менее, раскопки были чрезвычайно важны, так как разжатая рука опровергала раннюю теорию о том, что фигура изначально хватала какой-то объект.

-10

Но на руке, найденной в Самофракии в 1950 году, была открытая ладонь и два вытянутых пальца, что говорит о том, что она ничего не держала, а просто протягивала руку вверх в знак приветствия.

9. У нас есть смутное представление о том, как выглядела Ника в древности.

Возможно, вам интересно, почему я не упомянул о пропавшей голове скульптуры. Что ж, любые предположения о её внешнем виде были бы чисто гипотетическими. Единственная зацепка, которая у нас есть относительно её внешнего вида, - это скульптура в похожем стиле на монете, датируемой 3 веком до нашей эры, известная как тетрадрахма Деметрия Полиоркета.

На одной стороне монеты богиня Ника украшает нос корабля, а на другой стороне изображен могущественный Посейдон.

-12

Если вдруг захотелось представить себе голову Ники, можно вспомнить Венеру Милосскую — еще одно известное произведение искусства, которое, вероятно, было создано в ту же эпоху.

#Классические и известные всем артефакты

Призрачное ремесло кристаллари: хрупкая и хрустальная красота

Чаша из Ардагского клада: невероятный уровень исполнения древнего артефакта