Если планируешь открыть свой бизнес или уже его ведешь, важно понять разницу между торговой маркой, брендом и товарным знаком. Расскажем, зачем нужно различать эти понятия.
Что такое товарный знак?
Товарный знак − это уникальное обозначение товаров или услуг физического лица или компании, зарегистрированное Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом). После регистрации товарного знака никто без разрешения правообладателя (владельца) не сможет им пользоваться. Кроме того, конкуренты не смогут вести коммерческую деятельность, используя обозначение, идентичное зарегистрированному товарному знаку или сходное с ним.
Иногда путают такие понятия, как товарный знак, торговая марка и бренд.
Товарный знак – это официальный юридический термин, используемый в России. Для зарегистрированного товарного знака можно использовать символ ®️. Если товарный знак не зарегистрирован в Роспатенте, использование этого символа не допускается.
Торговая марка – это неофициальный синоним товарного знака. Для торговой марки может использоваться символ ™ − сокращение от английского слова trademark. В российских законодательных актах этот термин не имеет юридической силы.
Бренд – это достаточно широкое понятие, которое используют маркетологи. Понятие «бренда» подразумевает общий образ компании, включающий ее деловую репутацию, различные товарные знаки, дизайн упаковки, корпоративный стиль и многое другое.
Виды товарных знаков
Товарные знаки могут быть словесными, например: словосочетание, слоган, домен, логотип; изобразительными, например: фантазийные рисунки, изображения и любая другая графика.
Пример товарного знака-слогана: ЕСЛИ РОБОТ − ТО REDMOND! (рег. № 918779)
Изобразительный товарный знак, принадлежащий ПАО «Сбербанк России» (рег. № 864023):
Товарный знак, включающий словесные и изобразительные элементы, называется комбинированным, например:
Существуют также объемные товарные знаки, которые чаще всего представляют собой упаковку товаров, например: бутылка, флакон для духов, ведро для краски.
Объемный товарный знак (рег. № 522429), принадлежащий The Coca-Cola Company:
Реже защищают такие товарные знаки, как: звуковые, цветовые, ароматические и обонятельные, вкусовые, тактильные и осязательные, мультимедийные, позиционные, голографические, световые.
Например, мультимедийный товарный знак − всем известное обозначение Мосфильма, зарегистрированное как анимационный вращающийся знак (рег. № 495198):
Цветовой товарный знак, принадлежащий ПАО «Сбербанк России» (рег. № 556088):
В качестве звуковых товарных знаков в Роспатенте зарегистрированы позывные радиостанций «Европа Плюс», «Русское радио», заставка «Спокойной ночи, малыши», мурлыканье кошки из рекламы «Whiskas», сопровождение машин «АвтоВАЗ» и другие.
У одной компании могут быть десятки, а иногда и сотни товарных знаков.
А что у REDMOND?
У бренда REDMOND, помимо основного товарного знака, есть и другие товарные знаки, в настоящее время - более 50 единиц. Есть и серия товарных знаков, объединенных приставкой SKY:
SKYCOFFEE, SKYKETTLE, SKYOVEN, SKYBAKER и другие.
Товарные знаки регистрируют для товаров и услуг, на которых бизнес зарабатывает или будет зарабатывать. В зависимости от вида деятельности компании или физического лица выбирают определенный класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
МКТУ — это перечень товаров и услуг, разделенных по классам. Он используется в большинстве стран мира. По классам МКТУ определяют, для каких товаров и услуг действует товарный знак.
Например:
SKYKETTLE зарегистрирован для чайников - 11 класс;
SKYWIPER зарегистрирован для пылесосов - 07 класс.
Зачем нужен товарный знак?
По статистике Роспатента, в России на настоящий момент зарегистрировано больше одного миллиона товарных знаков. Каждый год на регистрацию подают еще сотни тысяч заявок.
Их подают с целью:
- Защитить бизнес от конкурентов. Использовать чужой товарный знак нельзя, так как владелец товарного знака через суд может взыскать компенсацию до 5 млн рублей. При этом товары под чужим товарным знаком могут уничтожить, а заодно заставят убрать все упоминания чужого товарного знака с рекламы и вывесок.
- Не попасться «на удочку» патентным троллям. Есть некоторые компании, которые специально регистрируют в качестве товарных знаков широко распространенные слова, чтобы в будущем можно было взыскивать компенсацию с тех, кто не подумал о регистрации товарного знака.
- Работать на маркетплейсах. Если товарный знак используется незаконно, то по запросу правообладателя – владельца товарного знака, маркетплейс может заблокировать карточку товара.
- Увеличить стоимость нематериальных активов компании. Товарный знак можно оценить и поставить на баланс компании после обращения к профессиональным экспертам-оценщикам.
- Запретить ввоз контрафакта в страну. Товарный знак можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Это дает возможность контролировать границу на ввоз, и таможенные органы без разрешения правообладателя не пропустят товары, маркированные его товарным знаком.
Этапы регистрации товарного знака в России
Перед подачей обозначения на регистрацию в Роспатент рекомендуется провести поиск по зарегистрированным товарным знакам и заявкам, поданным на регистрацию, чтобы выяснить, нет ли идентичных или сходных товарных знаков, которые могут помешать регистрации вашего обозначения.
Поиск можно провести самостоятельно по бесплатным базам данных товарных знаков, например, на сайте https://www.znakoved.ru/. Но лучше обратиться к специалистам по регистрации товарных знаков – патентным поверенным. Они также помогут выбрать товары и услуги из МКТУ.
Заявку на товарный знак можно подать как в бумажном виде, так и электронно − на сайте https://fips.ru/ или на сайте Госуслуг. За подачу заявки, регистрацию и выдачу свидетельства заявитель должен уплатить государственную пошлину.
После подачи заявка проходит экспертизу: формальную и экспертизу самого обозначения. Срок рассмотрения заявки − от 6 до 18 месяцев, это связано с различными запросами, поступающими от экспертов. Результатом экспертизы является принятие решение о регистрации товарного знака или отказ в регистрации, который заявитель может оспорить, подав возражение в Палату по патентным спорам.
После уплаты госпошлины за регистрацию заявителю выдается свидетельство на товарный знак.
Срок действия товарного знака − 10 лет с даты подачи заявки. Каждые 10 лет можно продлевать срок действия, таким образом товарный знак может действовать бесконечно.
Правообладатель может предоставлять право использования товарного знака третьим лицам по лицензионному договору, а также может полностью передать права на товарный знак по договору отчуждения. Такие договоры подлежат регистрации в Роспатенте.
Автор статьи: Отдел интеллектуальной собственности REDMOND