В своих статьях о Пушкине я не раз затрагивала тему произведений, авторство которых ему приписывается. Но есть ещё одно, с весьма любопытной историей.
В 1913 году вышла из печати книга с очень интригующим названием:
Этому изданию предшествовала публикация повести с указанием авторства Пушкина в газете «День» (редактируемой П.Е.Щёголевым) и журнале «Северные записки» (с комментариями известного пушкиниста Н.О.Лернера).
А между тем сама повесть была достаточно хорошо известна читателям: впервые она была напечатана в альманахе А.А.Дельвига «Северные цветы» на 1829 год, за подписью «Тит Космократов». Как понять такое «разночтение»?
Прежде всего, давайте разберёмся с указанным на обложке Титовым и Космократовым.
Владимир Павлович Титов, в будущем видный российский дипломат и государственный деятель, сделавший блестящую карьеру (он даже был приглашён наставником к цесаревичу Николаю, сыну Александра II), в молодости увлекался литераторством и написал несколько повестей под псевдонимом Тит Космократов (исследователи указывают, что псевдоним составлен путём перестановки между собой настоящих имени и фамилии, при этом значение имени - «владеющий миром» - переведено на греческий язык).
С литераторами Титов был близок всю жизнь: в 1854 году П.А.Вяземский ему посвятил стихотворение «Сознание», а много раньше Пушкин вывел его в незаконченной повести «Мы проводили вечер на даче…» под именем Вершнёва («который учился некогда у езуитов...»), причём в черновой рукописи было сказано: «Вершнёв, один из тех людей, одарённых убийственной памятью, которые всё знают и всё читали и которых стоит только тронуть пальцем, чтоб из них полилась их всемирная учёность», а первоначально фамилия этого персонажа была Титов.
Теперь обратимся к «Уединённому домику на Васильевском». В 1912 году был опубликован первый том «Моих воспоминаний» А.И.Дельвига, двоюродного брата ближайшего друга Пушкина, в котором рассказывалось о напечатании этой повести и было приведено письмо Титова к А.В.Головнину от 29 августа 1879 года, которое позволю себе процитировать: «В строгом историческом смысле это вовсе не продукт Космократова, а Александра Сергеевича Пушкина, мастерски рассказавшего всю эту чертовщину уединённого домика на Васильевском острове, поздно вечером, у Карамзиных, к тайному трепету всех дам... Апокалипсическое число 666, игроки-черти, метавшие на карту сотнями душ, с рогами, зачёсанными под высокие парики, честь всех этих вымыслов и главной нити рассказа принадлежит Пушкину. Сидевший в той же комнате Космократов подслушал, воротясь домой, не мог заснуть всю ночь и несколько времени спустя положил с памяти на бумагу. Не желая, однако, быть ослушником ветхозаветной заповеди "Не укради", пошёл с тетрадью к Пушкину в гостиницу Демут, убедил его прослушать от начала до конца, воспользовался многими, поныне очень памятными его поправками и потом, по настоятельному желанию Дельвига, отдал в "Северные цветы"».
Вот это письмо и «переадресация» авторства вызывает множество споров, о которых хочется немного сказать, а заодно поговорить и о самой повести, которую считаю довольно любопытной.
Первый вопрос, ставящийся многими, - почему автор письма Титов пишет в письме о «Космократове» в третьем лице. Кое-кто считает, что одно это опровергает его подлинность. Мне же кажется, что подобный приём вовсе не говорит о фальсификации письма (её можно было сделать и более умело), а просто показывает стремление находящегося в уже весьма почтенном возрасте Титова как-то «отстраниться» от молодого литератора.
Второй, и, конечно, куда более важный, вопрос – насколько можно верить авторству Пушкина. Кто-то уже спросил, нельзя ли предположить, что через полвека после публикации своей, основательно забытой к тому времени, повести «автор решает сделать попытку прислониться к славе Пушкина?» Тем более что в тех же мемуарах А.И.Дельвига рассказывается о суровой оценке повести при её выходе: «В "Северных Цветах" 1829 г. была помещена повесть под заглавием: "Уединённый домик на Васильевском острове", подписанная псевдонимом: "Тит Космократов", сочинённая В.Титовым (ныне членом Государственного Совета). Вскоре по выходе означенной книжки гуляли по Невскому проспекту Жуковский и Дельвиг; им встретился Титов. Дельвиг рекомендовал его, как молодого литератора, Жуковскому, который, вслед за этой рекомендацией, не подозревая, что вышеупомянутая повесть сочинена Титовым, сказал Дельвигу: "охота тебе, любезный Дельвиг, помещать в альманах такие длинные и бездарные повести какого-то псевдонима". Это тем более было неловко, что Жуковский отличался особым добродушием и ко всем благоволил». Правда, может быть, добрейшего Василия Андреевича задела небрежно написанная в повести фраза: «Луна во вкусе Жуковского неверно светит путникам сквозь облака летучие». Кстати, в своей суровой оценке Жуковский был не одинок.
Многих смущает откровенная «чертовщина» повести, в самом конце которой задаётся вопрос: «Впрочем, почтенные читатели, вы лучше меня рассудите, можно ли ей поверить и откуда у чертей эта охота вмешиваться в людские дела, когда никто не просит их?»
Но можно в связи с этой повестью вспомнить рассказ А.П.Керн: «Когда Пушкин решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротой и увлекательностью его речи. В одном из таких настроений он, собравши нас в кружок, рассказал сказку про чёрта, который ездил на извозчике на Васильевский остров» (к многочисленным неточностям я ещё вернусь).
Первым назвал это произведение пушкинским П.Е.Щёголев. Можно ли доверять ему? Мы с вами уже хорошо знаем, что он не раз принимал за истину мистификации (вновь напоминаю о пресловутой Оммер де Гелль), и сам участвовал в мистификациях (изготовил вместе с А. Н. Толстым так называемый «Дневник Вырубовой»), и многие выводы его в биографии Пушкина сейчас представляются весьма спорными…
Однако не только он придерживается версии пушкинского авторства. Так, весьма уважаемый литературовед и пушкинист Б.В.Томашевский, готовя «малое академическое» издание сочинений Пушкина, выпущенное к 150-летию со дня рождения поэта, включил «Домик» в приложение к девятому тому. Хотя наряду с этим немало исследователей авторство Пушкина решительно отвергают.
Давайте попробуем вместе прочитать эту повесть и немного поговорить о ней. Не возражаете?
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
Навигатор по всему каналу здесь
"Оглавление" по циклу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь