Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Белая гвардия" Михаила Булгакова - Содом и Гоморра XX века.

Всем привет! В рамках продолжающегося марафона "Открой школьную Вселенную", носящего во второй четверти подзаголовок "Многоликий двадцатый век" (ссылку на марафон прикрепляю - присоединяйтесь, хозяйка дружественного мне канала, "Кот - книголюб", Елена, курирующая этот этап марафона, с радостью будет видеть новых участников) сегодня рассказываю о романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия". О самом авторе смысла рассказывать нет (делал это в своём недавнем отзыве на его повесть "Собачье сердце", ссылку также прикрепляю), поэтому давайте с места в карьер начинать обсуждение романа, погружающего нас в ещё одну из трагических страниц XX века - революцию и последовавшую за ней гражданскую войну. Канун Рождества 1918 года. Киев погружен в пучину безвластия - "законная" власть в лице гетмана позорно сбегает из города вместе с немцами, на подступах к Киеву уже показалась армия Петлюры, из оставшихся в городе юнкеров формируются отряды добровольцев для его обороны, а к Киеву, по с

Всем привет! В рамках продолжающегося марафона "Открой школьную Вселенную", носящего во второй четверти подзаголовок "Многоликий двадцатый век" (ссылку на марафон прикрепляю - присоединяйтесь, хозяйка дружественного мне канала, "Кот - книголюб", Елена, курирующая этот этап марафона, с радостью будет видеть новых участников) сегодня рассказываю о романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия". О самом авторе смысла рассказывать нет (делал это в своём недавнем отзыве на его повесть "Собачье сердце", ссылку также прикрепляю), поэтому давайте с места в карьер начинать обсуждение романа, погружающего нас в ещё одну из трагических страниц XX века - революцию и последовавшую за ней гражданскую войну.

Сегодня книгу из школьной библиотеки представляет Джессика.
Сегодня книгу из школьной библиотеки представляет Джессика.

Канун Рождества 1918 года. Киев погружен в пучину безвластия - "законная" власть в лице гетмана позорно сбегает из города вместе с немцами, на подступах к Киеву уже показалась армия Петлюры, из оставшихся в городе юнкеров формируются отряды добровольцев для его обороны, а к Киеву, по слухам, уже устремились отряды Деникина и большевиков. На фоне всего этого хаоса мы наблюдаем за крахом аристократической семьи Турбиных, двух братьев и сестры - старшего Алексея, известного киевского врача, средней Елены, жены белогвардейского офицера, и младшего Николки, вчерашнего школьника, сегодняшнего юнкера...

Избранные главы из романа, называемого критиками первым из больших произведений автора, впервые были опубликованы в журнале "Россия" в 1925 году. Полностью же произведение было издано спустя четыре года во Франции - места в родной стране, восхищавшейся в то время героическими эпосами Фурманова "Чапаев" и Островского "Как закалялась сталь", книге о Гражданской войне, рассматривающей её с позиции общенациональной катастрофы, не нашлось.

Роман во многом стал для Булгакова личным - прототипом для большинства персонажей книги послужили его знакомые и близкие в лице младших братьев, примкнувшие к белому движению. Но в первую очередь, Булгаков, как и многие представители творческой интеллигенции видел, чем обернулась для России революция и последовавшая за ней братоубийственная гражданская война. "Никакой сигнализацией не остановить того развала и разложения, которое свили теперь гнездо в душах человеческих"(с).

Булгакову, как исследователю человеческой души, интересно, как в атмосфере всеобщего хаоса и разложения проявит себя человек, попавший в водоворот испытаний. Позорно сбежит с немцами, как муж Елены, Тальберг? Будет до конца, до отморожения пальцев, выполнять приказы командования, как Мышлаевский? Откажется вести солдат на убой, как полковник Малышев? Прикажет юнкерам, обороняющим улицу бежать и будет ценой собственной жизни прикрывать их спины, как Най Турс? Бросится в пучину погромов, мародёрства и спекулянтства, воруя дрова у соседей, ежедневно поднимая цены на молоко или устраивая налёты на квартиры, "ведь революция уже выродилась в пугачёвщину, лишив в течение каких - либо двух лет всякой опоры в законе, минимальной защиты прав человека и гражданина"?(с) Вот каждый из героев и пройдёт жёсткую проверку этим непростым безвременьем: кто-то останется верен себе и данной присяге, кто-то сломается, кто-то не сможет принять и приспособиться к жизни в таких жестких условиях.

Впрочем, разве трагедия коснулась только бывалых вояк? Разве хрупкие героини романа не сражаются, каждая по - своему, за родной город? Не встают перед нравственным выбором? Не отмаливает Елена у Богородицы ценой собственного счастья старшего брата, умирающего от тифа? Не спасает его же с риском для собственной жизни от погони петлюровцев вдова Юлия Рейсс? Не отправляется вместе с Николкой на поиски убитого брата в заваленный трупами горожан морг красавица Турс? Нет, эти три дня станут катастрофой для всех жителей города, и рваное, сумбурное повествование (в отличии от стройного текста "Собачьего сердца") лишь усиливают ощущение тоски и безнадёги.

В немалой степени способствуют этому и замечательные иллюстрации киевского художника Сергея Михайловича Чепика, для которого события романа тоже являются очень личными. Его дед, представитель древнего дворянского рода Сабанаевых, был однокашником Булгакова по гимназии и медицинскому университету, а родственники погибли, защищая город от разграбления банд Петлюры. И иллюстрации Чепика, повторюсь, как нельзя лучше передают атмосферу романа.

Иллюстрации Сергея Михайловича Чепика
Иллюстрации Сергея Михайловича Чепика
-3
-4

А ещё Михаил Афанасьевич, как и многие его собратья по писательскому цеху, невольно оказался пророком в своем отечестве, показав, что всегда, при любой власти Украина стремилась к "незалежности" от "клятых москалей", что испокон веку там были молодчики, кричавшие "Геть! Геть в Россию! Геть с Украины!"(с), называвшие сотни именами предателей и терроризировавшие "население этим гнусным языком, которого и на свете не существует"(с). Не напоминает вам сегодняшнюю точку на карте под названием "У...", бывшую когда -то Украиной? А мы сами лучше что -ли? Не пытаются высшие чины из МО нагреть руки на святом - пайках ребят, защищающих Родину, подтверждая, что поговорка "Кому война, а кому мать родна" остаётся актуальной даже спустя сто лет? Повторюсь, пророк.

На выходе получаем пронзительную историю о жизни, смерти, верности долгу и семье. Историю о том, как остаться человеком, когда окружающий мир рушится в пропасть. Не знаю, но лично для меня оплотом спасения Турбиных от хаоса служит их родительское гнездо с изразцовой печкой, кремовыми шторами и лампой под абажуром. Даром что ли в конце романа все герои слетаются на свет этой лампы, как мотыльки? Ведь "все пройдёт. Страдания, муки, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?"(с)

На этой оптимистичной ноте прощаюсь с вами, дорогие друзья! Но не прощаюсь с Булгаковым - буду читать его повесть "Мольер", написанную для серии "ЖЗЛ", повесть с очень непростой судьбой. Правда, уже для другого марафона, "Нескучные биографии" на канале "Библио Графия". Впрочем, с Леной и её марафоном я не прощаюсь, ибо наметил прочитать ещё кое -что. Впрочем, потом... А вы любите "Белую гвардию"? Делитесь мнением в отзывах, обсудим, подискутируем! Ну, а пока - пока! Всем только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Ученый кот"!