Всем привет! В рамках продолжающегося марафона "Открой школьную вселенную: Многоликий XX век", которую в этой четверти курирует хозяйка дружественного мне канала "Кот - книголюб", Елена (ссылку на марафон прикрепляю, присоединяйтесь к нашей дружной компании), читаю сатирическую повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце". Автор родился в Киеве (в котором теперь переименовывают названные в честь него улицы и сносят памятники), создав при жизни бессмертные повести "Собачье сердце" и "Роковые яйца" (читавший нам в институте зарубежную литературу преподаватель в шутку заклинал нас не перепутать слов в названиях повестей🤣🤣🤣), пьесы "Дни Турбиных" и "Бег", романы "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита" и даже биографическую повесть "Мольер" для серии "ЖЗЛ", забракованную лично Максимом Горьким, курировавшим на тот момент выпуск серии, с пометкой: "за немарксистский подход к жизнеописанию". У обсуждаемой сегодня повести тоже был непростой путь к читателю: написанная в 1925, она была издана впервые только в 1968 году, спустя двадцать восемь лет после смерти писателя. Ну, не могла советская цензура пропустить произведение с откровенно контрреволюционными фразами "Какая гадина, а ещё пролетарий!"(с), "Именно гражданин, а не товарищ, а вернее всего - господин"(с), а если их редактировать, пришлось бы выкромсать полкниги. Поэтому при обыске ОГПУ у Булгакова в 1927 году рукопись повести была изъята, но благодаря заступничеству вышеупомянутого Горького спустя три года возвращена хозяину. И книге пришлось ждать своего часа более сорока лет, а уж всенародно любимой она стала с выходом в 1988 году одноимённого фильма Владимира Бортко, снова привлекшего внимание к булгаковскому тексту. Давайте же вспомним вместе, о чем эта повесть.
Известный московский хирург профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит в своей клинике операции по омоложению организма, пересаживая клиентам яичники обезьян. Однако мечтой всей его жизни остаётся пересадка человеческого мозга какому - нибудь животному. Когда мечта осуществляется - Филиппу Филипповичу удаётся пересадить мозг трактирного балалаечника Клима Чугункина безродному бродячему псу, никто даже не представляет, к каким катастрофическим последствиям это может привести.
Всем известно отношение Булгакова к Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войной - он считал, что вместе с ними страна ухнула в пучину ада, отречась от веры, уничтожив целый слой общества, сломав веками устоявшиеся устои. И кто - бы там чего ни говорил об идее "Собачьего сердца" как обличителя бесчеловечности экспериментов над животными и невмешательства в природу, главный авторский замысел совсем не в этом. Он в изображении конфликта между "старой", представленной интеллигентом в нескольких поколениях Преображенским и "новой", представленной люмпен - пролетарием Шариковым и "иже с ним", Россией. Первый способен любой приём пищи превратить в эстетическую церемонию, считает советские газеты вредными для пищеварения и сокрушается о разграблении стойки с галошами в вестибюле многоквартирного дома, до которой десятилетиями до Октября 1917 не было никакого дела. Второй - моральный инвалид, нравственный урод, быдло, "глупости говорит безапелляционно и уверенно"(с) и не способен выражаться без "бранных слов, какие только существуют в русском лексиконе"(с)., все попытки создателя которого окультурить или перевоспитать собственное творение терпят неизбежный крах. Возможно ли перевоспитать Шарикова, который наполовину состоит из Клима Чугункина - "московского озорного гуляки" с тремя судимостями, трактирного балалаечника, трагически погибшего, один в один как лирический герой одного из стихотворений Есенина - "кто-то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож". А теперь представьте, что власть в стране одномоментно попала в руки таким вот "Шариковым - Климам", у которых нет ничего своего, кроме оружия и грубой силы, но они предлагают при этом "взять всё и поделить", и вы пойметё, почему Булгаков дал повести подзаголовок "чудовищная история" (я до сего дня этого не знал). Но при том, что автор откровенно симпатизирует Филиппу Филипповичу, в его же уста он вкладывает фразу, уравнивающую всех на весах истории: "Террор им не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый"(с). Удивительно, но булгаковский текст при всех своих коллизиях читается достаточно легко - я потратил на чтение всего два вечера.
Если вернуться к моей любимой рубрике "Экранизация", то фильм Бортко с гениальными просто образами, воплощёнными Евстигнеевым, Толоконниковым, Карцевым и Руслановой безмерно люблю. Бортко снял фильм максимально близко к булгаковскому тексту, практически дословно, а блестящая операторская работа лишь усиливает ощущение тоски и безнадёги.
Что же мы имеем на выходе, друзья! Одну из ярчайших сатирических повестей XX века, доносящую до своего читателя непреложную истину о том, что есть человеческие сердца "самые паршивые из всех, которые существуют в природе"(с) и что "говорить еще не значит быть человеком"(с), невероятно смелую для своего времени и невероятно злободневную сегодня. Почему злободневную? Оглянитесь вокруг... Вы не замечаете, сколько сегодня развелось этих Шариковых? Если не видите, присмотритесь повнимательнее...