Оказывается, три года назад я родила себе друга. Такая мысль меня внезапно посетила, когда мы с Гришкой разговаривали, играли и дурачились вместе. Я никогда не любила детей как таковых и до сих пор не испытываю симпатии к большинству посторонних детей. Мне с ними неловко, скучно, неудобно.
Но Гришка - это мой человек. Мы часто на одной волне! Мне с ним вдвоём почти всегда интересно, весело, забавно. Мне нравится с ним разговаривать, играть, дурачиться, читать книжки, смотреть мультики. Он поддерживает все мои задумки, а я - его. Мне порой даже не верится, что он ещё ребёнок, причём совсем ещё малыш.
После этого лирического вступления хочу по традиции поделиться срезом Гришкиного развития в 3 года.
Предыдущий отчёт можно почитать тут:
Думаю, впредь буду писать такие статьи реже, потому что теперь развитие более размеренное, масшаб изменений укрупнился.
Напомню: меня зовут Марина, мне 35 лет. У нас с мужем Ваней есть старший сын Гришка, ему 3 года, а также младший сын Колянчик, ему уже 11 месяцев. Мы живём в Москве, любим посещать интересные места и путешествовать по всему миру.
Основное
Рост около 95 см, вес примено 14,5 кг. За три месяца вырос на 1см.
Сохраняем дневной сон, потому что без него Гришке очень тяжело вечером: капризничает, разбрасывает вещи, нападает на близких.
Хотя в целом кризисных проявлений стало меньше. Чаще всего с Гришкой можно договориться. Он в основном послушный, ищет одобрения у взрослых. Но свои границы отстаивает будь здоров! И орать, и верещать, и драться - всё умеет, благо использует уже нечасто.
Гриша уже третий месяц ходит в детский сад на полдня. Адаптация прошла хорошо, мягко, без происшествий (ссылку на статью об этом оставлю в конце). За это время стало гораздо лучше с питанием: в саду Гришка ест хоть и не всё, но регулярно пробует новые блюда и расширяет рацион. Например, по словам воспитателей уже несколько раз ел салат из пекинской капусты и огурцов.
Также на фоне посещения детского сада улучшились навыки самообслуживания, об этом будет подробнее дальше по тексту.
Моторика
В крупной моторике без особых изменений за последние 3 месяца. Гриша очень ловкий, на площадках и в игровых комнатах залезает везде, где позволяет рост. Не боится висеть на руках, кружиться и кувыркаться. Всё хотим возобновить занятия в секции гимнастики, но пока не получалось из-за сада и отпуска.
Мелкая моторика понемногу улучшается, правда, тут Гришка не в чемпионах. Вот вам и развенчание мифа о том, что для развития речи надо работать над мелкой моторикой. Знаю, что многие сверстники уже вовсю рисуют, аккуратно вырезают и наклеивают. Гришка же рисует каляки-маляки, с трудом прямые линии, ножницами не владеет. Но мы дома такие занятия всегда задвигали на второй план, поэтому это заслуга садика. Там он прилежно занимается поделками и заданиями в рабочих тетрадях. Дома мы только рисуем и лепим из теста.
Речь и интеллект
В саду Гришка прошел бесплатную диагностику у логопеда. Они не нашли к чему придраться, несмотря на то, что в противном случае могли бы предложить платные индивидуальные занятия.
Речь у Гришки чёткая и беглая, со сложными предложениями и обширным словарным запасом. Посторонние люди его прекрасно понимают. Все новые слова схватывает на лету, в том числе и на английском. Да, два раза он уже попадал на занятия английским языком в саду во второй половине дня.
Вот пример речи:
Не выговаривает только [р], и [с] иногда выходит межзубная. Также есть индивидуальные смешные варианты произношения отдельных слов. Например, оран[дж]евый, внутри вместо обычного ж какой-то типа английского мягкого [дж']
Запоминает стихи и слова песен. Любит, когда ему поют новые песни, комментирует текст, задаёт вопросы. Например, я начала ему петь перед сном песню "Надежда" (та которая компас земной), так он мне всю душу вынул про огни аэродромов и почему мы оторваны от дома.
Про интеллект я уже подробно писала три месяца назад, ссылку дам в конце. Принципиально ничего не изменилось. Гришка по-прежнему жутко любознательный. Стремится понять причинно-следственные связи, постоянно задаёт вопросы с "А почему?" Часто сам для себя проговаривает вслух логические цепочки вида "что-то случилось потому что..." Например, "На дороге была большая пробка, поэтому мы поехали на метро, чтобы не опоздать в аэропорт."
С ним стало очень интересно разговаривать, потому что иногда вопросы задаёт каверзные. Например, однажды утром проснулся, увидел в окно изморось на крышах домов и спросил: "Почему крыш не видно?" В таких случаях я стараюсь давать развёрнутые ответы, в меру своих знаний и Гришиного понимания. И очень приятно, что он всё запоминает и потом пересказывает.
Вообще, я считаю себя довольно эрудированным человеком, особенно в естественно-научных вопросах. В детстве и юности я регулярно читала научно-популярные журналы. Дома у родителей лежит целая коллекция Geo и National Geographic. Поэтому мне в удовольствие рассказывать сыну про окружающий мир.
Социальные навыки
И тут садик пришёлся нам очень кстати! Гришка начал играть с другими детьми, проявлять симпатию к другим детям. В частности, в саду у него появился друг. Если Гришка утром не хочет идти в сад, достаточно упомянуть имя друга и что он там будет, чтобы Гришка принял такой сценарий.
Он по-прежнему не очень любит идти на площадку, если там уже играют другие дети. Но в игровых комнатах ко всем относится ровно. И даже часто находит себе партнёра/партнёрку для игр, беготни и веселья. Например, в детском клубе турецкого отеля он несколько дней бегал за одной девочкой в комнате для активных игр.
С каждым из близких родственников Гришка установил особые отношения. Со всеми общается немного по-разному, предлагает разные игры и развлечения. Например, только меня просит покатать на спине, испечь оладушки, пощекотать. Папу просит что-то построить из лего, посидеть за рулем машины. Также только папу зовет ночью, если просыпается. Папу Гришка просто обожает и в последнее время называет по имени. С бабушкой играет в фанты, клеит наклейки, занимается по пособиям и играет ещё в кучу только им ведомых игр. Кроме того, Гриша уже разбирается в характерах членов семьи и знает, как с кем себя лучше вести: что и в какой момент попросить у мамы, у папы и т.д.
Психическое развитие
Говорят, что темперамент формируется до 4 лет. В принципе, у Гриши я уже вижу признаки своего темперамента - холерика, но также и отцовского - сангвиника. Он немножко "себе на уме", не всем сразу раскрывается. Как положено по возрасту, процессы возбуждения порой выходят из-под контроля, но и успокаивается он довольно быстро. В нем очень много энергии, присутствует взбалмошность и милая чудинка. Конечно, это всё мои домыслы, да и сама теория темпераментов граничит по доказанности с астрологией (по знаку мы оба Скорпионы). Но тем не менее, видно, что какие-то черты характера уже кристаллизуются в ребёнке. И это очень интересно!
По психике нас в Гришке сейчас всё устраивает, проблема с "пименьками", о которой я писала в прошлый раз, сходит на нет. К специалистам не собираемся.
Гриша учится понемногу понимать свои эмоции и говорить о них. Порой говорит что-то типа: "А помнишь, я боялся идти в море, потому что там волна?"
В отношениях с братом Коленькой тоже пока всё гладко и гармонично. Они тянутся друг к другу, Гришка к Коле немного покровительственно относится, проявляет заботу. Может погладить, обнять, успокоить, если Колянчик плачет. Привлекает его к своим играм. Гриша позволяет купать его вместе с собой в ванне.
Конечно, не обходится без ситуаций, когда Коля Грише мешает, и Гриша на него злится. Недавно Гришка неудачно оттолкнул Колю от своих игрушек, тот ударился головой о балясину. Пришлось провести воспитательную беседу, Гришка на неё отреагировал хорошо: видно, что устыдился, извинился перед Колей, пообещал впредь говорить взрослым, если Коля ему мешает.
Навыки самообслуживания
С туалетом всё наладилось очень быстро. Я уже писала про горшечные успехи, ссылка будет в конце. Гришка ходит и на горшок, и на унитаз, и с накладкой, и даже в общественных местах.
Свекровь рассказала потрясающую историю. Она присматривала за Гришкой и пошла в общественный туалет отеля по своей нужде. Гришка, разумеется, с ней. Она его попросила подожать перед кабинкой. Вышла, а Гришки нет. Зовет, а он из соседней кабинки ей спокойно отвечает: "Я тут, я еще писаю". Свекровь попыталась открыть дверь его кабинки - закрыта. Гришка услышал её попытку, сказал: "Я ещё не закончил". Таким же ровным деловым тоном. Потом как ни в чём не бывало, открылся, вышел и сказал, что теперь закончил и готов идти. И с виду всё в полном порядке, видимо, сделал всё полностью самостоятельно. Свекровь была в шоке. И мы все тоже!
Так-то мы ему ещё помогаем в туалетной логистике: проводить в туалет, подать горшок, поставить накладку трон, подать бумажку и т.п. Иногда напоминаем, что хорошо бы сходить перед прогулкой или сном, но теперь уже больше инициатива исходит от него. Писает преимущественно стоя, но в писсуар боится (предлагали детский в турецком отеле). На ночь ещё надеваем подгузник, но за полтора месяца были лишь несколько мокрых пробуждений. Так что скоро и на ночь будем укладывать в обычных трусах.
Учится сам надевать и снимать одежду, часто получается. Для туалета - вообще легко, также хорошо получаются футболки и штаны. Носки, перчатки и верхняя одежда пока не очень.
Сам моет руки, причём длинные рукава закатывает, похоже, в садике приучили.
Не любит мытье головы и боится, когда это делаю я. Просит, чтобы папа ему ласково рукой смывал голову. А то у меня обычно не хватает терпения, я могу и из ковшика окатить.
Перестал бояться пшиков морской воды в нос. Учится сморкаться, с каждым разом получается всё лучше. Вытирает лицо и руки салфеткой. Охотно мажется кремом, чистит зубы сам, более-менее лояльно относится к тому, что взрослый ему дочищает.
Ест полностью самостоятельно, из приборов предпочитает ложку, вилку почти не использует. Когда ест суп или кашу, просит нагрудник, второе ест аккуратно и без него, но как правило, руками 😆
Интересы
"Вспыш и Чудо-машинки" - это сейчас просто самое любимое! Гришка любит именно смотреть этот мульсериал, следит за сюжетом. Там по ходу повествования просят что-сказать или ответить на вопрос (типа "Чтобы преодолеть это препятствие нам нужна сила 7, сейчас у нас сила 5, пять больше семи или меньше?"). Гришка отвечает, вовлекается, даже, не побоюсь этого слова, чему-то учится. Этот сериал действительно весьма познавательный и рассчитан скорее на более старшую аудиторию, плюс-минус младших школьников.
"Три кота" Гришка недавно полюбил, раньше не понимал и не принимал его. Там много про отношения в семье, и всё очень по-доброму и без гендерных стереотипов, мы с мужем одобряем. К слову, не все популярные мультики проходят наш фильтр. Например, "Машу и медведя" я терпеть не могу, этот мультик даже не показываем. Не хочу, чтобы Гришка ассоциировал себя с этой капризной девочкой.
"Щенячий патруль" вернулся в топ. Теперь даже на английском Гришка иногда его смотрит с интересом.
Буквально на днях Гришка первый раз посмотрел "Том и Джерри", один из любимых мультов моего детства и детства мужа. И стены затряслись от Гришкиного хохота! Так ему этот мультик понравился. Конечно же, на вопрос о том, кто ему больше нравится - Том или Джерри - он, как все дети, ответил "Джерри".
По прежнему в топе самолёты, поезда, машины, канатная дорога и транспорт в целом. Тут как у многих пацанов в этом возрасте.
Далее, природные явления, стихия: Гришку увлекают такие явления, как водоворот, вулкан, цунами, ураган, гроза, айсберг, а также крушение Титаника.
Водные горки недавно попали в сферу интересов. Но только смотреть! Когда в Турции недавно предлагали в детском аквапарке съехать даже с самой простой горки - упирался. Видимо, боится льющейся воды и бассейна в конце. Потому что во время перерыва, когда вода не лилась, он сам попросил меня с ним съехать. Увы, в конце была девочка, она быстро отскочила, но Гришка всё равно испугался. Через несколько дней мы с ним ещё пару раз скатились, но уже под его крики 😆 В общем, так он пока не решился в трубу сам, только смотрит на других. Особенно любит канал Tuberides на ютубе.
Космос, ракеты остаются в любимчиках. Как и пазлы, и лего. Помимо огромного количества Дупло, у нас уже есть несколько классических наборов Лего, 4+ и 5+. Гришка немного помогает их собирать, ищет детали, прикрепляет.
Рисование Гришка оценил совсем недавно, теперь иногда рисуем дома. Специально купила ему набор в коробке, сам её достаёт и просит ему помочь с красками.
На этом всё! Про день рождения и подарки напишу отдельно. А пожаловаться в этот раз и не на что, будем считать, что сейчас Гришка в светлой полосе 😉
Вот ссылки на упомянутые статьи:
И ссылка на всю подборку про развитие Гришки: