Какую машину Вы себе представляете, когда слышите “грузовой”? Первым делом, конечно же вспоминается великий КамАЗ – он ведь есть в каждом уголке России. А в сериале Дальнобойщики КамАЗ, можно сказать, был таким же главным героем, как Галкин и Гостюхин.
Но вернемся к теме. Завод, которому уже 13 декабря стукнет 55 лет, сейчас находится в немыслимых убытках: продажи упали в на 20% по сравнению с 2023 годом и составили 18,5 тысяч машин.
Почему же это могло произойти?
Суть проблемы заключается в том, что еще недавно, в 2023 году КамАЗ получил прибыль в 15,8 миллиардов рублей, а сейчас у завода “прибыль” в 3,8 миллиарда, только со знаком минус. В общем говоря, неплохой такой убыток.
В первую очередь надо вспомнить, что 2023 год для КамАЗа был рекордным: техники выпустили на 10 тысяч больше, чем годом ранее, все начали обновлять свои автопарки в первой половине 2023 года – брать лизинги, когда ключевая ставка была ещё 7,5%. Сейчас же рынок откатился назад, и таких результатов завод уже не покажет. Да и сама выручка завода сейчас упала до 230 миллиардов рублей, а валовая прибыль – на 50%.
Даже авторынок грузовых авто упал – продажи большегрузов упали на четверть от показателей прошлого года.
Что там по ключевой ставке?
Она тоже подливает масла в огонь, следите за руками: в первом полугодии 2023 года она составляла всего 7,5%, а к концу 2023 года – уже 16%. Такая ставка продержалась всё первое полугодие 2024 года, а сейчас пошла ещё выше: до 18%, а затем ещё до 19% и сейчас она составляет 21%. Никакая компания в здравом уме не будет в это время обновлять автопарк и брать лизинг – через 4 года придётся отдать вторую цену за эту же машину. Не забудем, что за 4 года эта машина ещё успеет постареть и просесть в цене. Какой компании нужно такое “выгодное” предложение?
Модернизация модельного ряда
КамАЗ не стоит на месте, и тоже пытается быть конкурентоспособным – с начала 2024 года завод принялся усиленно выпускать КамАЗ К5. Он выглядит достаточно современно, сравнивая с китайскими грузовиками. Увеличение производства связано с наплывом на российский рынок этих самых “китайцев”: так уже SITRAK всё чаще можно встретить на дорогах, ведь он смог обойти КамАЗ по продажам.
Камский завод не сможет дальше выпускать свои устаревшие модели, так как они будут сопоставимы по цене с азиатскими машинами, а по функционалу – сильно проигрывать им. В ответ на это, КамАЗ начал наполнять рынок своей новой моделью – КамАЗ К5, которая как ни странно, но похожа на своего главного конкурента. Забавны такие совпадения:
Но не будем забывать, про нужды армии. КамАЗ выполняет заказ от Министерства Обороны. Ясное дело, что “Ситраки” не справятся с такими условиями эксплуатации – для них нужны простые машины, с минимумом электроники. Для Армии РФ выпускается Камаз-5350, который отвечает этому запросу – там нет огромных экранов в салоне и сложных двигателей, всё работает по четко отлаженной схеме. Такие неактуальные по оснащению машины и нужны Министерству Обороны, больше их вряд ли кто-то захочет купить на полном серьёзе.
Они производятся большими партиями и не приносят большой прибыли заводу. Продукция выпускается, а дохода от неё – почти нет. Но от этих заказов никуда не денешься, поэтому приходится терпеть убытки.
Так что там по Ситракам?
Китайские грузовики и вправду оказались востребованы на российском рынке: их приняли даже лучше, чем легковые автомобили. Цена была иногда даже дешевле, чем у техники отечественного производства. Оснащение различными системами комфорта тоже было плюсом китайцев. У компаний стоял выбор между двумя вариантами: купить устаревший КамАЗ, или купить современный Sitrak. Смотря на комплектацию Ситрака и на комплектацию отечественного грузовика, выбор невольно падает на китайца. Они уже неплохо себя показали на наших дорогах – некоторые из них уже успели накатать и более 500 тысяч километров без серьезных поломок, разве что пришлось утеплить кабину – не предназначена она для наших зим. Да и логисты отмечают “живучесть” грузовиков Sitrak, по сравнению со старыми КамАЗами. Камский завод уже приготовил свой ответ в виде КамАЗ К5, пустил его в производство, но экономика подвела – уже никто не хочет брать новые автомобили по такой процентной ставке.
Сложности импортозамещения тоже вносят свою долю: чтобы произвести такую сложную машину, “напичканную” электроникой – нужно сначала где-то эту самую электронику достать. Основные поставщики многих лет, такие как Daimler, ZF, Liebherr – находятся в Европе и в данный момент под санкциями. Этот вариант не подходит, “санкционочку” сложно будет достать из Европы, как для производства, так и для ремонта техники в будущем. Ввели санкции на КамАЗ не только Евросоюз, но и Австралия с Канадой. Тут как тут на помощь пришли китайцы – сразу придумали и различные блоки управления, мультимедиа, климат-контроль. Зачем же придумывать что-то свое, когда можно взять в Китае? – так думают и на Камском заводе.
На смену европейским производителям пришли производители из КНР: Fast Gear, HanDe, SORL, Hyva. После таких изменений в производственных поставках, в 2023 году КамАЗ объявил свой грузовик К5 – “санкционно устойчивым”. Но все эти новшества имеют свою цену и удорожают конечный продукт. Этого бы не хотелось потребителю – и так с деньгами напряженка – лизинг очень дорогой, а с подорожанием машины выйдет ещё дороже.
Кроме китайцев, на подмогу вышли и казахи: так в Казахстане появится литейное производство, на котором будут отливать блоки и головки цилиндров для двигателей Р6. Таким образом, локализация новинки равна 70%.
Но завод не стоит на месте, и стремится повысить её до 100%.
Всё равно, собирать машины из китайских комплектующих проще в КНР, поэтому цена на КамАЗы сейчас выше, чем на аналогичные китайские грузовики. Такая высокая цена на новинку может привести к откату в техническом плане и возврату к старым моделям – без всех этих “современных наворотов”:
Закроется ли КамАЗ?
Скорее всего нет: это очень важное для государства производство – это один из главных поставщиков техники для Министерства Обороны. Да и убытки для завода несущественные: он же в прошлом году заработал больше, чем планировал. Ему волноваться не о чем. Производство ещё несколько лет сможет потерпеть убытки, а если что-то и правда пойдет не так, то получит поддержку от государства. Даже АвтоВАЗ смог её получить, а КамАЗ – никуда не денется с российского рынка, они всё так же нужны не только военным, но и пожарным, коммунальным службам по всей стране. Ситраков в таких целях ещё никто не видел. Одним словом, КамАЗ – важное для народа производство.
Поздравим КамАЗ с предстоящим 55-летним юбилеем – 13 декабря 1969 года, на строительной площадке будущего автозавода в Набережных Челнах был выкопан первый ковш земли. Этот день стал началом в истории Камского автомобильного завода. Его принято считать официальной датой начала строительства «КАМАЗа» – пожелаем ему в следующем году не терпеть таких убытков и радовать нас новыми моделями по доступной цене!
А что Вы думаете по этому поводу? Стоит ли волноваться за Отечественного производителя? Напишите Ваше мнение в комментариях, будет интересно почитать!