На канале я сделал уже достаточно много публикаций про разные образовательные системы. И отметил, что во многих акцент делают на то, что знания важнее оценок. Поэтому в некоторых странах оценки появляются очень поздно или не играют такой важной роли, как у нас.
В нашей же системе образования оценка является мерилом всего. Да, безусловно, лучше систему не придумали, выставление оценок, умение с ними работать является очень важным моментом в образовательном процессе. Но то, как устроена система, первое место оценки относительно всего остального вызывает вопросы. Об этом сегодня и поговорим.
В Telegram провёл опрос, результаты которого, на мой взгляд, очень красноречиво показывают ситуацию со школой.
Несмотря на то, что выбрать можно было несколько ответов, мы видим, что с большим отрывом лидирует пункт "Оценки". Собственно, данный опрос именно для этого и был создан, чтобы показать очевидную ситуацию.
Школа - это важнейший социальный институт, где происходит процесс усвоения знаний, умений, навыков, норм морали, происходит процесс социализации. И вот во всём этом многообразии, где важными являются качество образования, взаимоотношения, друзья, на первом месте всё равно оценки.
Оценивание знаний - важнейший момент, чтобы понять степень того, насколько каждый конкретный учащийся разбирается в теме/предмете. Однако, важнее всего всегда знания.
В случае с нашими школами огромное количество случаев, когда дети приходят просить именно оценку, потому что:
"Родители прибьют", "Сказали, что сделают подарок", "Разрешат пойти гулять", "Поставьте, пожалуйста, хорошую оценку, а я потом всё сделаю, мне просто для родителей нужно".
Это цитаты. Как вы понимаете, очень много связано с родителями. Почему так происходит? Не хочу обобщать всех, поэтому скажу, что очень часто родители, особенно в классах постарше, совсем мало интересуются образованием ребёнка. Они смотрят оценки в дневнике, там всё нормально, значит всё отлично. Главное, что учится.
В начальной же школе родители очень часто обращают внимание своих детей на оценки. Потому что так правильно, потому что в начальной школе часто хорошие оценки. И детей приучают ориентироваться именно на них. Оценки=состояние успеха. Добавляем к этому ещё и учителей, которые часто тоже говорят про оценки, постоянно отмечают именно не уровень успеваемости (это только в отчётах), а именно то, что столько троек, столько четверок и пятёрок и воооот сколько двоек (к сожалению, сам тоже иногда на этом акцент делаю).
А затем случаются стрессовые ситуации, когда ребёнок по какой-то причине получил 3, а не 4 или 5. Особенно заметна эта разница в 5-м классе, когда происходит переход из начальной школы, где, в общем и целом, один учитель в основную. А там сами знаете - разные кабинеты, разные учителя, новые предметы и абсолютно другие требования. И многим перестроиться очень сложно, отсюда часто происходит падение успеваемости.
В итоге, успешно адаптируются чаще всего именно те, кто привык к учёбе, привык трудиться и саморазвиваться, для кого в первую очередь важно понимание, а не то, какую оценку поставят.
Почему оценки это не главное?
Почему я считаю оценку не ключевой? Каким бы важным мерилом знаний не были оценки, они в любом случае субъективны. Более того, спектр оценивания очень часто не отражает реальность. Всегда очень жалею, что у нас очень мало школ, где есть 10-ти балльная система оценивания, потому что в ней намного больше возможностей, больше нюансов, которые можно учесть.
Знаете же эти ситуации, когда два человека получили "3", но у одного это почти "2", а у другого почти "4". Такой бы ситуации в другой системе оценивания можно было бы избежать. Или, например, сделать оценку "10" особенной, которую можно получить за творческий подход к решению задания.
Если же говорить просто про выставление оценок, то можно было бы начать не со второго класса, а хотя бы с третьего. И не просто вдруг резко перейти и начинать выставлять разные оценки, а перейти плавно, отмечая сначала положительными оценками что-то, что воспринималось бы как поощрение. И через такое постепенное подведение и прививать мысль, что оценка - это оценка, а не смысл твоей учёбы.
Статья 2020 года, но не думаю, что очень сильно что-то изменилось.
Если же абстрагироваться от оценки, которая является инструментом контроля, то нужно сказать о том, что больше они ни для чего не нужны. При устройстве на работу, да даже при поступлении в ВУЗ, никто на аттестат смотреть не будет. Разве что пару баллов за медаль могут накинуть. В колледж да, пока ещё поступают по среднему баллу аттестата (что-то тоже пора уже давно убирать). Поэтому, на мой взгляд, зависимость от ситуации, когда "много оценок значит нет проблем" нужно уходить.
Чтобы знания ценились выше оценок нужна комплексная работа, нужно, чтобы все участники образовательных отношений меняли свой взгляд на эту тему. Понятно, что и качество уроков, интересные и увлекательные занятия способствуют тому, что на первый план выходит учеба, а не оценивание. И конечно, чтобы не было стресса, оценивание должно быть по четким и понятным критериям. Всё это в комплексе может поменять отношение к этому.
Как вы думаете, поменяется ли отношение к оценкам когда-нибудь? Пишите в комментариях, подписывайтесь на канал и Telegram.