У вас сейчас какие отношения с СанПиНом?
Почему спрашиваю. Многие нейл-мастера понимают, что СанПиН – тема важная. Но при этом «плавают» и толком не знают, зачем, почему и как соблюдать нормы и требования. Другие считают, что нормы и требования СанПиН – вообще это не для них, потому что работают на себя, а не в салоне.
И в том, и в другом случае санитарная обработка часто ограничивается дезинфекций инструментов и уборкой. А предстерилизационная обработка и стерилизация, предварительная, текущая и заключительная уборка, проветривание, рециркуляция и уже тем более заполнение журналов учета – все это остается за кадром.
А между тем СанПиН – это закон, и его надо соблюдать всем, кто оказывает бытовые услуги, в том числе нейл-мастерам и подлогам. Поэтому не стоит пытаться найти оправдания, чтобы не делать! Мы с вами не можем прикрыться незнанием закона – от ответственности это нас никак не освобождает.
Понятно, что в пределах одной статьи невозможно закрыть все аспекты, связанные с СанПиНом. Но хочу остановиться на очень важных вопросах, которые уже помогут вам двигаться в правильном направлении.
Прошивать или не прошивать – вот в чем вопрос
По санитарным правилам и нормам, нам с вами необходимо вести журналы учета и контроля. В их числе, например, журналы:
- текущих уборок (проводятся минимум 2 раза в день)
- генеральных уборок (проводятся минимум 1 раз в неделю)
- контроля дезрастворов
- качества предстерилизационной обработки
- учета стерилизаторов
- учета работы бактерицидной лампы
- и другие
В моих центрах подологии все журналы пронумерованы, прошиты, в них указано число страниц, проставлены даты и подписи.
Но недавно у студентов курса «Подологика. Перезагрузка» возник вопрос:
«А где написано, что журналы учета надо прошивать?» Мол, может достаточно просто вести журналы и не заморачиваться.
Действительно, законодательно такой подход не закреплен. Так почему же я продолжаю так делать и настоятельно рекомендую другим подологам последовать моему примеру?
Да потому, что это существенно упрощает жизнь при проверках. Когда к нам приходят проверяющие, то они понимают, что никто никаких страниц не выдергивал, все журналы ведутся четко и правильно. Придраться на этот счет не к чему.
Это пример, когда не лишним будет соломку подстелить и сделать несложные действия, которые повышают мою безопасность во взаимодействии с проверяющими органами.
А еще здравый смысл (даже без требований закона) помогает не навредить своему здоровью.
К примеру, меня часто спрашивают, про занавески, картины, цветы и прочий декор в кабинете подолога. Нигде в законе не написано, что все это запрещено.
Но давайте рассуждать здраво. Мастера маникюра, педикюра, подологи постоянно пилят. Подологи постоянно работают с грибковыми инфекциями и другими заболевания. И часть биологической пыли непременно оседает в помещении.
Именно поэтому по нормам СанПиНа подологам необходимо минимум 2 раза в день проводить текущую обработку помещения: на высоту вытянутой руки обработать стены, рабочее место, пол, подоконник.
И я очень сомневаюсь, что кто-то будет дважды в день снимать для обработки постеры, мыть цветы или стирать занавески. Так что белковая инфицированная пыль будет во всем этом накапливаться. Вот и подумайте, вы готовы этим дышать, нужно вас это или нет?
На предобучении перед стартом нового потока курса «Подологика. Перезагрузка» мы проводили викторину. Один из вопросов звучал так: когда нужно включать рециркулятор воздуха в кабинете? И только половина участников ответили верно.
По нормам СанПиНа, рециркулятор должен быть включён в течение всего рабочего дня. Длится ваш рабочий день с 9.00 до 14.00 – этот аппарат работает. Пришли на 2 часа – с 18.00 до 20.00 – тоже включили. То рециркулятор находится в активном режиме, когда принимаете клиентов. И не забывайте делать отметку об этом в журнале.
Сертификаты соответствия
Еще один вопрос, который вызвал затруднения – на какие предметы и инструменты в кабинете подолога не нужны сертификаты соответствия. Тогда многие подумали, что без сертификата можно использовать, например, режущие инструменты.
Возможно, для кого это станет сюрпризом, но СанПиН нам диктует, что в кабинете подолога абсолютно на все нужны сертификаты соответствия. И речь не только про оборудование, расходные материалы, режущие инструменты, мебель, космецевтику, но даже на емкости для дезинфекции, краску на стенах и линолеум на полу.
Поэтому рекомендую посмотреть, какие из документов у вас есть в наличии, найти недостающие и собрать в папку или в электронном виде. Если вдруг придут с проверкой, вы должны будете предоставить все сертификаты.
Одежда подолога
Дезинфекция рабочей одежды подолога – отдельная песня. Вы знали, что ее ни в коем случае нельзя забирать домой, чтобы постирать в обычной стиральной машинке?
Рабочую одежду подолога необходимо обрабатывать в противовирусном режиме (есть еще антибактериальный и противогрибковый режимы). Для этого нужно развести дезсредство в определенной концентрации или взять уже готовый состав, выдержать в нем одежду, затем ополоснуть проточной водой.
То есть тот же ритуал, как и с дезинфекцией инструментов. Только для них потом идет предстерилизационная обработка и стерилизация, а одежду мы отправляем в стирку.
Но опять же нюанс: даже после дезинфекции стирать рабочую одежду дома нельзя. Нужно заключить либо договор с химчисткой, либо ставить в кабинете отдельную стиралку.
К чему такие сложности? Опять напомню про биологическую пыль. Согласитесь, ни к чему тащить все это домой.
И конечно соблюдаем нормы СанПиНа и защищаем себя во время работы: даже при том, что у вас может быть аппарат с пылесосом или вы используете Strong со спреем, обязательно надевайте шапочки, маски, перчатки и фартуки. Естественно, одноразовые.
Растворы для дезинфекции
Для каждого дезраствора должна быть написана рабочая инструкция, в которой будет четко определено, какой процент дезсредства необходимо разводить для того или иного вида дезинфекции.
Часто слышу: «А я беру готовые антисептики». Хорошо. Но вы читали к нему инструкцию? Для какого вида обработки этот готовый раствор подходит? Эти мои вопросы ставят людей в тупик, потому что многие даже об этом не задумываются.
А между тем 0,5- или 1-процентный дезраствор подходит для противогрибковой или антибактериальной обработки, но не годится для противовирусной. Напомню, что антиковидный режим у нас не сняли. И мы все обрабатываем по противовирусному режиму, для которого нужна 2-процентная концентрация дезинфицирующего раствора.
Тогда зачем тратить деньги на готовые растворы с неподходящей концентрацией? Научитесь разводить самостоятельно и используйте для дезинфекции инструментов, одежды, уборки помещения. Только не забудьте составить рабочую инструкцию для разведения дезсредства и маркировать полученные растворы.
Обработка инструментов
Давайте еще поговорим о том, сколько время хранения инструментов после обработки или после стерилизации.
По нормам СанПиНа, после дезинфекции инструменты могут ждать стерилизации до недели на отдельной, предназначенной для этого полке, а потом отправиться в сухожар или автоклав. Если этот срок вышел, а стерилизации не было, то инструменты нужно будет вновь продезинфицировать.
Что касается простерилизованных инструментов, то срок зависит от крафт-пакета. Каждый производитель пишет инструкцию хранения: какие-то крафт-пакеты держат стерильность 21 день, а какие-то до года. Но опять же – хранить стерильные инструменты в крафт-пакетах нужно в специально отведенном месте.
Важно: стерильные инструменты мы всегда вскрываем перед клиентом и обязательно говорим ему об этом. Потому что клиенты приходят часто с раневым процессом, им больно, они переживают, чтобы не стало хуже. Вы сами увидите, как такие детали успокаивают человека.
Да, мы не можем предоставить им на 100% антисептические условия, все же кабинет подолога – это не операционная. Но использование стерильных материалов и инструментов, регулярное поддержание чистоты и порядка, ведение журналов – это то, что выгодно отличает грамотных и продвинутых мастеров в глазах клиентов и повышает доверие к вам. Естественно, такой клиент и сам вернется, и порекомендует вас своим знакомым.
***
СанПиН – это, в первую очередь, безопасность: нас с вами, наших близких и клиентов
Ведь подологи постоянно взаимодействуют с биологической пылью, бактериями и вирусами, и соблюдение санитарных норм помогает нам не схватить инфекцию, не принести ее домой, где мы едим, спим и обнимаемся со своей семьей.
Поэтому я выступаю за то, чтобы не подставлять себя, а с самого начала выстроить систему, сделать все по нормам и правилам. Тогда в кабинете будет комфортно и безопасно в плане здоровья. Плюс мастеру не придется бояться проверок: у него все чисто, журналы заполнены, так что не подкопаешься.
Уверяю вас, это не так сложно и дорого. А когда все отлажено, то ежедневные действия занимают 5-10 минут времени.
***
Хотите узнать, готовы ли вы полностью уйти в подологию и стать лучшим подологом в своем городе? Пройдите видео-тест
Для тех, кто хочет узнать, какие подологические навыки формируют системный подход, влияют на динамику клиентов и доход мастера, предлагаю посмотреть бесплатный мини-курс
📍 Подписывайтесь на мои аккаунты в соцсетях – там тоже много полезного для профессионального роста:
✔️ Если пропустили, то смотрите другие выпуски онлайн-журнала «Подологический вестник»