Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Человек-невидимка (1984, ТВ, Великобритания, фантастика / ужасы): Кошмар из детства

Три самых ярких телевизионных впечатления из начальной школы - мини-сериалы "В поисках капитана Гранта", "Робин из Шервуда" и "Человек-невидимка".

Если первый фильм - каскад захватывающих приключений, второй - забористая мистика на фоне леса, то третий - ощущение бесконечного, дурманящего ужаса.

Фильм Брайана Лайтхилла был настолько жутким, что его невозможно было смотреть. Но и невозможно было не смотреть: мне до ужаса хотелось узнать, как авторы фильма покажут невидимость. Доселе со спецэффектами в кино я не сталкивался (мне казалось, что и тут будет что-то в духе кукольного театра).

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)

В плане невидимости фильм не разочаровал! А сцена с медленно проступающими из прозрачной пустоты мышцами, костями, венами умерщвленного человека-невидимки в финальной сцене, - думается, навсегда запомнилась всем, кто видел фильм в детстве.

В том же году я прочитал книжку, а потом, со временем, посмотрел другие экранизации, включая нашу, вышедшую в том же, 1984 году (читайте об этом фильме здесь).

И надо отметить, что тут ученый Гриффин, изобретший невидимость, показан как абсолютно инфернальное зло) В романе Уэллса он постепенно становится одержимым мыслями о мировом господстве, чему способствует его постепенное отдаление от общества. Ставя над собой успешный эксперимент, он превращается в изгоя. Будучи по натуре слегка психованным, в конечном итоге Гриффин не выдерживает этого испытания.

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)

Даже "Невидимка" Пола Верховена 2000-го года больше соответствует задумке Уэллса, несмотря на кровавую вакханалию, в которую превращается вторая половина фильма.

У Лайтхилла герой изначально отрицательный. То есть, режиссер ставит зрителя в положение деревенщины, которая судачит о странном госте таверны, прибывшем пешком сквозь залитую солнцем пустошь. И у зрителя, в общем-то, нет ни единого шанса проникнуться если не симпатией, то хотя бы сочувствием к главному герою.

Поистине испытываешь облегчение, когда толпа, наконец, учиняет над ним расправу. И в тот же миг (один-единственный за весь сериал), проникаешься жалостью...

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)

В Британии этот мини-сериал не пользовался успехом именно потому, что был слишком мрачным, слишком жутким по сравнению с другой продукцией BBC. Зритель к такому не привык. Аудитория составила 7,4 млн. человек. Для сравнения, в СССР фильм посмотрели 63 млн. зрителей.

Оценка: 6,5 из 10.

Режиссер: Брайан Лайтхил
Сценарий: Джеймс Эндрю Холл (по одноименному роману Герберта Джорджа Уэллса)
Композитор: Стефен Дьютч,

В ролях: Пип Донахи, Лила Кэй, Дэвид Гвиллим, Рон Пембер, Мерелина Кендалл, Джеральд Джеймс.

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)

Читайте также на моем канале:

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1984, ТВ)