Найти тему
Владимир Гордеев

Человек-невидимка (1933, США, фантастика / экранизация Г. Уэллса): Он был невидимкой всегда...

Этот фильм 1933-го года поражает воображение. Человек-невидимка развязывает бинты на голове – и под ними ничего нет, за пустотой – дальняя стена. Потом невидимка продолжает раздеваться и вскоре окончательно исчезает. Если это комната, – начинают летать предметы обихода и бить людей по головам, с истерическим хохотом бегает рубашка, а ежели – улица, то с полицейских, стоящих в оцеплении, слетают шляпы, потом невидимая сила хватает копов и начинает их крутить, делать подножки, отвешивать зуботычины… Спецэффекты в фильме чрезвычайно реалистичные, а сам человек-невидимка более напоминает полтергейста, нежели учёного.

Тому есть объяснение. Даже два. Герой фильма, небогатый, а точнее, откровенно бедный ученый по фамилии Гриффитс изначально чувствовал себя изгоем, на которого никто не обращает внимания. Изобретя средство, которое делает его невидимым, он окончательно уходит в "андеграунд". Невидимость – необратима, для того, чтобы найти противоядие, требуется время, ресурсы, покой. Но изгой всегда гоним, у него нет шансов вернуться.

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933)

Герой фильма противоставляет себя всему человечеству и сходит с ума. Это – первый аспект фильма, его философия, которую авторы преднамеренно оставляют за кадром и дают происходящему более простое объяснение: одним из элементов снадобья, делающего человека невидимым, является редкий препарат индийского происхождения, который "превратил собаку в альбиноса и ее взбесил". То есть, Гриффитс тупо сходит с ума, и его безумие выражается в мегаломанских фантазиях и стремлении к мировому господству.

В отличие от более поздних экранизаций романа, постановка Джона Уэйла (автора знаменитого "Франкенштейна" с Борисом Карлоффом) отличается динамичностью и отличным чувством юмора. Можно смело считать эту картину лучшей на сей день экранизацией.

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933)

В начале 40-х было создано несколько "спин-оффов" фильма Уэйла: "Возвращение человека-невидимки", "Женщина-невидимка" (оба — 1940 года выпуска), "Невидимый агент" (1942), в котором внук Гриффита, также владеющий секретом невидимости, забрасывается в нацистский тыл, и "Месть человека-невидимки" (1944).

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссер: Джеймс Уэйл.
Сценарий: Р.С. Шеррифф (по одноименному роману Герберта Уэллса),
Операторы: Артур Идисон, Джон Д. Месколл,
Композиторы: Пол Дюпон, Хайнц Рёмхельд, В. Франке Харлинг.

В главных ролях: Клод Рейнс, Глория Стюарт, Уильям Хэрриган.
В ролях: Генри Треверс, Уна О’Коннор, Форрестер Харви, Холмс Херберт.

Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933, колоризованная версия)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933, колоризованная версия)

Интересные факты о фильме:

  • Студия выбрала на роль невидимки Бориса Карлоффа, однако актер отказался ввиду того, что его лица не будет видно вплоть до финала. А режиссер Джеймс Уэйл, в свою очередь, хотел актера с более "интеллигентным" голосом. Он услышал голос театрального актера Клода Рейнса, когда тот проходил прослушивание в аудитории по соседству, и сразу понял, что это — его выбор. Фильм стал первой звуковой картиной Рейнса.
  • Первый в истории советского кинопроката дублированный фильм (1935-й год).

Читайте также на моем канале:

Исповедь невидимки (1992, США, фантастическая комедия): Новаторские спецэффекты для посредственного фильма
Владимир Гордеев24 июля 2022
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933)
Кадр из фильма "Человек-невидимка" (1933)