Найти в Дзене
СамЭлектрик.ру

Счетчик неисправен. Норматив или перерасчет?

Оглавление

Наступил форс-мажор - вы просрочили поверку счетчика. По закону это означает, что счетчик неисправен, и верить его показаниям нельзя. Что же теперь делать?

Расскажу свой опыт, как я действовал, когда оказалось, что у меня просрочена поверка газового счетчика, а жизненные обстоятельства сложились так, что я не мог пол года приехать и решить проблему на месте.

Наверняка среди моих читателей найдутся те, кто сталкивался с этой проблемой, ведь срок поверки наступает внезапно, как первый снег зимой.

В статье идёт речь о поставке газа. Однако, к электрическим счетчикам это также относится в большой мере.

Как будут развиваться события - буду писать на канале.
Как будут развиваться события - буду писать на канале.

Что говорит закон, если счетчик не поверен

Для начала, нормативная база. Меня интересуют пункты, в которых изложено, что делать, когда счетчик считается неисправным. Все НТД по коммунальным услугам вообще и по газу в частности перечислю тут:

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

(ред. от 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - тут общая информация, в том числе по газу, воде и ЭЭ. Нас интересуют пункты:

114...122 (Гл.XI), там к основном сказано, в каких случаях поставка прекращается.

80... (Гл.VII), по поверкам и снятию показаний, в основном по электрической энергии. П.81(11) рассказывает об ответственности за сохранность прибора учета, и главное - пломбы на нём, а также, какие санкции за нарушение пломбы.

В п.81(12) рассказывается, когда прибор учета считается неисправным, и расчет производится по грабительским расценкам (по нормативам)

Выделил пункты, важные лично для меня.
Выделил пункты, важные лично для меня.

П.81(13): если пломба повреждена, либо есть признаки, изложенные выше, прибор учета считается неисправным, и нужно срочно сообщить поставщику об этом.

В этом ПП есть типовой договор, в котором сказано:

9. Потребитель обязан:

г) в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе неотображения прибором учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета, превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки прибора учета незамедлительно известить об этом ресурсоснабжающую организацию и сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности);

Там же сказано в п. ж), что потребитель обязан информировать об изменении количества проживающих, только, если помещение не оборудовано прибором учёта.

Моё мнение: Нужно стремиться, чтобы у Поставщика была информация о как можно меньшем количестве проживающих. Даже, если учет ведётся при помощи счётчика. Большое количество может сыграть злую шутку, если ПУ выйдет из строя (как это может быть, приводил пункты выше) - тогда оплата будет проводиться по нормативу, умноженному на количество проживающих. Если не по отоплению, то по приготовлению пищи - точно.

То же самое - по электроэнергии и воде.

П. з) - отключение и подключение за наш счёт. Только где узнать цену, не сказано.

Следующий документ по газу, более конкретный:

Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549

"О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"

Что тут меня заинтересовало?

П.21. Абонент обязан:
б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа;
в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки;
е) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах: (количество людей и кур в этом помещении, безотносительно того, установлен счетчик или нет)
ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; (пломба нужна им, а хранить должен её я, как доказательство собственной невинности))

п 25, 28, 30 рассказывает о том, как производится расчет, когда счетчик неисправен или неповерен.

п. 28 - когда счетчик неисправен (т.е. нарушена пломба, просрочена поверка, и т.д.), оплата производится по нормативу. Как они рассчитываются следующие пункты.

В общем, нужно тщательно следить за истечением межповерочного интервала, сохранностью счетчика и пломб, чтобы не попасть на деньги. Если подходит срок поверки, либо вы увидели проблему с пломбой - нужно срочно бежать на поклон к поставщику, чтобы он решил проблему. Иначе - не отгавкаетесь, могут припаять норматив. А то и штраф, но по штрафам информацию пока не накопал.

ПП 549 - главный закон по расчетам за газ, тут - самая важная информация по теме.

Другие документы по этой теме:

  • Постановление от 23 мая 2006 г. N 306
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
  • Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549
  • ФЗ о газоснобжении в РФ
  • Жилищный кодекс РФ
  • РСТ нормативы

Что говорит "Газпром межрегионгаз"

по поводу поверки счетчика газа ВК-G4T.

Межповерочный интервал этого счетчика - 10 лет. Поверка закончилась 22 июля. Подошел срок, что делать дальше?

Предоставить паспорт, ИНН, СНИЛС владельца, , свидетельство (или выписка ЕГРН) на дом. Владелец может лично не присутствовать, нужны только копии его документов и доверенность в свободной форме (заверять у нотариуса не нужно).

Пишем заявление, выезжает контролер на адрес, делает Акт обследования, производит поверку счетчика.

Можно и замена, но поверка дешевле.

В поверке есть ещё нюанс, который касается лично меня - поверка, если она окажется для меня удачной, позволит сделать мне перерасчет. Иными словами, я смогу доказать, что счетчик был исправен с момента окончания заводской поверки до момента получения положительного результата новой поверки. А значит, нужно пересчитать конские суммы в квитанции на нормальные копеечные.

Нужно ещё поменять плиту с 2 на 4 конфорочную. Это делаем после поверки и устранения всех проблем со счетчиком, а также после Акта обследования, тоже нужно писать заявление. Это уже мелочи.

Ответ на письмо в Межрегионгаз

Как соотносятся конторы "Межрегионгаз" и "Газораспределение"? Видимо, первая отвечает за сбор денег за газоснабжение (потребление плиты и отопительного котла). Вторая - за техническую сторону вопроса - ТО и ремонт, а также за учёт.

В общем, я написал письмо, в котором изложил суть проблемы:

-3

Далее публикую ответ с некоторыми сокращениями:

Отношения поставки газа для личных бытовых целей граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются специальным нормативным актом - Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. (далее Правила).
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета газа, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Указанное следует и из п.41 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила).
В частности, упомянутым пунктом Правил предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается, как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям прибора учета газа, а при отсутствии у абонента прибора учета, в порядке, установленном пунктами 32-38 «Правил». В свою очередь пункт 32 «Правил» указывает на то, что отсутствие у абонента прибора учета газа влечет необходимость определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления.
Пункт 25 «Правил» устанавливает требования к эксплуатируемому абонентом прибору учета газа, наличие которых в совокупности является основанием для определения объема газопотребления, в соответствии с его показаниями. В перечень данных требований входит, в том числе, условие о не наступлении срока проведения очередной поверки прибора учета газа.
Таким образом, из указанной нормы «Правил» следует, что не наступление срока очередной поверки является одним из обязательных условий, при которых определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета.
Следует отметить, что невозможность применения прибора учета, который не прошел поверку в установленный изготовителем срок, для целей измерения отобранного абонентом газа, также следует из положений действующего законодательства в сфере обеспечения единства измерений, в частности п.17 ст.2, п.1 ст.9, п.1 ст.13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ.
Из системного толкования п.п. «в» п.25 и п.32 «Правил», а также положений законодательства об обеспечении единства измерений, о которых говорилось выше, следует, что объем газопотребления абонента в условиях истечения срока поверки установленного у него прибора учета должен определяться по нормативам потребления.
При этом определение объема потребленного абонентом газа данным способом должно производиться с момента, когда показания прибора учета газа не могли быть приняты как достоверные, т.е. со дня, следующего за последним днем срока поверки прибора учета, предусмотренного в паспорте, выданном изготовителем.
Подпункт «в» п.21 «Правил» возлагает на абонента обязанность по обеспечению в установленные сроки представления прибора учета газа для проведения проверки.
Последствия невыполнения этой обязанности, вне зависимости от причин, лежат на абоненте и возникают без соблюдения каких-либо дополнительных условий.
Касаемо вопросов, изложенных в заявлении, Абонентский участок поясняет следующее:
1. Дистанционно выполнить поверку счетчика газа невозможно, так как в первую очередь необходимо провести проверку газового оборудования по адресу.
Для регистрации в Абонентском отделе заявления на проведение работ по поверке (замене) прибора учета газа необходимо личное присутствие собственника либо представителя по доверенности.
2. С вопросом перерасчета нормативных начислений по просроченной поверке счетчика газа абонент имеет право обратиться в Абонентский участок с документами о положительном результате проведенной поверки счетчика газа.
3. Определение объема потребленного абонентом газа производиться по установленным нормативам потребления с момента, когда показания прибора учета газа не могли быть приняты как достоверные, т.е. со дня, следующего за последним днем срока поверки прибора учета, предусмотренного в паспорте, выданном изготовителем.
21 м.куб. - норматив потребления газа на пищеприготовление и подогрев воды на 1 человека в месяц, утв. Постановлением Региональной службы по тарифам РО №29/105 от 24.08.2012г.;
12,4 м.куб. — норматив потребления газа на отопление жилого помещения в месяц отопительного периода, утв. Постановлением Региональной службы по тарифам РО №29/105 от 24.08.2012г.

(от меня: это на 1 м2 !!!)

Ах, это желанное слово - ПЕРЕРАСЧЁТ!

Ещё одна засада. Сохранность пломбы

Видимо, птички на счетчике устроили насест, где выясняли отношения и лузгали семечки. В результате - верхняя пломба повреждена настолько, что не читается её номер:

Ты видишь пломбу? А она есть!
Ты видишь пломбу? А она есть!

Что скажете? По вашему мнению, как будут развиваться события?

Поделитесь, как вы решили или решаете эту проблему, и какие встретились подводные камни.

Если есть читатели, находящиеся "по другую сторону баррикад" - ваш опыт тоже очень ценен. Расскажите, какие бывали случаи, какие встречаются клиенты. Считает ли ваше руководство, что любой потребитель по умолчанию - потенциальный вор, или есть ещё такое понятие, как презумпция невиновности.

За подготовку статьи спасибо Ольге Андреевой и её статье:

Другие статьи по счетчикам на канале СамЭлектрик.ру - в этой подборке.

UPD: вся история здесь:

ЖКХ
2331 интересуется