Производство детского питания — один из важных элементов продовольственной безопасности страны, стимул для развития рынка компонентов и направление, о котором все чаще говорят в контексте экспортного потенциала.
Делимся с вами аналитикой, представленной ФГБУ «Агроэкспорт» в рамках нового экспортного обзора. Аналитики отмечают, что Россия является ключевым поставщиком детского питания на рынки государств ЕАЭС и других стран ближнего зарубежья, которые остаются наиболее перспективными направлениями дальнейшего развития российского экспорта данной продукции.
Структура мировых продаж детского питания и объем рынка
В 2023 г. мировые продажи детского питания составили 70,6 млрд долл. США, сократившись по сравнению с 2022 г. на 1,6%.
Уменьшение значения показателя обусловлено, прежде всего, негативной динамикой на рынке Китая, на который приходится порядка трети мировых продаж.
Без учета его показателей в 2018-2023 гг. мировые продажи детского питания росли в среднем на 2,1% в год.
Структура мировых продаж детского питания по видам продукции (объем реализации в стоимостном выражении):
- молочные смеси — 51,1 млрд долл. США;
- готовое детское питание (пюре, йогурты, супы, десерты и т.д.) — 9 млрд долл. США;
- сухое безмолочное детское питание, в т.ч. растворимые и сублимированные каши и супы, — 5,7 млрд долл. США;
- прочие категории (печенье, соки и т.д.) — 4,8 млрд долл. США.
При этом доля молочных смесей в структуре мировых продаж ежегодно снижается.
В 2018 г. показатель составлял 76,1%, но к 2023 г. сократился до 72,3%, при росте других видов детского питания.
Снижение доли молочных смесей вызвано более стремительным сокращением продаж данной продукции по сравнению с другими категориями детского питания в Китае.
Крупнейшие импортеры детского питания
Мировым лидером по объемам реализации детского питания является Китай. В 2023 г. показатель составил 24,6 млрд долл. США, из которых 20,8 млрд долл. США пришлись на молочные смеси.
Доля страны в структуре мировых продаж детского питания в целом составила 34,9%, в то время как на рынке молочных смесей показатель превышает 40%.
По итогам 2023 г. Китай импортировал 238,1 тыс. тонн детского питания (25,2% совокупного импорта). В топ-5 импортеров в натуральном выражении также вошли США (4,6%), Великобритания (4,6%), Малайзия (4,2%) и Саудовская Аравия (4,0%).
Суммарно на 10 крупнейших стран-покупателей пришлось 55,1% объема мирового импорта детского питания в натуральном выражении.
За 2019–2023 гг. наиболее заметно увеличили закупки детского питания:
- США — в 13,9 раза или +40,6 тыс. тонн;
- Малайзия — +80,0% или +17,6 тыс. тонн;
- Турция — +28,7% или +4,5 тыс. тонн.
Ежегодное увеличение спроса на детское питание продолжительно фиксируется на Ближнем Востоке и в Африке, что объясняется высокими темпами естественного прироста населения, урбанизацией и улучшением уровня жизни во многих государствах региона.
Российский рынок детского питания: динамика и перспективы
Продажи детского питания в России в 2023 г. составили 2,5 млрд долл. США, что составляет 3,5% от мирового показателя.
По объему общего рынка детского питания Россия замыкает пятерку глобальных лидеров, при этом доля молочных смесей в структуре российских продаж относительно невелика (539,2 млн долл. США в 2023 г.).
Основную долю в структуре производства детского питания в России занимают:
- продукция переработки фруктов и овощей — 84,8% от общего объема производства;
- молочная продукция (молочные смеси, сухое молоко и питьевое молоко) — 13,7%;
- детские мясные пюре и консервы, а также каши — по 0,7%.
Объем выпуска молочной продукции для детей в России по итогам 2023 г. составил 315,7 тыс. тонн.
Производство молочной продукции для детей в России
Наибольшую долю в структуре производства детской молочной продукции в РФ занимают (по итогам 2023 г.):
- молочные смеси и продукты в жидкой форме — 49,6% общего объема (156,7 тыс. тонн);
- питьевое молоко — 26% (82,1 тыс. тонн);
- прочая молочная продукция и молочные продукты для детей школьного возраста — 6,0% (19,1 тыс. тонн) и 2,4% (7,6 тыс. тонн) соответственно.
Наращивается производство сухих молочных смесей для детей раннего возраста: +13,5% по итогам 2023 г. в сравнении с показателем 2022 года и на 20,3% выше уровня 2018 г.
Помимо этого, продолжительное увеличение спроса на детское питание фиксируется на Ближнем Востоке и в Африке. Спрос на него остается стабильным и в странах, где сохраняются относительно высокие темпы естественного прироста населения (Индия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Вьетнам и Филиппины).
Отмечается, что за 2018–2022 гг. Россия увеличила объем экспорта детского питания на зарубежные рынки с 11,4 тыс. тонн до 27,2 тыс. тонн. При сохранении текущего уровня мирового спроса на детское питание и обеспечении соответствующих объемов внутреннего производства, российский экспорт данной продукции к 2030 г. может составить 170–180 млн долл. США.
С экспертами «Кизельманн» вы можете связаться
📧по почте: sales@kieselmann.ru
📱по телефону: +7(495)258-92-30