Значение Джона Бонэма для Led Zeppelin сложно переоценить. Группа ворвалась на музыкальную сцену в 1969 году, их яростный и дикий рок-н-ролл навсегда изменил жанр, вознеся Led Zeppelin на вершину музыкального Олимпа. Хотя все участники Led Zeppelin были невероятно талантливы, Джон Бонэм, или как его ласково называли фанаты — Бонзо, выделялся особенно. Он был движущей силой их мощного звучания, заложив прочный фундамент, который не смогло разрушить даже время.
Ударная установка Джона Бонэма
"Good Times Bad Times", открывающий трек дебютного альбома Led Zeppelin 1969 года, демонстрирует раннее мастерство Бонзо. Для многих это стало первым знакомством с Led Zeppelin и уникальным стилем Бонэма. И какое это было знакомство!
На протяжении всей песни Бонэм акцентирует ритм триолями (три ноты, сыгранные в длительности одной) на бас-барабане. Большинство барабанщиков того времени, такие как Чарли Уоттс из Rolling Stones и Ринго Старр из The Beatles, придерживались четкого и ровного ритма. Бонэм же, играя на бас-барабане не точно на каждый удар, а используя акцентированные триоли, создавал особый грув.
На Джона Бонэма оказали большое влияние джазовые и Motown-барабанщики 60-х, такие как Джо Морелло, Элвин Джонс, Клайд Стабблфилд и Бадди Рич. Можно услышать много ритмических сходств между ними. Сходство также заметно и в фанк-музыке, где Бонэм, очевидно, изучал синкопированные грувы Джеймса Брауна.
Бонэм выделялся тем, что мало кто из рок-барабанщиков использовал подобный стиль. В таких песнях, как "Heartbreaker", он акцентирует бас-барабан, изменяя ритмический рисунок, что создает непринужденный грув, объединяющий всю группу.
Еще одной особенностью игры Бонэма была его способность играть рука об руку с гитаристом Джимми Пейджем. Это особенно заметно в таких песнях, как "The Wanton Song" и "When The Levee Breaks". Бонэм следует за гитарными риффами Пейджа и дополняет их, поднимая энергетику группы на новый уровень.
По мере того, как музыкальные аранжировки Led Zeppelin становились все более сложными, взаимопонимание между участниками группы становилось все более важным. В одной из самых известных их песен, "Kashmir", группа мастерски сочетает разные размеры между барабанами и гитарами. Барабаны и гитары синхронизируются только изредка на сильных долях, создавая ощущение напряжения и полноты звучания.
Важно отметить, что при таком смешении размеров музыкантам необходимо идеально чувствовать ритм Джона Бонэма, что требует высокого уровня сыгранности. Без этого взаимопонимания музыка звучала бы хаотично. Led Zeppelin играли невероятно слаженно, создавая мощный грув, который заставлял двигаться. Джон Пол Джонс, басист и клавишник группы, называл это «Stomp Groove».
Без четкой и методичной игры Бонэма общее звучание легко могло бы превратиться в беспорядок. Это особенно заметно в одной из самых сложных песен группы — "Fool in the Rain". В песне используется полиритмия, где два разных ритма развиваются одновременно. Бонэм играет триоли на хай-хэте, открывая и закрывая тарелки на разных нотах, и добавляет к этому гост-ноты на малом барабане. Одновременно он играет свинг-бит (шаффл в половинном темпе) на бас-барабане и малом барабане. Вместе с фортепиано и гитарой это создает невероятно заразительный грув.
Джон Бонэм был исключительным барабанщиком, который сыграл важнейшую роль в создании сложной и в то же время грувовой музыки Led Zeppelin. Без него, одного из величайших барабанщиков всех времен, группа не достигла бы такого успеха.
Дух Бонзо живет в его сыне, Джейсоне Бонэме, и его проекте The Led Zeppelin Experience.