Найти в Дзене

⚖️ История о том, как ошибка при выборе классов МКТУ привела к невозможности взыскании компенсации

Оглавление

Приветствую! 👋

В одной из первых своих статей о регистрации товарных знаков я упоминала, почему так важно правильно выбирать классы МКТУ при регистрации.

📜 Выбираем классы МКТУ для регистрации товарного знака
Интеллектуалка по праву2 октября 2023

⚠️ Неправильный выбор классов может привести к тому, что защитить обозначение в видах деятельности, которые вы осуществляете в действительности – не получится.

Говорят, что учиться лучше на чужих ошибках - рассмотрим пример из судебной практики.

⚖️ Дело: Определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2024 по делу № А14-13241/2022

✏ Тезис

Фактически осуществляемая правообладателем деятельность не имеет значения для установления однородности сравниваемых услуг применительно к знаку обслуживания. Смешение определяется применительно к услугам, для индивидуализации которых зарегистрирован знак обслуживания.

📝 Суть дела

📍 Предприниматель (истец) зарегистрировал товарный знак № 874504 со словами «X.О.FLOWERS» (приоритет от 24.08.2021 г.) в отношении широкого перечня услуг 35 класса МКТУ.

📍 Предпринимательница (ответчик) предлагала к продаже и рекламировала цветочные букеты, на упаковке которых присутствует изображение «X.О.FLOWERS» в сети Интернет и на страницах в социальных сетях.

📍 Считая, что его право на товарный знак нарушено, истец обратился в суд с требованием о взыскании 740 000 руб. компенсации.

🚫 Суд первой инстанции иск удовлетворил, апелляция и кассация оставили решение в силе

Удовлетворяя иск, суды исходили из доказанности факта нарушения ответчиком исключительного права истца на товарный знак.

⚖️ Дело дошло до Верховного Суда (ВС)

⚠️ Судебная коллегия ВС указала, что суды не проводили анализ однородности услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован и, тех услуг, которые оказывал ответчик.

✏ Так, суд первой инстанции указал, что:

📎 - ответчик в интернете предлагал к продаже и рекламировал цветочные букеты, на упаковке которых присутствует изображение товарного знака истца;

📎 - товары и услуги, реализуемые ответчиком и рекламируемые в интернете, маркированные обозначением «X.О.FLOWERS», однородны товарам 35 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован товарный знак;

📎 - стороны предлагают идентичные услуги по реализации товаров.

⚠️ Однако суд первой инстанции не учел, что товарный знак зарегистрирован не для товаров, а для индивидуализации в целом услуг 35 класса МКТУ и лишь часть из них указана применительно к продаже определенной продукции (фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей, произведений искусства, хлебобулочных изделий).

❗ Но нигде в перечне не указана цветочная продукция.

✏ Суд апелляционной инстанции сделал следующие выводы:

📎 - ответчик незаконно оказывал услуги, отнесенные к 35 классу МКТУ, демонстрируя букеты и цветочные композиции на веб-сайтах и социальных сетях, рекламируя товары, поддерживая на протяжении длительного времени информацию и рекламные материалы о товарах (букетах и цветочных композициях) в электронных базах данных.

📎 Указанная деятельность является аналогичной деятельности истца и соответствует услугам, включенным в 35 класс.

📎 Истец осуществляет коммерческую деятельность, рекламирует свой товар (букеты и цветочные композиции), являющийся идентичным товару, который демонстрировал на веб-сайтах и в социальных сетях ответчик.

⚠️ Суд апелляционной инстанции оценил идентичность товаров, РЕАЛИЗУЕМЫХ сторонами, и однородность их ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а не однородность услуг, оказываемых ответчиком, и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак.

Но фактически осуществляемая истцом деятельность не имеет значения для установления однородности сравниваемых услуг. Смешение определяется применительно к услугам, для индивидуализации которых зарегистрирован знак обслуживания.

⚠️ Кроме того, ответчик указала, что еще до декабря 2021 года осуществляла деятельность по составлению цветочных композиций и реализации их, в том числе посредством интернет - ресурсов.

✏ Согласно действующей редакции МКТУ товары «цветы, цветочные композиции» относятся к товарам 31 класса МКТУ, а услуги цветочных салонов - к услугам 44 класса, тогда как товарный знак истца зарегистрирован только для индивидуализации услуг 35 класса.

✏ Суды, признав деятельность ответчика по введению в оборот и реализации продукции «цветы, цветочные композиции», а также продвижение с использованием интернет - ресурсов услуг «цветочные салоны, составление цветочных композиций» однородной услугам 35 класса, РАСШИРИЛИ тем самым объем правовой охраны данного знака обслуживания на товары 31 и услуги 44 классов.

📝 Поскольку в судебных актах не содержится надлежащего анализа однородности деятельности ответчика с использованием сходного обозначения, и услуг 35 класса МКТУ, факт действительного нарушения не может быть признан установленным для целей взыскания компенсации.

Верховный Суд РФ отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

💬 Если ответчик докажет, что она действительно начала использовать данное обозначение раньше, то дело выглядит так, как будто она не захотела вовремя регистрировать товарный знак, а потом данное обозначение подсмотрел и зарегистрировал "предприимчивый" истец. Начал было требовать компенсацию, однако карма его настигла в виде неправильно выбранных классов 😅.

Не надо так! Защищайте свою интеллектуальную собственность правильно и вовремя.

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

🔥 А если вы тоже хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-2

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат