Голливудская легенда Клиент Иствуд особенно поразителен тем, что кроме уникального сочетания в себе разных талантов он до сих пор активно работает в свои 94 года, не показывая даже каких-то намеков на возрастные изменения в отличие его чуть более "молодых" коллег вроде Ридли Скотта. Вся карьера Иствуда - это вопреки всей голливудской системе. Актер успел послужить в американской армии и даже готовился к отправке на Корейскую войну, но судьба распорядилась иначе. В Иствуде разглядели фактуру и пригласили сниматься в кино. Правда, актер долгое время дрейфовал между телесериалами разного пошиба и не было даже признаков какой-либо звездной карьеры. Но ему опять повезло: итальянский режиссер Серджо Леоне искал для своего спагетти-вестерна "За пригоршню долларов" фактурного актера и в лице Иствуда нашел его. Благодаря "долларовой трилогии" Иствуд стал звездой в Голливуде, начал активно сниматься в полнометражных студийных лентах. В 41 год он дебютировал как режиссер, сняв триллер "Сыграй мне туманно" и после этого периодически выступал в качестве режиссера в собственных картинах. Когда ему было за 60 лет, Иствуд дал свои концерты, посредством которых явил себя миру еще и в качестве талантливого джазового пианиста. Свои "Оскары" за "Непрощенного" и "Малышку на миллион долларов" Клинт получил в очень зрелом возрасте, многие уже уходят на пенсию, но не Иствуд. Он продолжил снимать кино, причем кроме актерской стези и режиссуры выступая также продюсером, сценаристом, композитором, оператором и даже автором песен. Для студии Warner Bros. актер стабильно выдает каждые пару лет по фильму. Его картина "Мужские слезы", вышедшая в 2021-м году, фактически провалилась из-за ковида, поэтому многие уже мысленно отправили Иствуда на заслуженный отдых, но Клинт собрал силы и решил выдать еще одну картину, в этот раз в том жанре, на котором он съел собаку - судебная драма. Хотя и ленту сопровождали сложности в виде нежелания нового главы студии Дэвида Заслава выделять деньги на фильм Иствуда и выпускать его в широкий прокат, "Присяжный номер два" все равно вышел на большие экраны. Посмотрел эту ленту, есть чем поделиться и попробуем ответить на вопрос, сумел ли Клинт сохранить высокую планку качества своих лет или все же возраст берет свое? Поехали!
Главный герой по имени Джастин Кемп - определенно непростой товарищ: хотя сейчас он и ведет вполне нормальную жизнь молодого журналиста и семьянина, готовясь стать отцом, у него есть свое прошлое. Джастин - бывший алкоголик, чье пристрастие к "зеленому змию" чуть не сгубило его. Герой вовремя взялся за ум и вернул свою жизнь в нормальное русло. Ему приходит повестка в суд с приглашением поучаствовать в качестве члена суда присяжных. Поскольку Джастин - законопослушный гражданин, просто не явиться ему не приходит в голову, поэтому он пытается взять самоотвод, ссылаясь на беременную жену, но строгая судья одобряет его кандидатуру, поэтому теперь Кемпу вместе с другими 11 присяжными приходится участвовать в рассмотрении дела обвиняемого в убийстве Джеймса Сайта, который, по версии следствия, после ссоры в баре оставил свою девушку на дороге, а потом вернулся и совершил то, за что ему светит пожизненное.
За дело очень активно топит помощник окружного прокурора Фейт Киллебрю, которая хочет на этом достаточно резонансном деле избраться на должность окружного прокурора, поэтому форсирует события. Знакомясь с подробностями дела, Джастин с ужасом вспоминает, что ему эти обстоятельства знакомы: он сам был в этом баре и помнит скандальную парочку. Кроме того, по пути домой с ним случилось странное происшествие, которое все больше заставляет героя сомневаться в виновности обвиняемого. Параллельно с этим, один из присяжных по имени Гарольд, бывший полицейский инспектор, считает, что расследование дела велось в спешке и с нарушениями, поэтому некорректно определен состав преступления. Джастин решает засомневаться в виновности Сайта, хотя события той ночи ему не дают покоя. В это время Гарольд находит кое-что интересное по делу, что начнет ставить в тупик всех присяжных.
Надо сказать, что хотя Иствуд и ставил фильмы самых разных жанров от мелодрам до космической фантастики, его коронными являются все же вестерн и судебная драма. Фильмы последнего жанра Клинт особенно активно снимал во второй половине 90-х, правда, с заходом на территорию триллера. Тем не менее, соблюдать нужный баланс и делать достаточно динамичное кино, которое интересно смотреть худо-бедно у Иствуда выходило. "Присяжный номер два" и в этом случае не стал исключением: хотя здесь нет сюжетных "вот это поворотов", общая фабула проста и понятна, касаясь любимых Иствудом тем законности и справедливости, лента смотрится с интересом, внимание не ослабевает. Конечно, это не напряженный триллер, уже присутствует мягкий меланхолический темп повествования, хотя главные герои - это привычные иствудовские типажи, в этом плане фильм ничего нового в творчество режиссера не привносит, но и обычной штамповкой ленту назвать сложно.
Хотя картина будто напоминает очередную экранизацию Джона Гришема, это отдельное кино. Но Джастин во многом напоминает гришемовского персонажа: герой со сложным прошлым, пытающийся найти баланс между собственными переживаниями и объективной справедливостью, "и правосудием для всех". В этом плане Николас Холт очень достойно проявляет себя в драматической роли. Пусть он не хватает звезд с неба, но актерский потенциал у него действительно хороший. За роль Джастина Кемпа его вряд ли номинируют на "Оскар", но со временем у актера есть все шансы перейти в высшую лигу с хорошими драматическими работами. Тони Коллетт, которая стала известной после "Шестого чувства", очень неплохо отыгрывает амбициозную и несколько стервозную помощницу прокурора, мечтающую о дальнейшем карьерном росте. Ее амбиции несколько затмевают разум, но в конце концов она оказывается способна понять, что личная мотивация не должна сеять несправедливость, и это ставит перед ней вопросы морали и правильности некоторых действий. В течение фильма она меняется, постепенно осознавая важность установления справедливости в приоритете перед личными амбициями.
Похвалить можно актеров второго плана: Дж. К. Симмонс играет достаточно типичного для своего амплуа въедливого героя со странной мотивацией, пусть его часть в фильме и небольшая, но именно благодаря этому персонажу фильм выезжает на новый путь. Крис Мессина, играющий бывшего сокурсника Фейт и выступающий в качестве общественного адвоката - защитника обвиняемого Джеймса Сайта, является здесь голосом разума, а для самой Фейт - голосом совести. Именно он заставляет амбициозную карьеристку задуматься над своими действиями и в какой-то момент переосмыслить происходящее. У Зои Дойч здесь больше декоративная роль, но даже ее героиня проходит через катарсис, отвечая для себя на вопросы справедливости и правильности некоторых действий.
Пусть у ленты нет сложного сценария и многопозиционных персонажей, это достаточно прямолинейная история, затрагивающая любимые Иствудом темы, действительно работает. Примерный расклад прослеживается в первые 20 минут, но этот фильм не хочется бросать. Лента затягивает, прежде всего, благодаря сосредоточению внимания на моральных проблемах, которые достаточно вечные, но поэтому и актуальные. Иствуд - представитель старой школы, поэтому здесь нет рассуждений про меньшинства и прочие любимые либеральным Голливудом "актуальные" темы. Иствуд всегда касается морали и правильности человеческих поступков, в этой ленте режиссер себе не изменяет. Не знаю как, но иствудовская магия кино до сих пор работает в отличие от некоторых его коллег, дошедших до играющих на дудочках роботов.
Особенная несправедливость в этом фильме все же есть, и касается она именно Клинта Иствуда. Глава студии Дэвид Заслав вообще выразил недоумение, почему Иствуду вообще выдали деньги на эту картину (и это несмотря на более чем 50-летнее сотрудничество режиссера со студией, для которой он снял множество хитов). Но поскольку бюджет одобряли еще до вступления Заслава в должность, ленту сняли. Изначально фильм вообще планировали выпустить для стриминга, но потом все же решили попробовать ограниченный прокат.
Даже в таких стесненных условиях лента заработала 5 миллионов долларов при 35-миллионном бюджете. Провальные результаты пока, но вероятно, что перед наградным сезоном прокат расширят. Критики картину похвалили, выдав 92% положительных рецензий. Зрители также поставили высокие оценки, в общем, у Иствуда вновь получилось, но не лебединая песня, а вполне достоверное доказательство, что режиссер до сих пор в обойме и способен выдавать качественное кино. Конечно, будет жаль, если фильм себя не оправдает, в этом случае очень сомнительно, что мы еще увидим какой-либо фильм Иствуда-режиссера. Но стоит надеяться на лучшее.
Смотреть ли это кино? Определенно стоит. Может тут и нет сверх закрученного сюжета, новомодных веяний и кучи спецэффектов, это это крепкая олдскульная судебная драма, заслуживающая просмотра и достаточно актуальная благодаря своей общей тональности и тематике. Ставлю заслуженные 8 баллов из 10.
Рекомендую к прочтению обзоры на другие новинки:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.