Найти в Дзене
КиноманИаК

"Мегалополис" (2024): шедевр от Копполы или очередной долгострой?

Френсис Форд Коппола - это поистине легенда Голливуда, пусть и с неоднозначной репутацией, пик возвышения которого пришелся на 70-е годы, а затем режиссер сбил дыхание и похоже, что так и не смог восстановиться. Вообще изначально карьера Копполы показывала фантастические результаты: начав со съемок фильмов для одиозного Роджера Кормана, режиссер быстро обрел популярность, сначала получив "Оскар" за сценарий лучшего фильма 1970 года "Паттон", а затем случился "Крестный отец", две части которого не только себя отлично показали по кассе, по и побили рекорды по различным премиям (второй "Крестный отец" оказался первым сиквелом, удостоенным той же награды, что и оригинал). Не менее знаковыми были картины "Разговор", благодаря которому началась карьера Харрисона Форда, а затем эпохальный "Апокалипсис сегодня". Обе ленты получили главный приз Каннского фестиваля, смогли отбиться по деньгам и были не забыты по премиям. Копполу можно назвать одним из апологетов вольных 70-х, когда продюсеры многое отдавали на откуп режиссерам, которые лучше чувствовали эпоху и были способны выдавать нужное кино для поколения контркультуры. Однако по иронии судьбы Коппола стал одним из тех, благодаря кому эпоха независимых режиссеров в студийной системе Голливуда подошла к концу: провал его картины "От всего сердца" не только загнал Копполу в состояние банкрота, но и с провалами Уильяма Фридкина и Майкла Чимино дал четкий сигнал студийным боссам, что лавочку пора сворачивать. В 80-е годы у Копполы были локальные успехи, но до нулевых он снимал кино, чтобы расплатиться с долгами, а потом выпускал что-то вообще редко. Неожиданно режиссер решил напомнить о себе, доведя до конца свой именитый долгострой "Мегалополис", разработка которого началась еще в начале 80-х, но постоянно откладывалась, в том числе из-за событий 11 сентября 2001 года, когда у ленты были наиболее многочисленные шансы отправиться в производство. Тем не менее, Коппола довел проект до конца, почти полностью профинансировав его из собственных средств. Далее - грандиозную премьеру было решено осуществить на Каннском фестивале, где режиссера не раз отмечали и брали его картины в основной конкурс. Тем не менее, отзывы оказались неоднозначными, в Каннах ничего не дали, а в прокате лента вообще стала показывать себя плохо. Посмотрел долгожданную ленту и готов поделиться впечатлениями. Обсудим, стоит ли смотреть кино и получился ли грандиозный камбек именитого режиссера. Поехали!

История стартует в альтернативной реальности, где еще существует СССР, а США претерпели ряд катаклизмов, из-за чего решили обратиться к древнеримской эстетике, переименовав Нью-Йорк в Новый Рим. Завязка начинается в связи с насущной необходимостью перестроить город, который пострадал из-за ряда катаклизмов, в том числе падения советского спутника. Части людей негде жить, но находится потенциальный спаситель - получивший мировую известность архитектор и визионер Цезарь Катилина. Герой обладает одной сверхспособностью - останавливать время. Это помогает ему сосредоточиться и увидеть составляющие элементы всего сущего. Результатом его деятельности становится инновационный материал мегалон, с помощью которого Цезарь хочет перестроить полностью город, создав в нем новую версию утопии.

-2

Но любые благие побуждения обязательно должны встречать сопротивление, в этот раз в виде мэра города Франклина Цицерона, который не только боится, что Катилина при успешном осуществлении своего проекта сможет поколебать его режим личной власти, но и давно в принципе является врагом нашего героя. Ведь у Катилины при загадочных обстоятельствах погибла жена, он оказался подозреваемым, а занимавший ранее пост генерального прокурора Цицерон попытался отправить именитого архитектора за решетку. Тогда эти планы не удались, поэтому Цицерон ищет возможность реванша, чтобы отомстить Катилине, уничтожить его репутацию и не дать осуществиться всем грандиозным планам, которые могли бы поставить под сомнение его власть.

-3

Только дочка Цицерона Юлия оказывается увлечена Катилиной и его идеями, постепенно влюбляясь его и не соглашаясь с травлей визионера со стороны ее отца. Проблема еще осложняется тем, что этим конфликтом планирует воспользоваться банкир Красс, чтобы выдвинуть во власть своего амбициозного племянника Клавдия Палчера. Впрочем, у того есть собственные планы с получением доступа к состоянию своего дядюшки с целью инициации вооруженного переворота и захвата управления. В этом ему должна помочь не менее амбициозная журналистка Вау Платина, специально вышедшая замуж за банкира Красса, чтобы содействовать деятельности его племянника.

-4

Что можно сказать по итогу? Фильм еще во время премьеры в Каннах получил неоднозначный прием (что еще ни о чем не говорит), но одна из основных претензий критиков была именно в невнятном повествовании. В новостях о съемках всплывала информация, что Коппола не только сомнительно обнимал статисток, но и часто бегал в свой трейлер покурить. Покурить НЕ обычные сигареты, если понимаете намек. И это в фильме очень чувствуется. С первых моментов зрителя погружают в художественный карнавал ярких красок и образов, навеянных Древним Римом, хотя и снятых ближе к сегодняшним реалиям. Режиссер будто пытается показать современный "пеплум", где есть даже гонки на колесницах. Все это смотрится достаточно захватывающе и способно сначала увлечь зрителя, но после первых 20 минут видишь основную проблему фильма - полную невнятность повествования. Зритель оказывается случайным прохожим, попавшим в самую гущу громкого и пестрого парада, за яркими красками теряется нить развития сюжета. Тут видим останавливающего время Катилину, дальше идет репортаж, где Катилина и Цицерон сталкиваются, потом воспоминания главного героя.

Фильм настолько нелинеен, что первые полтора часа очень сложно понять, а в чем вообще заключается сюжет картины? Вроде Катилина и Цицерон сталкиваются лбами, должно начаться противостояние, но его особенно не видно. Любовная линия столь же сумбурная, использующая все известные штампы начиная с "Ромео и Джульетты" и заканчивая "Источником" Айн Ренд (с последнего Коппола явно позаимствовал некоторые другие идеи). По сути, понятная завязка и развитие происходят в последние 30 минут и вроде должен быть эпичный финал, но он быстро сворачивается и превращается в откровенную клоунаду. Конечно, до слива персонажей и дискредитации идеи самого фильма, к счастью, дело не дошло, как во втором "Джокере", но де-факто кажется, что либо режиссер просто троллит зрителя, либо курил запрещенку слишком интенсивно. Хотя источником вдохновения Коппола называл работу "О заговоре Катилины", написанную еще во время Древнего Рима, от первоисточника тут осталось немного.

-5

Конечно, язык не повернется назвать этот фильм провалом. В нем есть своя изюминка. Но это именно про форму, которая превосходит содержание. Стилистика Древнего Рима в современном обличии чем-то может и напоминает "Голодные игры", но сделана с большей проработкой. К чему нельзя придраться, так это к работе художника, хотя периодически видно, что даже достаточно большого бюджета фильму все равно не хватило. Да, тут вполне неплохой актерский состав, приятно видеть на большом экране голливудских легенд Джона Войта и Дастина Хоффмана, да и более молодое поколение актеров не раздражает от Шайи ЛаБефа до Обри Плазы и Адама Драйвера. Единственная, кто вызывает вопросы - это звезда "Форсажа" Натали Эммануэль, которую уж слишком активно проталкивают в последнее время. Визуал в фильме также не самый плохой, хотя порой кажется, что ретро-стилистика визуальных эффектов - это итог нехватки времени, а не режиссерская задумка. Технически фильм снят на высоком уровне, но пострадали музыкальная составляющая, режиссура и сценарий.

-6

Долго думал, что именно мне напоминает "Мегалополис" с точки зрения сюжета и меланхоличного повествования, пока не вспомнился копполовский "От всего сердца". Такое ощущение, что режиссер решил сделать второй заход и кому-то что-то доказать. В этот раз тоже получилось не очень, особенно если учесть расходы на фильм. По разным оценкам лента стоила от 100 до 120 миллионов долларов, которые почти полностью вложил сам Коппола от продажи своих виноградников. Это напоминает старый сюжет из американского "Голоса", когда на прослушивание приезжает пацанчик из Кентукки и рассказывает душещипательную историю, как он готовился и мечтал, в итоге решился и чтобы добраться до Нью-Йорка даже продал собственный пикап, все ради мечты. Все сопровождается эпичной музыкой про мечту и так далее. Выйдя на сцену, пацанчик начинает кривляться, очень плохо петь и в конце вообще падает в обморок. В итоге один из судей задается вопросом: "Неужели ради этого он продал машину?" Коппола очень напоминает героя этого сюжета. Возможно, что режиссер хотел в конце карьеры все же запомниться и выдать свой magnum opus, но в итоге вышел выстрел вхолостую. Да, творец сам может решать, на что ему тратить деньги и как видеть ситуацию, но больше складывается впечатление, что уроки прошлого Коппола просто не выучил и скорее всего, повторит историю с собственным банкротством. При этом, "Мегалополис" - это не полностью провальное кино, в нем есть свои плюсы и вполне вероятно, что в будущем лента обретет своего зрителя и станет культовой, но это уже дело будущего.

-7

Если говорить о сегодняшнем дне, то кроме неоднозначных отзывов критиков с 51% положительных рецензий Коппола получил в свой актив очень громкий провал: ведь при производственном бюджете в районе 120 миллионов долларов без учета расходов на маркетинг общие сборы в кинотеатрах составили целых 10 миллионов долларов, что для ленты с таким бюджетом это - настоящая катастрофа. Вряд ли выпуск в стриминге спасет ситуацию. Так что камбек не получился, а на выходе имеем один из наиболее мощных кассовых провалов года, даже наградной сезон ситуацию не спасет, хотя учитывая отзывы, скорее всего, в основном картину проигнорируют, разве что дав пару номинаций для второстепенных категорий.

-8

Смотреть ли этот фильм? Если расценивать его как эксперимент, это кино можно глянуть. Не стоит строить иллюзии, но но мощной визуальной составляющей фильм вполне может оставить положительное впечатление, особенно если не углубляться в сюжет. Но если Копполу любите именно за его старые именитые ленты, "Мегалополис" Вас разочарует. Поставлю 6 баллов из 10.

Рекомендую другие обзоры на новинки проката этого года:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.