В России думают восстановить один Ту-144. Эти самолеты стали первыми и последними советскими сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами, за короткий срок оставившими яркий след в истории авиации. Всего было построено 17 самолетов с бортовыми номерами, каждый из которых имеет свою уникальную судьбу. Давайте вспомним, что стало с ними.
В реальности самолетов было больше, но часть предназначалась исключительно для испытаний и не имела бортовых номеров. Здесь речь пойдет лишь о тех, которые официально вводились в эксплуатацию и имели номера.
СССР-68001, СССР-77101 – прототип и первый самолет типа. Эти борты активно использовались для испытаний и выставок, однако на пассажирских маршрутах так и не летали. Впоследствии оба самолета были списаны и утилизированы.
СССР-77102 – разбился под Парижем в 1973 году на авиасалоне Ле Бурже.
СССР-77103, СССР-77104 (он же СССР-77144), СССР-77105 – уничтожены и более не существуют.
СССР-77106 – сохранился и выставлен в музее ВВС в Монино под Москвой, который считается одним из крупнейших и богатейших музеев авиации. Здесь можно увидеть полную коллекцию советских самолетов, и Ту-144 – один из главных в экспозиции. Любители авиации непременно должны посетить это место.
СССР-77107 – установлен на одной из улиц Казани рядом с Казанским авиационным институтом. В 2017 году появилась идея сделать внутри самолета интерактивный музей. В 2019 году утвердили бюджет в 220 млн рублей на развитие проекта, однако он так и не реализован.
СССР-77108 – этот самолет находится на учебном аэродроме Самарского университета имени С.П. Королева, где его используют в учебных целях. Этот борт снимался в фильме «Мимино».
СССР-77109 – уничтожен. Этот борт был одним из двух, участвовавших в регулярных пассажирских перевозках.
СССР-77110 – второй самолет, обслуживавший пассажирские рейсы. Он уцелел и выставлен в музее гражданской авиации в Ульяновске. Согласно Википедии, это один из трех наиболее сохранившихся Ту-144, который теоретически может быть восстановлен до летного состояния.
СССР-77111 – погиб в авиакатастрофе в районе Егорьевска в 1978 году.
СССР-77112 – единственный Ту-144, который находится в музее за пределами России, в Зинсхайме (Германия). Его уникальность заключается в том, что он выставлен рядом со своим главным конкурентом – «Конкордом». Посетители могут зайти внутрь самолета и ознакомиться с его салоном.
СССР-77113 – уничтожен.
СССР-77114 – до 2019 года находился на аэродроме ЛИИ имени Громова в Жуковском. Летом 2019 года его установили в Жуковском как памятник. В будущем планируется создать здесь небольшой музей. По данным Википедии, это один из наиболее хорошо сохранившихся экземпляров.
СССР-77115 – также хорошо сохранился и остается на хранении в Жуковском. В дни авиасалона МАКС его открывают для посещения, и посетители могут осмотреть самолет изнутри.
СССР-77116 – уничтожен.
Так сложилась судьба самолетов Ту-144. Несмотря на сравнительно короткий срок эксплуатации, эти машины оставили след в истории и по-прежнему вызывают интерес у любителей авиации.
Возвращение Ту-144
Недавно вице-премьер Виталий Савельев заявил, что Россия в ближайшее время вновь займется созданием гиперзвуковых пассажирских самолетов. В «Туполеве» уже заявили, что готовы восстановить один из советских Ту-144.
«Самолеты тогда немного обогнали свое время, но мы к этому вернемся, ведь за этим будущее. Лететь на Дальний Восток – не всегда удобно: все таки 8-9 часов в полете – это долго. Думаю, это наше ближайшее будущее, и мы с вами его застанем», – заявил Савельев.
Ранее Савельев отмечал, что Россия не сможет обойтись без сверхзвуковой гражданской авиации и обладает всеми шансами первой создать новый сверхзвуковой пассажирский самолет для регулярных полетов.
В «Туполеве» готовы
Управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев также затрагивал тему возрождения сверхзвуковой авиации для пассажирских перевозок. Он сообщил, что «Туполев» может восстановить один из самолетов Ту-144, находящийся в Жуковском.
«Студенты КАИ как-то спрашивали, не планируем ли мы вновь поднять в воздух Ту-144. Технически это возможно. Один из таких самолетов есть на нашей базе в Жуковском, и его состояние достаточно хорошее. Восстановление его летной годности могло бы стать первым шагом к возрождению сверхзвуковых авиаперевозок в нашей стране», – написал Тимофеев в своем ТГ-канале.
При этом Тимофеев подчеркнул, что главная задача компании «Туполев» на данный момент – выйти на серийное производство самолетов Ту-214. Тем не менее, создание и использование сверхзвукового самолета-лаборатории в будущем могло бы существенно повлиять на развитие гражданской авиации.
Речь идет о самолете Ту-144 с регистрационным номером СССР-77115, находящемся на хранении в ЛИИ им. Громова в Жуковском и участвующем в статической экспозиции МАКС.
Летающая лаборатория Ту-144 даст возможность провести углубленные исследования безопасности, эффективности и экономичности сверхзвуковых самолетов, что, в свою очередь, обеспечит конструкторов, ученых и производителей новыми данными для создания машины, отвечающей современным требованиям.