Я не перестаю удивляться насколько богаты были купцы перед революцией 1917 года.
Думаю, что не только в Петербурге, просто мне известны истории купеческих семей, которые жили в этом городе.
Сегодня на слуху только несколько купеческих фамилий, которые мы знаем.
Почему так? Может быть, тут сказалось то самое школьное образование лет 40 назад, когда купцов рисовали и представляли, как угнетателей, если и были рисованные картинки купцов, то обязательно в высоких блестящих сапогах, рубахе с кушаком и еще мне запомнилась из школьных учебников шуба 🙂. Как у Кустодиева 👉.
Почему я вдруг заговорила о купцах? О петербуржских купцах?
Потому что, что ни дом в этом городе, то обязательно одним из многочисленных владельцев будет купец. Не утверждаю, что на 100%, но в большинстве.
Хозяевами они были не только доходных домов, но и дворцов. Приобретали дома они начиная с 1900-х годов и до 1917, потом вся недвижимость была национализирована.
Мой предыдущий рассказ был о дворце Д. К. Кантемира - Дворец М. Н. Скавронской - Дом И. Ф. Громова (ссылку дам в конце этой статьи).
Сегодня я хочу рассказать о купеческой семье Громовых, одних из владельцев дворца на Дворцовой набережной, чье имя сегодня мало кто помнит, а ведь они мало того, что были крупными предпринимателями, но и коллекционерами, меценатами-благотворителями.
Семья купцов Громовых - история начала и конца
Семейное дело основали в 1799 году старообрядец, купец 1-й гильдии Федул Григорьевич Громов и его брат, купец 2-й гильдии Сергей Григорьевич Громов.
Основали в Петербурге. Они владели одной из крупнейших в городе лесопромышленных фирм, куда входили лесные промыслы и лесопильные заводы, склады продукции. Природными ресурсами Россия славилась всегда.
И тут надо упомянуть, что Громовы считались в те временя влиятельными людьми среди петербургских старообрядцев.
Через 40 лет после основания дела фирмы продолжил сын Сергея Григорьевича Козьма Сергеевич Громов (д.р. 1805 – д.с.1854).
После кончины Федула Григорьевича в 1848 году в семейное дело вошли его сыновья, потомственные почетные граждане Василий Федулович, Василий Федулович-младший, Илья Федулович и Яков Федулович Громовы.
Самым успешным из братьев оказался Василий Федулович (старший) Громов.
Он с женой Феодосией Тарасовной жил в Петербурге в собственном доме на набережной реки Фонтанке № 22.
Что значит в те времена иметь собственным дом объяснять, я думаю, не надо, да еще в центре города.
Это не единственный его дом, еще у него в собственности были 3 каменных и 4 деревянных дома.
Женился Василий Федулович в тридцать лет. Отец невесты, Федосьи Тарасовны Лесниковой, поставил ему условие – переход в православную веру. Василий Федулович подчинился, спросив сначала отца, тот был не против.
Вскоре Василий Федулович станет одним из крупнейших благотворителей Санкт-Петербургской епархии.
Чтобы был понятен размах купеческого дела Василия Федуловича Громова перечислю, что ему принадлежало еще в Петербурге - лесопильный завод за Невской заставой, 2 склада лесоматериалов.
Теперь о том, что он был известен не только своим успешным бизнесом.
Василий Федулович, достигнув определенных финансовых высот, жертвовал крупные суммы на помощь бездомным детям и многодетным семьям.
Он состоял попечителем Дома призрения малолетних бедных и почетным членом Совета Санкт-Петербургских детских приютов.
Кроме этих пожертвований, он, как успешный предприниматель, стал организатором, точнее финансово поддержал одну замечательную идею - образование Фонда для «даровитых простолюдинов».
Еще хочу рассказать об одном доме Василия Федуловича Громова в Петербурге. Сама была там только один раз -это дача.
Она закрыта на реставрацию, но это было давно, надо бы съездить посмотреть, как обстоят дела сегодня.
В 1848 году Громов купил Лопухинский сад. Построил дачу-особняк, где была богатая коллекция картин, но главное не это! На этой даче проходили выступления артистов Мариинского театра.
Лопухинский сад был очень известнен в те годы. Здесь были фонтаны, беседки, в которых накрывали столы для гостей, гроты, пруды, ручейки. На берегу Малой Невки была пристань, где гостей развлекали катанием на катерах и лодках.
А еще, на даче Громова бесплатно жили бедные студенты консерватории. Кстати, посетителей сада бесплатно угощали ватрушками и бутербродами.
Художник Алексей Петрович Боголюбов писал:
Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и легкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями.
Скончался Василий Федулович в 1869 году:
Процессия была самая разнообразная по одеждам, званию и возрасту, толпа в несколько тысяч людей провожала его до могилы.
У Василия Федуловича не было наследника, и после его смерти дела торгового дома «Громов и К°» продолжил его младший брат - Илья Федулович Громов.
Он жил в одном доме с братом. Илья Федулович, унаследовав от брата семейное дело, продолжил и его благотворительную деятельность.
Дому призрения малолетних бедных, которому они оказывали поддержку позже дадут имя В. Ф. и И. Ф. Громовых (Выборгское шоссе, 126).
Кроме этого, Громовы оказывали поддержку Демидовскому дому трудолюбия, основали и были попечителями Громовского дневного приюта для бедных детей (Красногвардейский пер., 6).
Илья Федулович также был деятельным членом Николаевского православного братства и Петербургского благотворительного общества, он завещал на благотворительные цели приютам, учебным заведениям и православным храмам более 350000 руб.
Умер он в своем доме на Дворцовой наб., 8. Дом, о котором я рассказывала в предыдущей статье.
У них с женой Екатериной Петровной тоже не было наследников, и со смертью Ильи Федуловича можно было бы сказать, что семейный бизнес прекратил существование, потому что наследников не было и у других братьев. Но нет!
Семейное дело перешло к дальнему родственнику первостепенному купцу и старообрядцу Льву Акинфиевичу Громову.
Он также занимался с 1848 года лесопромышленной деятельностью. Жил в Петербурге вместе с женой Гликерией Даниловной в собственном доме на Большой Дворянской ул., дом №16.
После смерти Ильи Федуловича Громова Лев Акинфиевич управлял делами вместе с действительным статским советником Владимиром Александровичем Ратьковым-Рожновым.
После смерти Льва Акинфиевича Громова совладельцами торгового дома стали его компаньоны Я. В. и А. В. Ратьковы-Рожновы, их сестра О. В. Серебрякова, а также вкладчик В. Я. Ратьков-Рожнов.
О судьбе Ольги я рассказывала в предыдущей статье. Она мечтала выйти замуж за принца, и эта мечта сбылась, когда ей было уже 54 года.
Владимир Александрович Ратьков-Рожнов по завещанию Ильи Федуловича купил участок земли на кладбище Новодевичьего монастыря и построил там церковь св. Илии. Церковь была снесена в 1930 году, её называли Громовской (или Ильинской).
Могилы купцов Громовых не сохранились.
А это, начало истории.
.