Если вы гуляли по Дворцовой набережной, то наверняка видели этот дворец. По Дворцовой набережной можно дойти от дворцовой площади до Летнего сада, я так всегда и делаю - красиво, это во-первых, быстро и удобно, это во-вторых.
Дворец, о котором я хочу рассказать не так известен, как Зимний дворец, который находится рядом, но согласитесь, интересно узнать его историю – когда и для кого он был построен? Ведь на Дворцовой набережной дома абы кто не строил.
Это Дворец Д. К. Кантемира - Дворец М. Н. Скавронской - Дом И. Ф. Громова. Вот такое тройное имя и сегодня я хочу рассказать вам о том, почему дворец сменил столько владельцев.
- Начну с первого имени дворца - Д. К. Кантемир.
Дворец Д. К. Кантемира. Дата постройки 1721-1727, архитектор Растрелли. Кто такой Кантемир? Молдавский господарь, его звали Дмитрий Константинович. После Прутского похода он переселился в Петербург.
Прутский поход — поход в Молдавию летом 1711 года русской армии под предводительством Петра I против Османской империи в ходе Русско-турецкой войны 1710—1713 годов.
Он выкупил этот участок земли у капитана Ипата Муханова в 1715 году. Кстати, когда будете идти по этой набережной, просто на минуту подумайте о том, что все дворцы и особняки здесь построены 200 – 300 лет назад, можно сказать, что здесь всё «дышит историей». Ну, это для особо впечатлительных 🧐!
Дмитрий Константинович снес старый дом и построил новый, архитектором у него был, тогда еще совсем молодой, Франческо Бартоломео Растрелли и этот дом был первой работой легендарного архитектора! Талантливый человек талантлив, наверное, с рождения!
Дворец был построен так, что его залы размещены вдоль набережной, а жилые покои находятся с противоположной стороны.
Сам Кантемир так и не пожил во дворце, он скончался до окончания его строительства. Дворец достался его вдове – Наталье Ивановне и сыновьям Константину, Матвею, Сергею и Антиоху.
Семья занимала не все здание, часть они сдавали в аренду и одним из арендаторов было английское посольство.
- Часть вторая. Дворец М. Н. Скавронской.
В 1762 году дворец выкупила императрица Екатерина II, но не для себя, а для вернувшегося из ссылки графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Он недолго там прожил – скончался через 4 года.
Екатерина II решила подарить дворец графу Павлу Мартыновичу Скавронскому, который был внуком Карла Скавронского – родного брата Екатерины I.
Женой Павла Мартыновича была Екатерина Васильевна Энгельгард – племянница князя Г.А. Потёмкина, которая после смерти мужа вышла второй раз замуж за графа Юлия Помпеевича Литта – представителя Мальтийского ордена в России.
После смерти жены Литт продал дворец министерству финансов. Недолго министерство владело этим роскошным зданием.
В 1868 году дворец у них выкупил купец Николай Дмитриевич Лоховицкий. Я часто, рассказывая о роскошных особняках Петербурга, делаю акцент на том, что купцы в России были не просто богатые, а очень богатые!
- Третья часть истории дворца - Дом И. Ф. Громова.
Через 7 лет дворец опять меняет хозяина – им становится лесоторговец Илья Федулович Громов. Вот я и дошла до последнего имени в названии дома!
В 1879 году дом приобретает тот самый вид, который мы и видим сегодня. После смерти Громова владельцем дворца становится управляющий делами Громовых Владимир Александрович Ратьков-Рожнов.
Почему так случилось? Эта будет следующий рассказ через пару дней на моём канале.
Ту часть дворца, что выходила на Дворцовую набережную, он сдавал в наём, а потом и вовсе продал всё тому же министерству финансов.
Дворец был не единственной собственностью Ратьковых-Рожновых, кроме него им принадлежало еще не меньше 15 домов в Петербурге. Эта семья владела дворцом до самой революции 1917 года.
Расскажу вам о дочери Владимира Александровича - Ольге.
Ольга Ратькова-Рожнова была не просто богатой невестой, а очень богатой. Она мечтала выйти замуж за титулованного жениха, но хоть она и была из древнего дворянского рода, женихов, которые бы соответствовали её желаниям, не было.
Но замуж она всё-таки вышла, на момент свадьбы невесте был 21 год, мужем стал, простой, наверное, по её мнению ротмистр Михаил Аполлонович Серебряков, состоявший при великом князе Владимире Александровиче.
Отцом жениха был Аполлон Алексеевич Серебряков – начальник Николаевской железной дороги. На тот момент у Ольги было «в приданном» не менее 10 доходных домов в Петербурге!
Кстати, Ольга не только блистала на балах, она еще и занималась благотворительностью.
В одном из своих домов организовала женскую рукодельную школу, и сама руководила. Это не единственное благотворительное дело Ольги, рассказала вам для примера.
Как раз перед революцией 1917 года мужа Ольги приписали к Французскому полку, и они уехали заграницу.
В 1920 году Михаил Аполлонович Серебряков умер, а Ольга, после двух лет траура, снова вышла замуж. Вот здесь мечта её юности - титулованный жених, сбывается!
Она вышла замуж за принца Петра Александровича Ольденбургского – бывшего мужа великой княгини Ольги Александровны дочери императора Александра III.
Иван Алексеевич Бунин вспоминал об Ольденбургском в Париже в рассказе "Его высочество":
Я мельком взглянул на него, на мгновение испытал то пронзительное чувство, которое нередко испытываешь теперь при виде некоторых пожилых и бедных людей, знавших когда-то богатство, власть, знатность:
он был очень чисто (по-военному чисто) выбрит и вымыт и точно так же чист аккуратен и в одежде, очень простой и дешевой: легкое непромокаемое пальто неопределенного цвета, бумажные воротнички, грубые ботинки военного английского образца…
Интересные игры устраивает Судьба!
Великая княжна Ольга Александровна Романова мечтала выйти замуж за простого офицера кирасирского полка Николая Куликовского, а дворянка, не принцесса крови, Ольга Ратькова-Рожнова-Серебрякова хотела выйти замуж за принца, а вышла первый раз за простого полковника- кавалергарда, сына начальника Николаевской железной дороги. Но, в итоге мечты одной и второй Ольги сбылись.
Невесте Ольге Ратьковой-Рожновой на момент свадьбы было 54 года, её второму мужу принцу Петру Ольденбургскому 56 лет.
Они прожили меньше 2-х лет. Принц Петр Александрович Ольденбургский умер весной 1924 года в Ницце от скоротечной чахотки. Ольга Владимировна Ратькова-Рожнова скончалась в Марокко в 1953 года.
Но, вернусь к дворцу. Перед революцией 1917 года со стороны Дворцовой площади находилось посольство Турции.
Потом это был жилой дом, где в одной из квартир жил поэт Александр Андреевич Прокофьев.
Сегодня со стороны Миллионной улицы дворец занимает Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, а со стороны набережной находится Российский морской регистр судоходства.
Вот такая история одного из дворцов Петербурга.
Телеграм я делюсь фото и видео мест в Петербурге, где бываю сама - канал СофьяПетербургиЯ.
"Ваша Софья ♥️, если понравился рассказ 👉 это ссылка на Донаты".
.