Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Тюремная прачечная Юбера Робера: темнота, сырость и полумрак в мрачных стенах

Оглавление

Или когда стирка белья становится искусством (и наоборот)

Если бы тюремные стены умели говорить, они бы наверняка пожаловались на сырость, запах мыла и вечные сквозняки. Но Юбер Робер, французский художник XVIII века, решил, что лучше стен расскажет картина. Его «Тюремная прачечная» — это не просто холст с красками, а полноценный квест по поиску света в царстве мрака. И да, здесь даже бочки играют главную роль.

Картина «Тюремная прачечная» авторства Юбера Робера, созданная во второй половине XVIII века, представляет собой произведение искусства, написанное маслом на холсте размером 30 на 39 сантиметров. 
Это произведение хранится в коллекции Серпуховского историко-художественного музея.
Картина «Тюремная прачечная» авторства Юбера Робера, созданная во второй половине XVIII века, представляет собой произведение искусства, написанное маслом на холсте размером 30 на 39 сантиметров. Это произведение хранится в коллекции Серпуховского историко-художественного музея.

Стирка как приговор: интерьер с налётом трагедии

Представьте: вы заключённый, и ваша участь — не каторга, а... стирка. Да-да, вместо того чтобы ковать железо, вы часами полощете чужие портки в подвале, напоминающем декорации к готическому роману. Именно такую сцену Робер запечатлел на холсте размером с современный ноутбук (30×39 см — видимо, чтобы зритель не отвлекался на масштаб и сосредоточился на отчаянии).

Художник, мастер «поэзии руин», здесь решил поэкспериментировать с атмосферой тюрьмы. Холодный свет из окна с решёткой — словно луч надежды, который тут же гасится оранжевым отсветом котла. «Это не просто контраст, это визуальная пощечина», — шепчут искусствоведы. А ещё здесь есть верёвки для сушки белья. Зачем сушить его внутри? Видимо, чтобы заключённые не вздумали сбежать, развешивая простыни на свежем воздухе. Стратегически!

Но главные «злодеи» композиции — бочки в углу. Они не просто хранят припасы, они намекают: «Здесь вас заставят не только стирать, но и считать запасы крупы. На всякий случай».

Юбер Робер: как сесть в тюрьму и не потерять вдохновение

Робер создал эту работу во второй половине XVIII века, но её мрачная актуальность вспыхнула позже, во время Французской революции. Художника арестовали по подозрению в нелояльности — видимо, за то, что он слишком хорошо рисовал аристократические сады. Отсидев в тюрьмах Сент-Пелажи и Сен-Лазар, он написал около 50 работ. «Сидеть в камере? Отлично, у меня как раз холсты закончились!» — вероятно, так звучал его внутренний монолог.

Интересно, что «Тюремная прачечная» могла быть плодом не только личного опыта, но и любви Робера к драме. Даже в мирное время он обожал изображать катастрофы: рушащиеся здания, пожары, наводнения. Тюрьма для него — просто ещё один жанр экшена, где вместо вулканов — котлы с кипящим бельём.

Свет в конце тоннеля (или хотя бы в окне)

Картина хранится в Серпуховском музее — месте, которое, к счастью, не требует от посетителей стирать носки при входе. Но в чём её секрет? Роберу удалось превратить банальную бытовую сцену в философский манифест. Его прачечная — это метафора: даже в самом мрачном углу человеческого существования можно найти красоту. Холодный свет из окна — не просто луч, это намёк: «Эй, смотрите, тут есть перспектива! Хотя бы в композиции».

А ещё это напоминание: цените свободу, Wi-Fi и стиральные машины. Ведь если когда-нибудь человечество забудет, как это — дышать полной грудью, Робер любезно напомнит: «Всё могло быть хуже. Гораздо. Представьте, вы тут, с верёвкой и бочкой».

Эпилог: почему эта картина актуальна сегодня

«Тюремная прачечная» — идеальный арт-объект для эпохи локдаунов. Сидишь дома, смотришь на холст и думаешь: «А ведь могло быть и хуже. Могли бы заставить кипятить простыни в подвале». Робер, сам того не зная, создал гимн стоицизму: если жизнь даёт вам грязное бельё — стирайте его так, чтобы потомки восхищались вашим мастерством. Или хотя бы нарисуйте это.

Так что в следующий раз, загружая вещи в машинку, вспомните Юбера Робера. Он точно знал: даже в самой мрачной прачечной можно отыскать искру гениальности. Или хотя бы неплохо высушить носки.

Материалы по теме