В истории искусства есть произведения, которые заставляют зрителя остановиться и задуматься о тёмных сторонах человеческой природы. Одним из таких полотен является «Невольничье судно» английского художника Уильяма Тёрнера, написанное в 1840 году.
Тёрнер был мастером изображения стихий и их влияния на человека. В «Невольничьем судне» он использует свет и тень, чтобы создать атмосферу тревоги и неопределённости. Море на картине неспокойно, волны бьются о борт судна, создавая ощущение опасности. Небо затянуто тучами, что добавляет картине мрачности.
Картина Тёрнера напоминает нам о том, что рабство — это одно из самых страшных преступлений против человечности. Оно лишает людей достоинства, свободы и права на жизнь. Оно разрушает семьи, разрывает связи между людьми и превращает их в безмолвных рабов.
Трагедия на борту «Зонга» — это история о том, как в конце ноября — начале декабря 1781 года экипаж британского корабля «Зонг», перевозившего рабов из Аккры на Ямайку, совершил жестокое преступление.
Из-за навигационной ошибки судно сбилось с курса, и на нём закончился запас пресной воды. В течение нескольких дней члены команды утопили часть рабов, связав их и выбросив за борт.
После завершения рейса владелец «Зонга» — ливерпульский работорговый синдикат — обратился в страховую компанию, чтобы получить компенсацию за «гибель товара в море». Однако страховщик отказался выплатить возмещение, что привело к судебному разбирательству.
В результате было установлено, что в определённых обстоятельствах убийство рабов может быть признано законным, и страховая компания была обязана выплатить компенсацию работорговцу за смерть рабов.
Это дело привлекло внимание известного британского аболициониста Грэнвилла Шарпа, который попытался возбудить судебный процесс против экипажа «Зонга» по обвинению в преднамеренном убийстве.
Общественное возмущение, вызванное событиями на «Зонге», способствовало росту аболиционистского движения как в Великобритании, так и за её пределами.
События на «Зонге» стали основой для ряда произведений литературы и искусства, включая картину выдающегося британского художника-романтика Уильяма Тёрнера «Невольничье судно» (1840).
Судно «Зонг», ранее известное как «Зорг» (от голландского «осторожность»), было построено компанией Middelburgsche Commercie Compagnie. Оно не предназначалось для перевозки рабов, а порт приписки находился в Мидделбурге. В 1777 году «Зорг» успешно доставил рабов на побережье Суринама.
Согласно традиционному способу обмера, грузоподъёмность «Зорга» составляла 110 тонн. 10 февраля 1781 года корабль был захвачен британским 16-пушечным «Эльтом». 26 февраля «Эльт» и его трофей «Зорг» прибыли к замку Кейп-Кост, расположенному на побережье современной Ганы.
В начале марта 1781 года судно было приобретено Уильямом, владельцем судна, от лица синдиката ливерпульских торговцев. В этот синдикат входили Эдвард Уилсон, Джордж Кейс, Джеймс Эспнелл, Уильям, Джеймс и Джон Грегсоны.
С 1747 по 1780 годы Уильям Грегсон совершил 50 плаваний за рабами. В 1762 году он занимал пост мэра Лондона. К концу его жизни на борту кораблей, в которых он имел долю, было перевезено 58 201 раб из Африки.
Люк Коллингвуд, капитан «Зонга», ранее служил хирургом на корабле «Уильям». У него не было опыта в мореплавании и управлении судном.
В качестве корабельного хирурга он участвовал в отборе рабов во время их покупки в Африке. Известно, что тех, кого не удавалось продать, убивали, и иногда эти убийства происходили в присутствии хирурга.
Возможно, Коллингвуд уже сталкивался с массовыми убийствами рабов, и, по мнению историка Джереми Криклера, это могло подготовить его психологически к участию в трагедии, которая произошла на борту «Зонга».
Первым помощником Коллингвуда был Джеймс Келсалл, который также служил на «Уильяме». Единственным пассажиром на борту был Роберт Стаббс, губернатор Анобаму — британского укрепления близ замка Кейп-Кост. Ему пришлось оставить свой пост через девять месяцев после плавания.
В заявлениях свидетелей, собранных Африканским комитетом, говорилось, что Стаббс был полуграмотным пьяницей, который плохо управлял работорговлей в форте.
После отплытия из Африки экипаж «Зонга» состоял из 17 человек, что было явно недостаточно для поддержания надлежащих санитарных условий на борту судна.
Наём моряков в Британии представлял трудности из-за опасности заражения и бунта рабов, особенно для экипажа голландского судна, захваченного у берегов Африки.
«Зонг» управлялся уцелевшими моряками из первоначального голландского экипажа, экипажем «Уильяма» и безработными моряками из поселений вдоль африканского побережья.
В конце ноября, 27–28 числа, на расстоянии около 50 километров был замечен остров Ямайка. Однако команда приняла его за остров Гаити, на котором в то время располагалась французская колония Сан-Доминго.
Корабль «Зонг» продолжил свой путь на запад, оставив Ямайку позади. Ошибка обнаружилась, когда Ямайка уже находилась в 480 километрах с подветренной стороны.
К этому времени на корабле уже умерло несколько матросов и около 62 африканских рабов из-за переполненности, нехватки пищи, несчастных случаев и болезней. Джеймс Керсалл позже сообщил, что после обнаружения навигационной ошибки на корабле осталось воды только на четыре дня, а Ямайка находилась уже в 10–13 днях плавания.
Если бы рабы умерли на берегу, то ливерпульские судовладельцы не получили бы страхового возмещения. Аналогично, если бы рабы умерли «естественной смертью» (термин того времени), находясь в море, то страховку также не выплатили бы. Однако если бы часть рабов выбросили за борт с целью спасти оставшуюся часть «груза», то имел бы место страховой случай согласно доводу общей аварии. Страховые выплаты составили бы 30 фунтов за каждого раба.
29 ноября экипаж собрался, чтобы обсудить предложение о выбросе части рабов за борт. Джеймс Келсалл позже заявил, что сначала он выразил несогласие с планом, но вскоре моряки пришли к единодушному решению.
29 ноября 54 женщины и дети были выброшены через окна кают в море. 1 декабря за борт были выброшены 42 раба мужского пола. В течение нескольких последующих дней в море отправились ещё 36 рабов. Ещё десять рабов сами выбросились, чтобы выразить протест против бесчеловечного обращения работорговцев.
Услышав крики жертв, бросаемых в море, один из рабов обратился к команде с просьбой, чтобы все оставшиеся африканцы отказались от пищи и воды, чтобы не быть выброшенными за борт. Однако просьба была проигнорирована экипажем.
В отчёте суда королевской скамьи есть информация о том, что один из рабов пытался вскарабкаться обратно на корабль.
Впоследствии было выдвинуто предположение, что рабы были выброшены за борт из-за нехватки воды на корабле, что делало их выживание на протяжении оставшегося пути невозможным.
Однако это утверждение было оспорено, поскольку по прибытии на Ямайку 22 декабря на судне оставалось 420 имперских галлонов воды, что составляет около 1900 литров. В письменном показании под присягой, предоставленном Келсаллом, было указано, что 1 декабря, когда были убиты 42 раба, в течение суток шел сильный дождь, благодаря чему удалось собрать шесть бочек воды — запас, которого должно было хватить на 11 дней.
22 декабря «Зонг» прибыл в порт Блэк-Ривер на Ямайке, на борту которого находилось 208 рабов, что составляло менее половины от общего количества отправленных из Африки. Рабы были проданы по цене 36 фунтов за голову.
Законность захвата «Зонга» у голландцев была подтверждена судом ямайского вице-адмиралтейства. Судно было переименовано в «Richard of Jamaica».
Люк Коллингвуд, последний выживший член экипажа, скончался через три дня после прибытия на Ямайку, что сделало невозможным его участие в последующем судебном процессе в 1783 году.
Когда новости о резне на «Зонге» достигли Англии, владельцы судна потребовали страховую выплату за потерю рабов. Страховщики отказались, и дело было передано в суд.
Бортовой журнал «Зонга» пропал до начала слушаний, а для судебного разбирательства требовались все документальные свидетельства о произошедшем. Страховщики заявили, что журнал был намеренно уничтожен, в то время как синдикат Грегсона это отрицал.
Почти все уцелевшие материалы были подвергнуты сомнению. Два очевидца событий, Роберт Стаббс и Джеймс Келсалл, дали показания, стремясь очистить свои имена от позора. Возможно, количество убитых рабов, оставшаяся на судне вода и расстояние до Ямайки были указаны неверно.
Судебный процесс начался после отказа страховщиков выплатить компенсацию владельцам «Зонга». Он начался 6 марта 1783 года в Гидхолле в Лондоне. Надзор за судом присяжных осуществлял Уильям Мюррей, граф Мэнсфилд, лорд-судья Англии и Уэльса. Ранее Мэнсфилд был судьёй на процессе Соммерсет против Стюарта в 1772 году, где поднимался вопрос о законности рабства в Англии.
Единственным свидетелем на первом суде был Роберт Стаббс, и присяжные вынесли вердикт в пользу владельцев судна.
19 марта 1783 года вольноотпущенник Олауда Эквиано рассказал активисту Грэнвиллу Шарпу, выступавшему за отмену работорговли, о событиях, произошедших на борту «Зонга». На следующий день Шарп обратился за юридической консультацией о возможности уголовного преследования экипажа судна за убийство.
Страховая компания обратилась в суд с апелляцией, чтобы оспорить предыдущее решение и провести повторное рассмотрение дела.
Слушания проходили в Вестминстер-холле, в Суде королевской скамьи, 21–22 мая 1783 года. В процессе участвовали граф Мэнсфилд и ещё два судьи королевской скамьи — Булер и Уилс.
Интересы владельцев судна, как и на предыдущем заседании в Гидхолле, представлял генеральный солиситор Джон Ли. Грэнвилл Шарп выполнял функции секретаря и вёл протокол заседания.
Подводя итоги предыдущего судебного разбирательства, Мэнсфилд отметил, что у жюри нет сомнений, хотя это может показаться неожиданным, в том, что дело о рабах аналогично делу о лошадях, выброшенных за борт. Вопрос заключался в том, была ли абсолютная необходимость выбрасывать их за борт для сохранения остального груза. И жюри пришло к такому мнению.
Единственным свидетелем резни на «Зонге», который появился в Вестминстер-холле, был Роберт Стаббс. Хотя у судей также было письменное заявление Джеймса Келсалла.
Стаббс утверждал, что было абсолютно необходимо выбросить негров за борт, поскольку экипаж опасался, что все рабы погибнут, если часть из них не будет выброшена в море.
Страховая компания «Зонга» выдвинула аргумент, что Коллингвуд допустил просчёт и ошибку, проплыв мимо Ямайки. Поскольку рабы были убиты, их владельцы могут требовать компенсацию. Они предположили, что Коллингвуд пошёл на убийство, поскольку не хотел совершать первое плавание в качестве капитана невольничьего судна, так как это было невыгодно.
Джон Ли ответил, что невольники погибли только как часть груза товаров и были выброшены за борт ради блага судна.
Юристы страховой компании возразили, что аргумент Ли не может оправдать гибель невинных людей и что действия экипажа «Зонга» были ничем иным, как убийством.
По мнению Джеймса Валвина, возможно, что Грэнвилл Шарп напрямую повлиял на стратегию, выбранную адвокатами страховой компании.
На слушаниях выяснилось, что во время серии убийств шли сильные дожди. Это обстоятельство побудило Мэнсфилда назначить новое судебное заседание, поскольку убийство невольников не могло быть оправдано необходимостью спасения судна и оставшихся рабов из-за нехватки воды.
Один из присутствующих судей также заявил, что доказательства, которые они услышали, отменяют выводы жюри на предыдущем заседании, где им сказали, что нехватка воды, возникшая из-за плохого состояния судна, была вызвана непредвиденными условиями плавания, а не ошибками, совершёнными капитаном.
Мэнсфилд пришёл к выводу, что страховая компания не может нести ответственность за потери, вызванные ошибками, допущенными экипажем «Зонга».
Неизвестно, было ли проведено дальнейшее судебное разбирательство по этому делу. Несмотря на усилия Грэнвилла Шарпа, никто не был привлечён к ответственности за убийство рабов.
В 1788 и 1804 годах были внесены изменения в законодательство о работорговле, которые ограничили сферу ответственности страховых компаний в договорах страхования грузов, связанных с этой отраслью. Положения, обещавшие выплату страховки в случае «всех прочих опасностей, потерь и несчастий», были признаны недействительными.
Представители владельцев судна «Зонг» обратились в Суд королевской скамьи, чтобы оспорить аналогичное положение в страховом договоре. Краткое изложение апелляции было опубликовано в судебных отчётах, основанных на заметках Сильвестра Дугласа, барона Гленберви, и других документах того времени, а также в отчёте по делу «Грегсон против Джилберта» (1783, 3 Doug. KB 232).
Джереми Криклер предполагал, что судья Мэнсфилд хотел, чтобы коммерческое право продолжало способствовать развитию британской морской торговли. Это привело к тому, что он поддержал принцип общей аварии, даже если речь шла об убийстве людей. Согласно этому принципу, капитан, который выбрасывает часть груза за борт, чтобы спасти остальное, может требовать возмещения своих потерь у страховых компаний. Решение в пользу страховых компаний сильно подорвало эту идею.
Выяснилось, что перед убийством шли сильные дожди, и это заставило Мэнсфилда начать новое разбирательство. Однако он не стал подвергать сомнению принцип общей аварии. Он подчеркнул, что резня была оправдана с юридической точки зрения, и требование владельцев судна о выплате страховки было обоснованным, поскольку нехватка воды не была вызвана ошибками капитана. Тем не менее, он принял решение в пользу страховой компании.
Криклер в своих комментариях утверждает, что Мэнсфилд проигнорировал решение своего предшественника Мэтью Хейла о том, что убийство невинных людей ради самосохранения незаконно. Столетие спустя это решение сыграло важную роль в деле R v Dudley and Stephens, где рассматривался вопрос о законности убийств на море.
Мэнсфилд также проигнорировал другой юридический принцип: требование о выплате страховки не может быть обоснованным, если страховой случай произошёл в результате незаконных действий.
Грэнвилл Шарп начал кампанию по привлечению внимания к резне, отправляя письма в газеты, лордам Адмиралтейства и премьер-министру Уильяму Кавендишу-Бентинку, герцогу Портлендскому. Однако ни премьер, ни Адмиралтейство не ответили ему.
Первое судебное разбирательство по делу «Зонга» было освещено только в одной лондонской газете. До 1787 года в печати появлялось очень мало информации о резне. Первый публичный отчёт о ней появился только в газетной статье в марте 1783 года, почти через полтора года после событий.
Несмотря на эти неудачи, усилия Шарпа принесли некоторые плоды. В апреле 1783 года он отправил отчёт о бойне на «Зонге» квакеру Уильяму Дилвину, который искал доказательства, угрожающие работорговле. На ежегодном собрании квакеров в Лондоне было решено начать кампанию против рабства. В июле 1783 года в парламент была подана петиция, которую подписали 273 квакера. Шарп также отправлял письма епископам англиканской церкви, священнослужителям и сторонникам отмены рабства.
В первые годы после того, как стало известно о бойне на «Зонге», общественное мнение не проявляло особого интереса к обсуждению этого события. Как отмечает историк движения за отмену рабства Сеймур Дречер, это стало настоящим испытанием для ранних аболиционистов.
Однако благодаря усилиям Шарпа тема бойни на «Зонге» стала неотъемлемой частью аболиционистской литературы. Её обсуждали такие выдающиеся деятели движения, как Томас Клерксон, Оттоба Кугоано, Джеймс Рэмси и Джон Ньютон.
В этих работах часто не указывались имя капитана и название судна, что, по словам Сривидьи Сваминатхана, создавало впечатление, будто преступление могло произойти на любом корабле, идущем по Среднему маршруту.
Убийства на борту «Зонга» стали ярким примером ужасов работорговли, что способствовало росту аболиционистского движения в Великобритании. В конце 1780-х годов оно значительно усилилось, расширив свои масштабы и влияние.
Описания бойни на «Зонге» продолжали появляться в аболиционистской литературе XIX века. В 1839 году Томас Кларксон опубликовал работу «История возникновения, развития и достижения отмены африканской работорговли», в которую был включен отчёт о трагедии на «Зонге».
Эта книга оказала значительное влияние на художника Уильяма Тёрнера, который в 1840 году представил свою картину «Невольничий корабль» на летней выставке Королевской академии. На картине изображён корабль, с которого в море бросают скованных рабов, пожираемых акулами.
Некоторые детали картины, такие как кандалы на рабах, были вдохновлены иллюстрациями из книги Кларксона. Картина была создана в важный момент для движения за отмену рабства во всём мире. Выставка Королевской академии открылась всего за месяц до первой всемирной конвенции по отмене рабства, прошедшей в Лондоне.
Владельцы картины и критик Джон Рёскин были в восторге от неё. Критик Маркус Вуд назвал её одним из немногих великих правдивых изображений африканской работорговли в искусстве Запада.
В 2007 году на месте, где причалил «Зонг», на реке Блэк-Ривер (Ямайка) был установлен мемориальный камень.
В марте 2007 года у Тауэрского моста пришвартовался парусный корабль, изображающий «Зонг». Стоимость судна составила 300 тысяч фунтов. Это было сделано в ознаменование 200-летнего юбилея принятия Акта об отмене рабства 1807 года. На корабле были размещены изображения резни на «Зонге» и работорговли. Рядом с парусником стоял фрегат Королевского флота «Нортумберленд», на котором была организована выставка, посвящённая участию Королевского флота в подавлении работорговли после 1807 года.
Бойня на «Зонге» вдохновила на создание нескольких литературных произведений:
Роман Фреда Д’Агюяра «Кормление призраков» (1997) рассказывает историю раба-африканца, который выжил после того, как его выбросили за борт «Зонга». Пьеса Маргарет Бэсби «Груз из Африки», поставленная театральной компанией Nitro на сцене Greenwich Theatre в 2007 году, описывает события бойни и суда 1783 года.
Книга стихов канадской поэтессы М. Нурбе Се Филип Zong! (2008) основана на событиях вокруг резни, в качестве источника использован отчёт о слушании дела в суде королевской скамьи. Первая серия британского телесериала «Закон Гарроу» (2009) основана на событиях резни. Историк Уильям Гарроу не участвовал в деле, а поскольку капитан «Зонга» умер вскоре после прибытия на Ямайку, его появление на суде по обвинению в мошенничестве также является вымыслом.
В британском фильме 2013 года «Белль», рассказывающем о жизни мулатки Дайду Элизабет Белль (1761–1804), история о бойне на «Зонге» и последующее судебное разбирательство представлены как второстепенная сюжетная линия.
Но помимо боли и отчаяния, картина Тёрнера вызывает и другие чувства. Она напоминает нам о том, что даже в самых тёмных временах есть место надежде и сопротивлению. Она показывает, что даже в самых безвыходных ситуациях есть возможность бороться за свою свободу и человеческое достоинство.
Картина «Невольничье судно» заставляет нас задуматься о том, как важно бороться с несправедливостью и не допускать повторения подобных трагедий в будущем. Она напоминает нам о том, что каждый человек имеет право на свободу и уважение, и что мы должны делать всё возможное, чтобы защитить эти ценности.
Картина Уильяма Тёрнера «Невольничье судно» — это не просто произведение искусства, это напоминание о том, что мы должны быть сильными и бороться за справедливость. Она заставляет нас задуматься о прошлом, настоящем и будущем, и о том, как важно помнить о тех, кто пострадал от рабства, и не допускать повторения подобных трагедий.
Это произведение напоминает нам о том, что мы должны помнить о прошлом, чтобы не повторять ошибок в будущем. Оно заставляет нас задуматься о том, как важно ценить свободу и бороться за права человека. Картина Тёрнера — это призыв к действию, к борьбе за справедливость и уважение к каждому человеку.
Пусть «Невольничье судно» Уильяма Тёрнера будет напоминанием о том, что каждый из нас может внести свой вклад в борьбу с несправедливостью и помочь создать более справедливый и гуманный мир.