Кто она, откуда и, главное, почему такая красавица согласилась работать подсобной на стройке, интересовало многих конторских работниц. С этими вопросами они пришли ко мне.
Что я могла сказать!? Только назвать её ФИО, откуда родом и возраст - девятнадцать лет.
Утром следующего дня...
Самое начало здесь:
Первый рабочий день Марины
Прораб и мастер предложили бригадам самим решить, кто возьмёт Марину в свой состав. Передовики производства - две тёти Любы не захотели возиться с новенькой, необученной специальности, девчонкой. Оставалась тётя Люда и тётя Маша. Они бросили жребий. Марина попала в бригаду тёти Маши. Бригада состояла из двух тёть Маш и молодых девчонок - Светы и Тани.
Решив вопрос с новенькой, работницы шумно потянулись во двор к складскому помещению. Конторские работники высунулись в окно, наблюдая за происходящим во дворе, вернее, за Мариной. Секретарь Лена пошла в склад к заведующей с какими-то бумажками для их подписания, но с главной целью - поглазеть на Марину.
Бригадиры в порядке очереди выписывали нужные материалы. Женщины тащили мешки с цементом, наливали из двухсотлитровых бочек краски разных цветов, лопатами насыпали в мешки песок. Всё это добро грузили на трактор.
Тракторист Василий покуривал в сторонке, поглядывая на Светку, к которой испытывал симпатию, но симпатия симпатией, а мешок с цементом Светка тянула с напарницей - Василий даже не шелохнулся помочь. А что? Его дело - водить трактор и его же ремонтировать. А ремонтировать трактор приходилось, быть может, больше, чем его водить - в таком состоянии находился тракторец.
В работе были задействованы все, кроме Марины. Она, в той же одежде, что и вчера, стояла на крыльце конторы. Бригадирша тётя Маша сунула ей в руки ведро с валиками для покраски стен, кисточками и грунтовкой.
Увидев, не ко времени появившуюся Лену, завскладом Михайловна попросила помочь подобрать Марине спецформу и обувь. Лена позвала Марину в склад. Та запросила 50 размер. Лена удивилась: "Зачем? 50 размер носят женщины в теле, а ты молоденькая девушка, тебе пойдёт и 48-ой за неимением на складе меньших размеров, да ещё выточки вшить придётся на куртке". Но Марина стояла на своём, что ей будет удобно работать в широкой одежде без стеснения движений...
Минут через сорок на двери склада уже висел амбарный замок: строители разъехались на объекты, Михайловна побежала в магазин за молоком, начальник убыл на планёрку в райисполком, главбух с платёжными поручениями пошла в банк.
Лена-секретарша зашла в Бухгалтерию. Там вовсю обсуждали новенькую. Но, что кроме внешнего вида, могли обсуждать они? Пришли к выводу, что девушка, прежде всего, КРАСИВАЯ, скромная, стеснительная, несовременная (сыграл факт выбора спецодежды не по размеру).
И только Таисия Васильевна заметила, что фигура у неё или никакая, или же, она беременная, и эту самую беременность прячет за широкими одеждами.
Первая рабочая неделя Марины
Бригада приняла Марину скрепя сердце: беспокоились, что из-за неё уменьшится зарплата, ведь оплата труда у строителей сдельная. Светка и Таня тоже молодые, но уже с опытом работы.
На перекурах тёти Маши кипятили чаи кипятильником, Таня и Света делали то, что и полагается на перекурах - курили. Предлагали Марине присоединиться к ним, но девушка не курила - выходила из здания, пахнущего красками, на свежий воздух, якобы в туалет. Молодые девчата издевались: "Снова в туалет? Недержание мочи у девочки!"
Марина не реагировала на злые шутки никоим образом. Молча делала то, что ей говорила бригадир - подносила песок, цемент в корыто для раствора, разводила водоэмульсионную краску, срывала старые обои на стенах, выносила строительный мусор. На объект Марина приходила раньше, а уходила позже всех, чтобы, не переодеваться при напарницах... Она тревожилась, что однажды даже самые широкие одежды не смогут скрыть её положение.
Прошло две недели... С этого дня началось моё общение с Мариной.
Естественно, я не помню в подробностях и деталях все события тридцатилетней давности, поэтому оставляю за собой право на художественное изложение истории.
В понедельник работники обязаны были приходить на работу на полчаса раньше. В Красном уголке проходили политинформации, на которых слушали последние новости, разыгрывали талоны на дефицитные товары народного потребления, проводили предпраздничные мероприятия.
Лена-секретарь задержалась дома дольше обычного - долго крутилась у зеркала. Прихорошившись "до лучше некуда".
Лена на всех парусах помчалась на работу. До работы - двадцать минут ходу. У неё оставалось ровно десять минут, чтобы прибыть вовремя - иначе, начальник вызовет "на ковёр".
Помчалась со скоростью света... Вдруг Лена заметила впереди идущую не спеша Марину. Вернее, заметила сначала примелькавшийся за две недели наряд Марины. Только к летнему ансамблю из юбки и блузки добавился тёплый вязаный жакет бежевого цвета.
Лена настигла Марину и поздоровалась. Марина обрадовалась спутнице. Девушки пошли вместе. Оказалось, что Марина снимала квартиру совсем недалеко от дома Лены.
По пути Лена рассказывала Марине, как она впервые пришла на работу, как её встретили сотрудницы. Не утаила некоторые откровенные моменты о себе, о жизни с мужем, разводе, надеялась, что и Марина немного приоткроет дверцу в свою молодую жизнь, но, она сказала, что ей нечего и рассказывать - в селе жизнь скучная, парня у неё ещё не было. Оживилась, когда Лена выразила общее мнение сотрудниц, что Марина - девочка КРАСИВАЯ.
Марина вдруг приостановилась: "Лена, давай зайдём в туалет на вокзале, что-то приспичило сильно"...
В Красный уголок девушки вошли в разгар лотереи - между работниками разыгрывался талон на приобретение ковра. И надо такому случиться - билет с выигрышем вытянула Марина. Но профком решил, как отрезал - Марина не работает и месяца на предприятии - потому лишил её билета. Оно и понятно, что Марина бы не выкупила дорогостоящий шерстяной ковёр, но могла бы продать счастливый билетик рублей за десять хотя бы.
Билет решено было подарить на годовщину свадьбы семейной паре. Сергей занимал должность главного инженера, жена его, Тоня, месяц как работала в бухгалтерии. В декабре у молодых должен родиться малыш...
В этот же день я, как и все остальные работники предприятия, узнала о том, что Марина так тщательно маскировала под широкими одеждами.
Выходя из Красного уголка, Лена заметила, что Василий-тракторист обхаживал Марину: "Ах, Марина, я сейчас буду ехать в ту сторону, где твой объект, могу подвезти!" Марина не отказалась - села в кабину. А, возвратившись в гараж вечером, Вася трезвонил уже во дворе, что Маринка, мол, беременная - уверен на все сто процентов, потому, как полез к ней в шутку обниматься-целоваться, да и наткнулся на её большой животик.
А на другой день эту же новость принесли в контору девчата из бригады - при покраске пола Маринке стало плохо, она упала в обморок, приехала скорая, забрала Марину в больницу, не забыв сообщить причину обморока - девушка в положении...
На работе только и говорили о скромнице Марине, что в тихом болоте, мол, да за широкими одеждами, черти водятся. Права оказалась Таисия Васильевна, которая в первый же день, увидев Маринину фигуру, заподозрила беременность. Тоня из бухгалтерии обещала разузнать о Марине в женской консультации, поскольку имела там связи. Оказывалось, что Марина и Тоня имели приблизительно одинаковые сроки - в декабре обе должны стать мамочками.
Председатель профкома возмущался тем, что придётся на коляску выделять деньги.
Начальник спокойно отнёсся к этому событию: "Дети - наше будущее! Поможем! Выпишем материальную помощь!"
Лена не участвовала в обсуждении и осуждении Марины, мысленно готовила в подарок малышу кроватку-манеж, одежду, которые уже были малы её двухлетнему сыну Славику...
Десять дней Марина провела в больнице - её обследовали, подлечили, поставили на учёт в женскую консультацию. Выписывая, дали справку на лёгкий труд. Предприятие зашло в тупик, поскольку не имело мест с "лёгким трудом".
Продолжение: