Найти в Дзене

Баланчин: «Allegro Brillante»

1956 г. «Allegro Brillante» на музыку Концерта для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор соч. 75 Джордж Баланчин назвал яркое «Allegro Brillante» «всем, что я знаю о классическом балете за тринадцать минут». Одно из самых радостных танцевальных произведений Джорджа Баланчина, Allegro Brillante, рассказывает о том, что Мария Толчиф — балерина, на которую была создана эта бравурная главная роль — назвала «экспансивным русским романтизмом». Действие балета происходит на музыку фортепианного концерта № 3 Чайковского , произведения, которое композитор создал из эскизов к тому, что должно было стать его Шестой симфонией, но чему не суждено было случиться и она стала единственной частью, опубликованной уже посмертно в 1894 году. Баланчин описывал этот балет как концентрированное эссе в расширенном классическом словаре, где максимальное количество хореографических разработок заключено в ограниченной области времени и пространства. Из уст создателя балета и его первой исполнительницы мы сл

1956 г. «Allegro Brillante» на музыку Концерта для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор соч. 75

Tiler Peck и Andrew Veyette, «Allegro Brillante», музыка Чайковского, хореография Баланчина
Tiler Peck и Andrew Veyette, «Allegro Brillante», музыка Чайковского, хореография Баланчина

Джордж Баланчин назвал яркое «Allegro Brillante» «всем, что я знаю о классическом балете за тринадцать минут».

Одно из самых радостных танцевальных произведений Джорджа Баланчина, Allegro Brillante, рассказывает о том, что Мария Толчиф — балерина, на которую была создана эта бравурная главная роль — назвала «экспансивным русским романтизмом».

Действие балета происходит на музыку фортепианного концерта № 3 Чайковского , произведения, которое композитор создал из эскизов к тому, что должно было стать его Шестой симфонией, но чему не суждено было случиться и она стала единственной частью, опубликованной уже посмертно в 1894 году.

Баланчин описывал этот балет как концентрированное эссе в расширенном классическом словаре, где максимальное количество хореографических разработок заключено в ограниченной области времени и пространства.

Из уст создателя балета и его первой исполнительницы мы слышим несколько значимых (ключевых) слов, могущих показать нам путь к его пониманию: классический балет, русский романтизм, балетный словарь. Давайте попробуем разобраться в их значении на примере истории Мариинского театра.

1830-е годы положили начало эпохи тотального романтизма на балетной сцене. После ухода Дидло в отставку балетной труппой руководили А. Блаш и А. Титюс, переносившие сюда очередные парижские премьеры, в том числе «Сильфиду» и «Жизель». В 1837-42 годах в Петербурге гастролировали Филиппо и Мария Тальони, показавшие все основные балеты своего репертуара, где действие обычно разворачивается параллельно в мире реальном и фантастическом. «Земную», действенную линию представляли в Петербурге балеты Жюля Перро, возглавлявшего труппу в 1848-59 годах. В балетах «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника» и «Фауст» Цезаря Пуни драматизм возникал в противопоставлении страстей, характеров, обстоятельств. На петербургской сцене выступали известные балерины Люсиль Гранн, Фанни Эльслер, Карлотта Гризи, Фанни Черрито. В репертуаре Тальони и Перро с успехом выступали русские танцовщицы Еленя Андреянова, Надежда Богданова, Марфа Муравьёва, Мария Суровщикова-Петипа.

К концу 1850-х годов содержательность и одухотворённость образов романтизма императорских театров уступили место развлекательности. Основной ценностью становились танцевальная техника, разнообразие дивертисментов, модные «живые картинки». В 1859-69 в Петербурге работал балетмейстер Артур Сен-Леон. На сцене петербургского театра он поставил большое количество спектаклей, поражавших сценическими эффектами и неожиданными дивертисментами, но все это не компенсировало ничтожность содержания. Единственным балетом, Сен-Леона, вошедшим в классическое наследие, стал «Конек-Горбунок» на музыку Пуни.

Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Иванович Петипа (с 1847 солист балета, затем балетмейстер, а в 1869-1903 годах - главный балетмейстер театра). Петипа поднял профессионализм труппы на невиданный дотоле уровень. Развивая каноны академического танца, он совершенствовал малые танцевальные формы, а также композицию многоактного спектакля, тонко чувствуя меру соответствия пантомимы и танца. Сотрудничая с отнюдь не симфонистами Пуни и Людвигом Минкусом, Петипа разрабатывал пластические лейттемы, соединял и противопоставлял «голоса» солистов и кордебалета, что привело к открытию хореографического симфонизма в сцене «Теней» балета «Баядерка» (1877), который развивался и утверждался в союзе с Петром Ильичом Чайковским («Спящая красавица», 1890; 1-я и 3-я картины «Лебединого озера», 1895) и Александром Константиновичем Глазуновым («Раймонда», 1898). Петипа продлил жизнь многих балетов хореографов-предшественников: «Тщетной предосторожности», «Жизели», «Пахиты», «Корсара», «Эсмеральды», «Коппелии». Рядом с Петипа проходило творчество Льва Ивановича Иванова (в 1885-1901 годах - второй балетмейстер театра). Шедеврами танцевального симфонизма Иванова стали «Танец снежных хлопьев» («Щелкунчик», 1892), 2-я картина балета Чайковского «Лебединое озеро» (1894).

В балетах Петипа и Иванова раскрылись таланты Екатерины Вазем, Марии Горшенковой, Евгении Соколовой. Однако первые роли по традиции отдавались гастролёршам - Карлотте Брианца, Пьерине Леньяни, Вирджинии Цукки. Артистичные и виртуозные итал. балерины, как и танцовщик Энрико Чеккетти, вносили живительную струю в петербургское исполнительство.

К началу XX века хранителями академических традиций были Самуил Андрианов, Агриппина Яковлевна Ваганова, Петр Николаевич Владимиров, Матильда Феликсовна Кшесинская. Михаил Константинович Обухов. Ольга Иосифовна Преображенская, Вера Александровна Трефилова. Однако в последние годы службы Петипа эстетика академизма постепенно превращалась в догму, тормозящую творческий прогресс.

Борьбу с рутиной возглавил Михаил Михайлович Фокин. В поисках новых сценических образов он опирался на современное изобразительное искусство. Его творчество объединяло два направления: поиски в области пластической драмы и воссоздание стилей ушедших эпох. Излюбленной формой хореографа стал одноактный балет с лаконичным и непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» (1907), «Египетские ночи», «Шопениана» (оба 1908). «Половецкие пляски» (1909). После триумфа Русских сезонов Дягилева (1909-11). балетмейстером которых был Фокин, в 1912-17 он поставил несколько балетов в Петербурге: «Прелюды» на муз. Листа (1913), «Арагонская хота» на музыку Глинки (1916). В его балетах прославились Тамара Платоновна Карсавина, Вацлав Фомич Нижинский, Анна Павловна Павлова.

В первые годы после Октябрьской революции перед театром встали задачи сохранения наследия и создания репертуара, отвечающего требованиям времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов Елизаветы Гердт, Петра Гусева, Елены Люком. Ольги Мунгаловой, Владимира Пономарёва, Ольги Спесивцевой, Бориса Шаврова.

Федор Лопухов
Федор Лопухов

В 1922 труппу возглавил Федор Васильевич Лопухов, но его достижения уже стали параллельной веткой тому, что делал Баланчин в Европе и Америке, покинув Россию в 1924 году, впоследствии неоднократно в разного рода интервью называя Лопухова своим предшественником.

Джордж Баланчин
Джордж Баланчин

Балет «Allegro Brilliante» можно назвать декларацией стиля и профессиональным манифестом Джорджа Баланчина.

Читайте продолжение...

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Читайте часть 1

Allegro Brilliante – New York City Ballet. URL: https://www.nycballet.com/discover/ballet-repertory/allegro-brillante/

-4