Глава 4. Государство как инструмент решения общественных задач.
Человек относится к общественным видам животных. Это значит, что его выживание как вида, зависит от существования особей в группе и от их взаимодействия в ней. Конечно отдельная особь обладает некоторой самостоятельностью. И при некоторых условиях может самостоятельно жить вплоть до естественной смерти. Но для выживания вида это не является положительным.
Коллективное сосуществование и совместная деятельность в ходе эволюции стали одним тех факторов, которые вывели человеческий вид из животного состояния. И более того, именно эта особенность стала основой для дальнейшего развития человека. Именно жизнь в обществе стала залогом не только выживания, но и развития. Тем конкурентным преимуществом, которое позволило человеку стать доминирующим видом на планете.
Соответственно дальнейшее развитие человеческих групп: усложнение их структуры, взаимосвязей, давало им большие преимущества. Те группы, которые были более сплочены, имели более интенсивный культурный обмен внутри себя и с окружающими соседями (были более общительны), а значит обладали большим набором реакций на окружающую действительность, получали больше преимуществ в выживании.
Поэтому с этой точки зрения государство — это организация общества для решения задач, стоящих перед всем обществом (и как правило требовавших участия большинства его членов), а не перед отдельными его членами или группами (в том числе и классами). Причем, задачи эти могут быть условно поделены на внутренне и внешние.
Внутренние задачи касаются устройства самого общества. Внешние это задачи взаимодействия общества как целого с окружающим миром. Самым показательным в этом отношении является организация совместной охоты. Или организация набега на соседей. Что часто рассматривалось как нечто похожее.
С переходом на производящий тип хозяйства таких задач стало гораздо больше. И они стали сложнее. Именно количественный рост и сложность задач, стоящих перед всем обществом, стало одной из причин появления такой сложной организации общества, как государство. (смотри пункт 1.1.1 Специализация и разделение труда. Раздел 2)
Какие это задачи? Например, совместное возделывание поля, уборка урожая, создание системы орошения (рытьё каналов, дамбы). И конечно одной из таких задач являлась защита своей собственности от соседей (и наоборот – присвоения соседской).
При этом интересы различных членов и отдельных групп этого общества не всегда могут совпадать с интересами всего общества. А, следовательно, они вынуждены подчиняться общественным интересам или сопротивляться им. И здесь на сцену выходит насилие, которое само по себе в качестве способа достижения целей не является чем-то новым, не применявшимся в догосударственных, доклассовых обществах.
Например, надо построить плотину на реке для лучшего снабжения водой пахотных полей. Но, предположим, тогда образовавшееся водохранилище затопит чей-то дом и прилегающую к нему землю. Очевидно, что владельцу дома и земли это никак не будет нравится. Таким образом, возникает конфликт интересов. Но интересы всего общества выше частных. Владельца так или иначе вынудят покинуть эту землю. Непосредственного насилия, то есть физического воздействия здесь может и не быть. Но он как член общества будет вынужден подчиниться большинству и поступиться своими интересами.
Или другой пример - постройка крепостной стены, которая требует отвлечения сил и времени крестьян. А это значит возможные потери в урожае. Здесь крестьяне могут сознательно сами пожертвовать частью своего времени, если они осознают значимость и видят пользу от этого. В случае если такого нет, то кроме насилия, та часть общества, которая инициирует это строительство, может прибегать к компенсации потерь урожая.
Что касается непосредственно физического открытого насилия, то оно будет осуществляться не всем обществом, а теми его группам, у которых их собственные интересы совпадают с интересами всего общества.
Но сам факт того, что одна часть общества прибегает к насилию по отношению к другой части общества, чтобы добиться своих целей, говорит о взаимозависимости этих частей. То есть, если бы задача решалась без участия какой-то части общества, она бы решалась.
При этом это не означает, что, какая-то часть общества не будет использовать насилие по отношению к другой части исключительно в своих интересах, не имеющих значения и не несущих благо для всего общества.
Но одно дело, когда для решения общественных задач требуется один, одновременный акт. Другое - когда задача требует регулярного отвлечения сил. А значит необходимо создание прослойки людей- специалистов, которые бы занимались решением этих задач регулярно, без отвлечения на другие дела. То есть они должны быть отвлечены от производства, не участвовать в нём непосредственно. Но при этом получать часть прибавочного продукта. Поскольку от их деятельности порой зависит будет ли существовать это производство вообще.
Например, для рытья канала необходимо собрать людей, организовать их и выполнить задачу. Но, для того чтобы поддерживать канал в пригодном состоянии, необходимо регулярно проводить его осмотр и ремонт. И чем больше объём таких работ, тем больше отвлечения сил и времени. И при росте объёма работ становится необходимым посвящать всё рабочее время исключительно уходу за сетью каналов и ничем больше.
Сначала это будет всего один человек - смотритель канала. Но с расширением сети каналов, с увеличением их протяжённости, потребуется уже целая бригада. Потом вторая. А затем потребуются бригадиры для контроля за самой работой бригад. А далее уже потребуется начальники для контроля над несколькими бригадами. И понятно, что если рядовые работники и даже бригадиры участвуют в непосредственной работе – осмотр и ремонт, то начальники над бригадами уже никаким образом не участвуют. Они только управляют теми, кто работает.
Рытьё каналов или строительство оборонительных сооружений, то есть реализация проектов значимых для всего общества – это всегда коллективный труд, часто требовавший концентрации огромных средств и усилий всего древнего общества. И требующий соответствующей организации и управления. На протяжении всей истории создание и организация больших проектов всегда было задачей государства. И только потом результатами этого пользовались частные лица.
От китайской стены до интернета - всё эти проекты создавались либо исключительно силами государства, либо под его руководством.