Найти в Дзене

Вклады заморозят? Деньги россиян в банках под угрозой

Вклады могут заморозить, чтобы сдержать бешеную инфляцию. С таким заявлением на этой неделе выступил директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. По мнению эксперта, в результате неотвратимого снижения ключевой ставки люди массово кинутся забирать деньги из банков. Прилив накопленных на депозитах триллионов рублей на рынок товаров и услуг спровоцирует неуемный рост цен. Во избежание такого сценария государство может предварительно ввести механизмы сдерживания для вкладчиков.
Представители власти поспешили опровергнуть слова эксперта, но пока не представили убедительных контраргументов. Насколько реальна угроза потери накоплений для имеющих вклады? Разберу в этой статье. Метод резкой заморозки средств на депозитах как мера сдерживания инфляции – не новое изобретение. Наши сограждане ощутили его на себе в январе 1991 года. Конфискационная денежная реформа, по замыслу ее инициатора – премьер-министра СССР Валентина Павлова, служила целью сжать избыточную и необе
Оглавление

Вклады могут заморозить, чтобы сдержать бешеную инфляцию. С таким заявлением на этой неделе выступил директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. По мнению эксперта, в результате неотвратимого снижения ключевой ставки люди массово кинутся забирать деньги из банков. Прилив накопленных на депозитах триллионов рублей на рынок товаров и услуг спровоцирует неуемный рост цен. Во избежание такого сценария государство может предварительно ввести механизмы сдерживания для вкладчиков.

Представители власти поспешили опровергнуть слова эксперта, но пока не представили убедительных контраргументов. Насколько реальна угроза потери накоплений для имеющих вклады? Разберу в этой статье.

Хорошо забытое старое

Метод резкой заморозки средств на депозитах как мера сдерживания инфляции – не новое изобретение. Наши сограждане ощутили его на себе в январе 1991 года. Конфискационная денежная реформа, по замыслу ее инициатора – премьер-министра СССР Валентина Павлова, служила целью сжать избыточную и необеспеченную товарами денежную массу в стране. Для этого государство в числе прочего установило порог на снятие денег с депозитов в Сберегательном банке СССР – не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика.

Через два месяца это ограничение отменили и даже выплатили компенсации. Но сдержать инфляцию не удалось, а вместе с ней и обесценивание людских сбережений. Более того – вследствие принятых мер цены поднялись более чем на 50%. А уже по итогам 1991-го инфляция достигала 160%.

Шоковая «павловская» реформа стала одной из первых в череде провальных действий правительства по стабилизации экономики. Впереди граждан уже новой России ждали другие неприятные сюрпризы: либерализация цен и следующее за ней окончательное обесценивание средств на вкладах, ваучерная приватизация, участие в правительственной финансовой пирамиде по приобретению государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и следующий за этим дефолт. Каждая из приведенных государственных мер приводила к катастрофической потере средств населения.

Терять вложенные деньги в 90-е стало недоброй традицией. Неслучайно представители старшего поколения припомнили пережитый негативный опыт сегодня. Сделал это и Алексей Зубец. Вот что дословно он сказал в недавнем эфире радиостанции «Говорит Москва»:

«Вклады могут заморозить. У людей на счетах накопились огромные деньги – десятки триллионов рублей. А ставку принято решение снимать (имеется в виду будущее снижение ключевой ставки – прим. авт.). Понятно, что люди пойдут забирать эти деньги и принесут их на рынок. После этого на рынке начнется бешеная инфляция. А дальше возникает вопрос: «Какая стратегия действий, чтобы это не наступило?» Один из очевидных вариантов, что при снижении ставки люди смогут забирать с банковских счетов какие-то определенные суммы, но не всё сразу».

Есть над чем задуматься

Опасения директора Института социально-экономических исследований можно понять. По данным ЦБ, на начало осени объем сбережений граждан в российских банках составил рекордные 51,3 трлн рублей. К концу года он увеличится до 56,3 трлн, прогнозируют в ВТБ. Это на 27% больше, чем в 2023-м. Для понимания: по оценке Минэкономразвития, ВВП России, то есть рыночная стоимость всех товаров и услуг, в 2024 году достигнет 191,4 трлн рублей.

Банк России заявляет, что начнет снижать ключевую ставку в следующем году. Если после этого лежащие на счетах триллионы начнут в короткие сроки впрыскиваться в рынок, курс рубля в скорости упадет, а цены пробьют потолок.

Громкое заявление Зубца особенно настораживает в связи со статусом этого эксперта. Директор Института социально-экономических исследований – не либеральный, околооппозиционный спикер, а вполне прогосударственный. Напомню, это он месяцем ранее в эфире НТВ заявил, что бездетные российские семьи, а также семьи с одним ребенком должны платить налог на бездетность.

Подобные тирады в политических кругах воспринимаются как вбросы для прогрева аудитории перед предстоящими действиями государства в соответствующих направлениях. Считать ли слова Зубца о возможной заморозке вкладов таким прогревом – вопрос открытый.

Громкое заявление эксперта раскритиковал председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Депутат назвал высказывание главы института глупостью, необоснованными слухами и провокацией. Вот чем он это мотивировал при беседе с журналистами:

«Люди сами определились держать деньги в банках. Если бы они не доверяли Центральному банку, если бы Центральный банк вел себя неподобающим образом, то никто бы и не нес деньги в банки. Ответственный руководитель сейчас ни в коем случае не будет ограничивать использование денег гражданами, каким образом они посчитают нужным: либо хранить их в банках, либо хранить их как-то иначе».

Весомый аргумент: ЦБ ни за что не заморозит вклады, потому что... вкладчики ему доверяют. Утешает.

Зампред того же комитета Госдумы Константин Бахарев добавил: «Банковская система нашей страны устойчива, успешно прошла много кризисов, в том числе кризисную ситуацию 2022 года, причем ни у одного банка не была отозвана лицензия, и с 2022 года все крупные банки продолжают выполнять финансовые обязательства перед вкладчиками. В 2022 году в феврале, марте мы сталкивались с ситуацией, когда граждане под влиянием панических построений побежали в банки забирать деньги, и в течение месяца буквально из банковской системы было изъято более 3 трлн, но затем буквально в течение следующих двух-трех месяцев эти деньги вернулись в банковскую систему, потому что россияне, граждане поняли, что страна справляется с этими сложностями».

Эта позиция парламентария тоже неубедительна. Во-первых, Зубец и не говорил о возможном крахе банковской системы или отзыве лицензий у банков – вопрос лишь в волеизъявлении ЦБ. А во-вторых, сравнивать ситуацию начала 2022 года и конец 2024-го не вполне уместно. Кризисное положение экономики с тех пор заметно усугубилось. Это видно как минимум по реакции цен на изменение ставки ЦБ. Резкое увеличение «ключевика» до 20% два года назад привело экономику в чувство и выровняло инфляцию. Теперь же ведомство Эльвиры Набиуллиной задирает ставку до рекордных 21% и выше. Но инфляцию уже не остановить. Более того – сама Набиуллина не скрывает, что
в России разыгрывается сценарий стагфляции.

Заморозят или нет?

Итак, ограничат ли выдачу вкладов? Изложу свои соображения на этот счет.

Приведенная мной в начале этого текста аналогия с реформой 1991 года едва ли тянет на сценарий текущего дня. Тогда Сбербанк был государственной структурой в отличие от нынешнего Сбера. Сегодня помимо позиции финансового блока правительства есть позиция банковского сектора. А банкиры не заинтересованы в решении проблем государства за собственный счет. Заморозка вкладов фактически приведет к подрыву доверия населения к банкам. Это, в свою очередь, скажется на спаде кредитования и ударит по банковской системе. Более того, государство рискует подорвать доверие населения к финансовой системе в целом, включая фондовый рынок. Обрушение рынка ценных бумаг крайне невыгодно крупному российскому бизнесу, а значит, и государству.

Учтем и то обстоятельство, что ключевую ставку хотят снижать постепенно: по планам ЦБ, в 2025 году – до 17%, в 2026-м – до 12-13%. Как следствие, отток денег из банков тоже ожидается плавным, а не стихийным. В таких условиях шоковые меры в виде заморозки части накоплений излишни.

Мало того – сегодня нет гарантий того, что ставку начнут снижать с такой скоростью. Есть вероятность, что она продержится на уровне около 20% и в 2025-м. Как я уже написал, инфляция не снижается. И растущий «ключевик» это подтверждает. А начало его снижения в условиях неспадающей инфляции – риск повторить турецкий сценарий. Аналогичное решение Центробанка в Турции несколько лет назад обернулось годовой инфляцией на уровне 90%. Сегодня этот показатель держится на отметке 50%.

Однако на месте вкладчиков я бы не радовался «продолжению банкета» в виде сохранения высокой ставки. Если вы считаете, что с помощью депозитов увеличиваете свой капитал, то у меня для вас плохие новости. К сожалению, даже при максимальной ставке в 20% годовых вы ничего не зарабатываете. В лучшем случае – по истечение года забираете из банка столько же, сколько вложили. Почему так происходит, и что в связи с этим делать – расскажу в следующей статье.

А на сегодня всё, друзья. Больше информации о разумных инвестициях – в моем
телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе.