Стагфляция – одно из наиболее тяжелых состояний экономики. Это понятие скомбинировано из слов «стагнация» и «инфляция». Как видно из названия, для такого периода одновременно характерны падение экономического роста и стремительное увеличение цен, сокращение производства и потребления. Сценарий подобного развития ситуации в России предсказала не кто-нибудь, а глава Центробанка Эльвира Набиуллина после очередного повышения ключевой ставки 26 июля. Чего ожидать жителям страны в ближайшей перспективе и как сохранить личное финансовое благополучие на фоне усиления кризиса – читайте ниже.
Жребий брошен
Июльское повышение ключевой ставки до 18% глава ЦБ объяснила сложной ситуацией в российской экономике. По ее словам, дополнительное ужесточение монетарной политики необходимо для предотвращения сценария стагфляции.
«Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими. При этом инфляция ускорялась. Это означает, что экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева, – отметила Набиуллина. – Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны. Нехватка этих ресурсов может привести к ситуации, когда темпы роста экономики будут замедляться, несмотря на все попытки стимулировать спрос. И весь стимул будет уходить в ускорение инфляции. По сути, это сценарий стагфляции. И остановить ее можно будет лишь ценой глубокой рецессии».
Рецессия – еще одно неприятное слово. Это существенный и продолжительный спад экономической активности. Он может длиться от считанных месяцев до нескольких лет. Если экономика не восстанавливается более года, а спад ВВП достигает более 5%, это принято называть экономическим кризисом. Когда ВВП снижается минимум на 10% и не поднимается в течение двух лет, в пору говорить о депрессии. Даже после выравнивания кривой ВВП отпечаток рецессии еще долго дает о себе знать испытавшему ее государству. К примеру, последствия мирового экономического кризиса 2008-2013 годов сохраняются по сей день.
Камнями преткновения на пути к стабилизации экономики в России сегодня остаются санкции, снижение доходов от экспорта, нехватка импортозамещения, а с недавнего времени – еще и усиливающийся дефицит рабочей силы. Власть имущие постоянно говорят о рекордно низких показателях безработицы, но не столь активно указывают на причины такого падения. Причины же в том, что спрос на рабочую силу ныне существенно превышает ее предложение. У центров занятости населения не собираются очереди, потому что работа для людей находится быстро. А находится она столь легко, потому что экономика испытывает кадровый голод.
Оборонно-промышленному комплексу и нацеленным на импортозамещение предприятиям нужны руки. Кроме того требуются IT-шники, учителя, врачи и прочие специалисты. Ситуацию усугубили уехавшие в зону СВО, релоканты и убывающие гастарбайтеры из-за снижения курса рубля и ужесточения миграционной политики. Отток дешевой рабочей силы, к слову, выступает и одним из факторов роста цен.
Компенсируя дефицит квалифицированной рабочей силы, компании наращивают производство за счет повышения производительности труда и автоматизации. Однако такие меры требуют инвестиций. Издержки компаний на покупку оборудования все больше растут из-за высокой инфляции и высоких процентов по кредитам, которые устанавливает Центробанк путем повышения ключевой ставки. Компенсация же этих издержек, в свою очередь, выливается в повышение стоимости товаров и услуг уже со стороны производителей. Получается замкнутый круг.
Так действия ЦБ, направленные на сдерживание инфляции, на деле не решают проблему, а усугубляют. Инфляция не снижается, а производительность – еще как. Это и называется стагфляцией. Тем не менее г-жа Набиуллина неоднократно дала понять: регулятор сделал ставку на повышение «ключевика».
«Низкая инфляция, на возвращение к которой направлена наша политика, позволит компаниям эффективнее реализовывать свои инвестиционные программы за счет более доступного финансирования и более умеренных издержек», – заявила глава ЦБ 26 июля.
В переводе на понятный язык это значит: «Мы намерены и дальше повышать ставку до тех пор, пока не увидим снижение роста цен. Даже если для этого потребуется пробить потолок. После этого бизнес сможет постепенно вернуться к прежним показателям. А пока придется потерпеть рецессию».
По подсчетам Банка России, экономика выйдет на сбалансированные темпы к 2027 году. Автор этих строк склонен считать такой прогноз оптимистичным. За последние годы ЦБ не раз пересматривал планы и отсрочивал выравнивание экономического роста. Тем не временем ситуация только усугублялась.
Как бы там ни было, инфляция уже сегодня урезает кошелек россиянина на 19% в год. Таковы результаты анализа цен на товары повседневного спроса от исследовательского центра РОМИР. И подобная ситуация, судя по результатам работы ведомства Набиуллиной, как минимум сохранится.
Как спасать накопления
В период ускорения инфляции и ответных действий ЦБ в виде повышения ключевой ставки наиболее очевидным способом сохранения сбережений остаются банковские депозиты. Вкладчик руководствуется принципом «хуже значит лучше». Иными словами, чем дольше сохраняется стремительный рост цен, тем больше регулятор повышает ставку. А чем выше «ключевик», тем выше проценты по вкладам.
Как инвестор и сторонник консервативных вложений, я понимаю такую стратегию. Однако делаю выбор в пользу более разумного инвестирования в доходную недвижимость.
Сторонники вкладов могут на это мне возразить о более высокой доходности таковых. К примеру, средняя арендная доходность апартаментов в отелях от моей компании Inreit в центре Петербурга по итогам 2024-го должна оказаться на уровне 14% годовых. По данным ЦБ, в июле средняя максимальная ставка по рублевым депозитам в топ-10 банках составила 16,6% годовых и с учетом повышения ключевой еще вырастет. Уже сегодня отдельные банки предлагают клиентам вклады под 19-20% годовых.
Но не нужно забывать, что вслед за повышением ключевой ставки одновременно растут ставки как депозитам, так и по кредитам. В таких условиях люди чаще делают вклады с заманчивой доходностью и реже берут невыгодные кредиты. Как следствие, банки теряют в процентной марже. Для сведения финансовых издержек к минимуму они всячески избегают выплат высоких процентов по депозитам. В ход идут непрозрачные и жесткие условия договора, размытые формулировки сотрудничества, дополнительные пункты мелким шрифтом, нестандартные способы начисления процентов, скрытые комиссии и прочее.
По мере уточнения подробностей и откапывания подводных камней разрыв между заявленной и реальной ставкой по вкладу может достигать 5% и более.
Недвижимость в беспроигрышной локации и у проверенного застройщика – более прозрачный актив. И вместе с тем более постоянный. Сколько продержится высокая ключевая ставка, предсказать сложно. Но сама экономика с каждым месяцем все громче кричит о необходимости ее снижения. А значит, рано или поздно выгодные вклады утратят свою заманчивость.
Тем временем недвижимость продолжит приносить доход своему собственнику. Более того: изменение стоимости квадратных метров и арендных ставок в подавляющем большинстве случаев происходит в сторону завышения. Инвесторы моей компании, включая меня, из года в год только наращивают доход.
Это как в марафоне: можно обогнать соперников в начале забега, но проиграть на длинной дистанции. А можно действовать более размеренно и оказаться в выигрыше. Если вам кажется, что сегодня вклады выгоднее, то подумайте о завтра.
Изюминка востребованной недвижимости к тому же состоит в том, что она увеличивает капитал собственника в двух плоскостях одновременно: за счет аренды и за счет роста стоимости актива. Если помещение приносит вам 12% годовых от сдачи в аренду и дорожает на 20% в год, ваш капитал ежегодно увеличивается на 32%. И это вдвое доходнее вклада.
Во что сегодня вкладывают наши инвесторы с целью сохранить и приумножить свой капитал, смотрите здесь.
Больше информации о вложении в доходную недвижимость и выгодных инвестициях – в моем Телеграм-канале.