Предмет настоящей публикации - органические принципы гражданского процесса и принцип судейского руководства процессом. Публикация продолжает цикл материалов к лекциям по дисциплине "Гражданское процессуальное право (гражданский процесс" для специалитета и "Гражданский процесс" для бакалавриата.
Органическими именуются процессуальные принципы, которые неотделимы от процесса, являются неотъемлемыми его элементами и пронизывают собой весь процесс.
Относительно органических принципов профессор Е. В. Васьковский писал: "Некоторые принципы рационального судопроизводства предопределяются самой сущностью искового процесса - в том смысле, что их нельзя заменить какими-либо иными, не извращая сущности и задач этого процесса". (Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. Москва : Статут, 2016. С. 334. (Серия: Классика гражданского процесса).
Органическими являются принципы диспозитивности, состязательности и процессуального равноправия сторон, законности и судейского руководства процессом. Иначе данные принципы допустимо именовать фундаментальными, коренными, абсолютными, стержневыми.
Принцип судейского руководства процессом назван в числе органических принципов гражданского процесса профессором Васьковским Евгением Владимировичем (1866-1942). Суть этого принципа профессор изложил следующим образом: "Господствующее положение в процессе принадлежит суду как потому, что он - представитель государственной власти, которой подчиняются стороны (и все другие участники процессуального отношения. - В. Н.), так и потому, что действия сторон сводятся, в сущности, к тому, чтобы возбудить деятельность суда и дать ему материал для постановления правильного решения". (Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. Москва : Статут, 2016. С. 352. (Серия: Классика гражданского процесса).
"Ввиду такого характера процесса суду должна быть предоставлена руководящая роль при определении порядка и хода производства. Это достигается принципом судейского руководства процессом", - писал профессор Е. В. Васьковский.
Итак, поскольку суд возбуждает производство по инициативе стороны, принимает решение по делу по инициативе стороны на основании доказательств, которые предоставляются сторонами, а также отвечает за принятие правильного, законного и обоснованного решения по делу, то суду дано полномочие контролировать процессуальные действия сторон, определять порядок и ход производства по делу.
"Суд не может указывать сторонам, какие требования они обязаны предъявить, какие средства защиты употребить, какие ходатайства возбудить, словом, не может вынудить их к совершению процессуальных действий. Но если они по собственной воле совершают их, то суд наблюдает, чтобы эти действия были совершены правильно, в определенном порядке, без ущерба для нормального и быстрого хода производства. Таким образом, принцип судейского руководства процессом возлагает на суд заботу об обеспечении правомерности, последовательности, удобства и быстроты производства", - писал Е. В. Васьковский (Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. Москва : Статут, 2016. С. 353. (Серия: Классика гражданского процесса).
Согласно профессору Е. В. Васьковскому принцип судейского руководства есть принцип формального руководства. Этот принцип, разъясняет Е. В. Васьковский, относится исключительно к внешней, формальной стороне процесса, и не касается внутренней, материальной, определяемой иными принципами (диспозитивности, состязательности и др.). Многие, говорит профессор, объединяют инструкционный принцип с принципом формального руководства, говорят вообще о судейском руководстве процессом. Но это неправильно, утверждает профессор, так как формальное руководство может существовать без материального (Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. Москва : Статут, 2016. С. 353. (Серия: Классика гражданского процесса).
В настоящее время в научной литературе утверждают, что принцип судейского руководства процессом находит свое воплощение в следующих полномочиях суда:
1. Суд руководит процессом, следит за выполнением процессуального регламента.
2. Действия сторон и других лиц, участвующих в деле, приобретают юридическую значимость, к-рую им придают судебные акты (определение о принятии искового заявления, о подготовке дела к судебному разбирательству, об удовлетворении ходатайства, о приостановлении производства, об истребовании доказательств и т. д.).
3. Суд обеспечивает движение дела, следит за соблюдением процессуальных сроков.
4. Суд разъясняет сторонам и другим участникам процесса их процессуальные права и обязанности, предупреждая о последствия отказа или ненадлежащего их осуществления.
5. Суд содействует сторонам в истребовании доказательств, к-рые они не могут получить самостоятельно, указывает на недоказанность, недостаточность фактических обстоятельств, на которые стороны ссылаются и предлагает привести в их обоснование доказательства.
6. Суд обеспечивает порядок в судебном заседании, контролирует законность процессуальных действий любого участника процесса, своевременно обращая внимание на их юридическое значение, процессуальные последствия, указывает на процессуальные упущения и предлагает их исправить; координирует деятельность участников процесса, соблюдая их равноправие, поддерживает культурный и этический уровень процесса, предупреждает процессуальную недобросовестность.
7. Суд управляет ходом судебного заседания, обеспечивает объективное, взвешенное рассмотрение дела, заслушивает прения сторон, реплики, последнее слово, в случае обжалования судебного акта направляет дело вышестоящему суду; устраняет из процесса все, что явно не относится к делу. (См.: Оришич Е. Г. О судебном руководстве в гражданском судопроизводстве // Теоретические и практические проблемы гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: Сборник научных статей. Краснодар -Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. С. 175).
В настоящее время нет оснований утверждать, что принцип формального судейского руководства процессом и принцип материального судейского руководства процессом, иначе именуемый инструкционным принципом, есть принципы различные.
Материальное руководство процессом суд осуществляет, обсуждая со сторонами фактические и юридические аспекты обстоятельств разбираемого дела, при этом суд задает сторонам и другим лицам, участвующим в деле вопросы (§ 139 Гражданского процессуального уложения Германии).
"Осуществляя материальное руководство процессом, а именно так называется § 139 ГПК Германии, суд лишь информирует стороны о том, какие обстоятельства кажутся ему существенными, какие доказательства необходимо представить, поэтому обязанность судьи давать указания не означает пассивности сторон. Наоборот, чем более детально и обстоятельно объяснение стороны, тем более конкретизировано указание судьи" (См.: Борисова Е. А. Концентрация процесса как принцип гражданского (арбитражного) процессуального права // Теоретические и практические проблемы гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: Сборник научных статей. Краснодар -Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. С. 162).
Принцип судейского руководства процессом охватывает собой и формальное, и материальное руководство процессом. Суд не только осуществляет контроль за процессуальными действиями сторон, разъясняет сторонам процессуальные права и обязанности, обеспечивает порядок в судебном заседании, а также дает сторонам равные возможности для предоставления доказательств. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Иногда суд уполномочен поставить на обсуждение не только обстоятельства дела, о которых стороны должны были заявить, но которые не были обозначены сторонами в процессе, но требования, которые могут быть заявлены стороной, но сторона их не заявляет. В частности, если сторона в деле о защите прав потребителей не заявляет требования о взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требования требования потребителя, то суд при рассмотрении дела по существу ставит вопрос о взыскании штрафа на обсуждение сторон (п. 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. № 19).
Кроме того, суд уполномочен выносить на обсуждение сторон вопрос о достоверности доказательств. Так, согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57, суд может потребовать подлинники доказательств, если у него возникли сомнения в достоверности их электронных образов, либо вопрос о достоверности вынесен на обсуждение лиц, участвующих в деле.
Сказанное позволяет утверждать, что составляющими принципа судейского руководства процессом является идея формального руководства процессом и идея материального руководства процессом.
Суд руководит процессом, реализацией состязательных и диспозитивных возможностей сторон, в интересах законности.