Найти в Дзене

Гид по Алма-Ате, часть 9: как передвигаться по городу?…

Оглавление

(Если вдруг эта статья у вас высветилась первой, то здесь все статьи об Алма-Ате, от начала и до этого момента.)

Алма-Ата — город большой, а значит — по городу нужно как-то передвигаться. Способов тут достаточно много, но у каждого свои цели. Есть и своя экзотика по местным меркам, но есть и более распространённые способы передвижения!… Так что пройдёмся по каждому из них! Тем более, что к каждой точке я неизменно указываю логистику до места.

Во всём этом оплачиваете проезд транспортной картой "Онай!", её можно взять на обоих ж/д вокзалах и в аэропорту, где, повторюсь, её можно взять карту в отдельном автомате, а также в киосках "Караван" и кассах метро (в последних, правда, через раз). Стоимость самой карты — 800 тенге, в эту залоговую стоимость также входит 1 поездка. Стоимость 1 поездки — 120 тенге (на сегодня). Есть и проездной с 1-го дня месяца по последний, он стоит 9900 тенге. Правда, взять на текущий месяц можно только до 15-го числа месяца, далее — на следующий, и активировать его надо или в районе вокзала-2, или в приложении "Онай!", или в приложении банка "Kaspi.kz", правда, можно и в терминалах. Пополняете или в платёжных терминалах, или через те же приложения казахстанских банков.

Метрополитен

Поезд метро Hyundai Rotem везёт людей на запад единственного города Казахстана, где есть метро!…
Поезд метро Hyundai Rotem везёт людей на запад единственного города Казахстана, где есть метро!…

Этот вид транспорта в городе самый молодой, появился лишь в 2011 г. И уже этого хватило, чтобы стать одним из символов города. Ещё бы, единственный метрополитен в Казахстане!…

Впрочем, метрополитен пока развит довольно слабо. Станций всего 11, и основной пассажиропоток находится сейчас на западе, так как станция "Бауыржан Момышулы" охватывает ряд микрорайонов в этой части города. Кроме того, станция является крупным транспортным узлом: сюда съезжаются люди с окраин ещё дальше и из западных районов области. Положение продлится до продления линии метро ещё западнее, говорят, прямо до запада города сделают, правда, нескоро, но станцию "Калкаман" рассчитывают открыть через 2 года.

Метрополитен интересен ещё рядом вещей. Конечно, каждая станция уникальна, ни одна не похожа друг на друга, свою отличить сумеете. К этому так или иначе стремятся все постсоветские метрополитены, даже в оттепельной Москве это делали, хотя там архитектура была практически однотипной. Но только в Алма-Ате используются поезда метро из дальнего зарубежья, а именно — Hyundai Rotem. К слову, вся сигнализация заточена под них, других поездов вы тут не найдёте. Даже автоведение!… А ещё эти поезда стали первыми в бывшем СССР, где в поездах появился сквозной проход, раньше Москвы!…

Из мест, что я упоминал ранее:, до которых можно добраться на метро:

Помимо продления метро на запад, задуманы продление линии на север до вокзала-1 и ещё одна линия, в аэропорт. Посмотрим, что из этого сделают!…

Метрополитен работает с 6:20 где-то до полуночи, станции работают на вход до последнего отправления поезда с неё.

Троллейбус

Конечная возле вокзала-2 одно время обслуживалась лишь троллейбусом. Троллейбусов тут много и сегодня. Правда, троллейбусы YoungMan JMP6120GDZ, созданные во времена партнёрства YoungMan с "Неопланом", уходят в историю…
Конечная возле вокзала-2 одно время обслуживалась лишь троллейбусом. Троллейбусов тут много и сегодня. Правда, троллейбусы YoungMan JMP6120GDZ, созданные во времена партнёрства YoungMan с "Неопланом", уходят в историю…

Когда-то троллейбусных систем в стране было куда больше, но они закрывались то из-за нехватки денег, то из-за того, что они проходили в стороне (вроде в Астане такое заявили). Алма-Ата — единственный город в Казахстане, где троллейбус ходит и по сей день!

Причин тому несколько. На троллейбусе можно доехать до обоих вокзалов, Зелёного базара, нескольких ТРЦ, ряда других точек притяжения, плюс троллейбусы охватывают ряд окраин и крупных вузов, так что людские потоки обслуживаются немаленькие. Ещё важнее то, что здесь работали идейные люди, любящие свои машины, что тоже сыграло свою роль — я видел материал, где рассказывали о целых династиях троллейбусников. Результат — троллейбусы здесь надо обновлять время от времени, в прошлом году завезли новые троллейбусы Yutong ZK6128BEVG с автономным ходом до 60 км на старте, что добавляет запас прочности всей системе.

Впрочем, система когда-то была больше — скажем, была линия и в аэропорт в том числе. Теперь на севере города осталась лишь 1 крупная линия — по проспекту Сейфуллина на вокзал-1. Основная плотность — это район Зелёного базара и КЦДС "Атакент", там целые скопления троллейбусных маршрутов. Будут ли новые линии или хотя бы продления уже существующих на автономном ходу, а то и имеющейся инфраструктуре? Ну, в генплане что-то заложили, посмотрим!…

Автобус

Автобусов в городе много, это ключевой способ передвижения по городу!… Приходится брать самые выбивающиеся из них по образу.
Автобусов в городе много, это ключевой способ передвижения по городу!… Приходится брать самые выбивающиеся из них по образу.

Автобусных маршрутов в Алма-Ате очень много, больше 150! И их предназначение самое разное. Какие-то ходят только по городу и везут людей с окраин в центр и обратно. Какие-то обслуживают лишь школьные интересы. Есть и пригородные маршруты. Даже ночной маршрут в наличии, правда, одинокий…

Городские маршруты

Это — одна из первых в бывшем СССР линия BRT, автобусное сообщение по оси улицы Тимирязева. Тут проходит довольно много и автобусных, и троллейбусных маршрутов.
Это — одна из первых в бывшем СССР линия BRT, автобусное сообщение по оси улицы Тимирязева. Тут проходит довольно много и автобусных, и троллейбусных маршрутов.

Городские маршруты здесь нацелены на, соответственно, городские цели. Поскольку пассажиропотоки тут обширные, то и автобусов 11-12-метровых тут довольно много. Правда, "гармошки" тут пока только на 2 маршрутах, 37 и 38. Вроде их планируют поставить ещё на 1. Ещё есть горные районы с узкими дорогами, поэтому на маршрутах, обслуживающих эти районы, машины маленькие на ручной коробке передач — большее там просто не проедет.

Автобусным сообщением покрыт весь город, все ключевые транспортные узлы. Правда, так как автобусы по вместимости меньше и троллейбуса, и тем более рельсового транспорта, там могут быть давки, особенно в часы пик. Ну и автобусы тут часто обновляют, отчасти из-за особенностей местности, но и из-за иногда халатного отношения к технике…

Автобусный маршрут №3

Этот автобусный маршрут работает ночью, кстати, придуман для ночных прилётов в аэропорт.
Этот автобусный маршрут работает ночью, кстати, придуман для ночных прилётов в аэропорт.

Автобусный маршрут №3 обладает интересной особенностью. Обычные маршруты работают с 5-6 утра и в основном до 22-23 часов. А автобусный маршрут №3, наоборот, работает с 23 до 6 ч.

Маршрут ходит раз в час. Обычно с этим проблем нет, так как ночью дороги свободны. Он был придуман, как я выяснил, для ночных прилётов в аэропорт. Помимо него, он обслуживает рощу Баума, автовокзал "Саяхат", площадь Астана, драмтеатры имени Лермонтова и имени Ауэзова, ТЮЗ имени Сац и несколько микрорайонов на юго-западе, правда, не очень глубоком. Так как маршрут ночной, то у него "зоны пешей досягаемости" примерно метрополитеновские, так что технически его можно использовать и с вокзала-2, например. Однако все западные окраины города, большинство из них, от трассы этого автобусного маршрута находятся очень далеко.

В принципе, обдумывают имею хотя бы продлить работу уже имеющихся маршрутов до 0-1 ч. В зимний сезон до этого времени работает автобусный маршрут №12, следующий с вокзала-2 до Медеу. Но в остальных районах пока надо полагаться на такси, но 3-й автобусный маршрут может помочь со многими задачами.

Пригородное автобусное сообщение

В этом блоке я ещё обещал рассказать о пригородных маршрутах. У них есть ряд особенностей.

  1. На большинстве маршрутов работает та же система "Онай!", причём по городским ценам на всём протяжении. Как следствие, их можно уверенно использовать для передвижений по городу, если такое возможно.
  2. Конечные пригородных маршрутов сосредоточены обычно в нескольких точках: у станций метро "Райымбек батыра" и "Бауыржан Момышулы", у вокзала-1, на импровизированной автостанции на западной окраине городе и у Дворца спорта (там есть станция метро "Байконур"). От станции "Райымбек батыр" автобусы едут на север, северо-восток и восток области. От станции "Бауыржан Момышулы" — на запад и юго-запад. От вокзала-1 — на север и северо-запад. От Дворца спорта — до горных курортов на востоке. Есть и другие конечные, но там уже детали, их перечислять не буду.
  3. Подвижной состав, используемый на пригородных и городских маршрутах, одинаковый. И не на всех маршрутах это оправдано, к слову…

Как-нибудь расскажу об интересностях в окрестностях города, там есть, что глянуть!…

Ну а пока всё! Алма-Ата — город восточный, а где можно это прочувствовать? Да, на базаре, на рынке! И следующая статья будет как раз о рынках!…