(Если вдруг эта статья у вас высветилась первой, то здесь все статьи об Алма-Ате, от начала и до этого момента.)
Алма-Ата — город большой, а значит — по городу нужно как-то передвигаться. Способов тут достаточно много, но у каждого свои цели. Есть и своя экзотика по местным меркам, но есть и более распространённые способы передвижения!… Так что пройдёмся по каждому из них! Тем более, что к каждой точке я неизменно указываю логистику до места.
Во всём этом оплачиваете проезд транспортной картой "Онай!", её можно взять на обоих ж/д вокзалах и в аэропорту, где, повторюсь, её можно взять карту в отдельном автомате, а также в киосках "Караван" и кассах метро (в последних, правда, через раз). Стоимость самой карты — 800 тенге, в эту залоговую стоимость также входит 1 поездка. Стоимость 1 поездки — 120 тенге (на сегодня). Есть и проездной с 1-го дня месяца по последний, он стоит 9900 тенге. Правда, взять на текущий месяц можно только до 15-го числа месяца, далее — на следующий, и активировать его надо или в районе вокзала-2, или в приложении "Онай!", или в приложении банка "Kaspi.kz", правда, можно и в терминалах. Пополняете или в платёжных терминалах, или через те же приложения казахстанских банков.
Метрополитен
Этот вид транспорта в городе самый молодой, появился лишь в 2011 г. И уже этого хватило, чтобы стать одним из символов города. Ещё бы, единственный метрополитен в Казахстане!…
Впрочем, метрополитен пока развит довольно слабо. Станций всего 11, и основной пассажиропоток находится сейчас на западе, так как станция "Бауыржан Момышулы" охватывает ряд микрорайонов в этой части города. Кроме того, станция является крупным транспортным узлом: сюда съезжаются люди с окраин ещё дальше и из западных районов области. Положение продлится до продления линии метро ещё западнее, говорят, прямо до запада города сделают, правда, нескоро, но станцию "Калкаман" рассчитывают открыть через 2 года.
Метрополитен интересен ещё рядом вещей. Конечно, каждая станция уникальна, ни одна не похожа друг на друга, свою отличить сумеете. К этому так или иначе стремятся все постсоветские метрополитены, даже в оттепельной Москве это делали, хотя там архитектура была практически однотипной. Но только в Алма-Ате используются поезда метро из дальнего зарубежья, а именно — Hyundai Rotem. К слову, вся сигнализация заточена под них, других поездов вы тут не найдёте. Даже автоведение!… А ещё эти поезда стали первыми в бывшем СССР, где в поездах появился сквозной проход, раньше Москвы!…
Из мест, что я упоминал ранее:, до которых можно добраться на метро:
- Станция метро "Райымбек батыр" расположена возле автовокзала "Саяхат" и ж/д вокзала Алматы-2 (вокзал, правда, чуть подальше).
- Станция "Абай" находится рядом с гостиницами "Казахстан" и "Достык", а также Дворцом Республики, несколько подальше — театр Лермонтова.
- И, наконец, "Театр имени Ауэзова" находится возле одноимённого театра и музея искусств имени Кастеева.
Помимо продления метро на запад, задуманы продление линии на север до вокзала-1 и ещё одна линия, в аэропорт. Посмотрим, что из этого сделают!…
Метрополитен работает с 6:20 где-то до полуночи, станции работают на вход до последнего отправления поезда с неё.
Троллейбус
Когда-то троллейбусных систем в стране было куда больше, но они закрывались то из-за нехватки денег, то из-за того, что они проходили в стороне (вроде в Астане такое заявили). Алма-Ата — единственный город в Казахстане, где троллейбус ходит и по сей день!
Причин тому несколько. На троллейбусе можно доехать до обоих вокзалов, Зелёного базара, нескольких ТРЦ, ряда других точек притяжения, плюс троллейбусы охватывают ряд окраин и крупных вузов, так что людские потоки обслуживаются немаленькие. Ещё важнее то, что здесь работали идейные люди, любящие свои машины, что тоже сыграло свою роль — я видел материал, где рассказывали о целых династиях троллейбусников. Результат — троллейбусы здесь надо обновлять время от времени, в прошлом году завезли новые троллейбусы Yutong ZK6128BEVG с автономным ходом до 60 км на старте, что добавляет запас прочности всей системе.
Впрочем, система когда-то была больше — скажем, была линия и в аэропорт в том числе. Теперь на севере города осталась лишь 1 крупная линия — по проспекту Сейфуллина на вокзал-1. Основная плотность — это район Зелёного базара и КЦДС "Атакент", там целые скопления троллейбусных маршрутов. Будут ли новые линии или хотя бы продления уже существующих на автономном ходу, а то и имеющейся инфраструктуре? Ну, в генплане что-то заложили, посмотрим!…
Автобус
Автобусных маршрутов в Алма-Ате очень много, больше 150! И их предназначение самое разное. Какие-то ходят только по городу и везут людей с окраин в центр и обратно. Какие-то обслуживают лишь школьные интересы. Есть и пригородные маршруты. Даже ночной маршрут в наличии, правда, одинокий…
Городские маршруты
Городские маршруты здесь нацелены на, соответственно, городские цели. Поскольку пассажиропотоки тут обширные, то и автобусов 11-12-метровых тут довольно много. Правда, "гармошки" тут пока только на 2 маршрутах, 37 и 38. Вроде их планируют поставить ещё на 1. Ещё есть горные районы с узкими дорогами, поэтому на маршрутах, обслуживающих эти районы, машины маленькие на ручной коробке передач — большее там просто не проедет.
Автобусным сообщением покрыт весь город, все ключевые транспортные узлы. Правда, так как автобусы по вместимости меньше и троллейбуса, и тем более рельсового транспорта, там могут быть давки, особенно в часы пик. Ну и автобусы тут часто обновляют, отчасти из-за особенностей местности, но и из-за иногда халатного отношения к технике…
Автобусный маршрут №3
Автобусный маршрут №3 обладает интересной особенностью. Обычные маршруты работают с 5-6 утра и в основном до 22-23 часов. А автобусный маршрут №3, наоборот, работает с 23 до 6 ч.
Маршрут ходит раз в час. Обычно с этим проблем нет, так как ночью дороги свободны. Он был придуман, как я выяснил, для ночных прилётов в аэропорт. Помимо него, он обслуживает рощу Баума, автовокзал "Саяхат", площадь Астана, драмтеатры имени Лермонтова и имени Ауэзова, ТЮЗ имени Сац и несколько микрорайонов на юго-западе, правда, не очень глубоком. Так как маршрут ночной, то у него "зоны пешей досягаемости" примерно метрополитеновские, так что технически его можно использовать и с вокзала-2, например. Однако все западные окраины города, большинство из них, от трассы этого автобусного маршрута находятся очень далеко.
В принципе, обдумывают имею хотя бы продлить работу уже имеющихся маршрутов до 0-1 ч. В зимний сезон до этого времени работает автобусный маршрут №12, следующий с вокзала-2 до Медеу. Но в остальных районах пока надо полагаться на такси, но 3-й автобусный маршрут может помочь со многими задачами.
Пригородное автобусное сообщение
В этом блоке я ещё обещал рассказать о пригородных маршрутах. У них есть ряд особенностей.
- На большинстве маршрутов работает та же система "Онай!", причём по городским ценам на всём протяжении. Как следствие, их можно уверенно использовать для передвижений по городу, если такое возможно.
- Конечные пригородных маршрутов сосредоточены обычно в нескольких точках: у станций метро "Райымбек батыра" и "Бауыржан Момышулы", у вокзала-1, на импровизированной автостанции на западной окраине городе и у Дворца спорта (там есть станция метро "Байконур"). От станции "Райымбек батыр" автобусы едут на север, северо-восток и восток области. От станции "Бауыржан Момышулы" — на запад и юго-запад. От вокзала-1 — на север и северо-запад. От Дворца спорта — до горных курортов на востоке. Есть и другие конечные, но там уже детали, их перечислять не буду.
- Подвижной состав, используемый на пригородных и городских маршрутах, одинаковый. И не на всех маршрутах это оправдано, к слову…
Как-нибудь расскажу об интересностях в окрестностях города, там есть, что глянуть!…
Ну а пока всё! Алма-Ата — город восточный, а где можно это прочувствовать? Да, на базаре, на рынке! И следующая статья будет как раз о рынках!…