Найти в Дзене

Гид по Алма-Ате. Часть 1: как сюда попасть?…

Оглавление

Преодолев хандру и некоторое выгорание, всё же набрался сил и готов рассказывать об интересных местах и идеях и дальше. И сегодня речь пойдёт о городе, который многим знаком по тем или иным причинам. Тем более, что тут начинается зимний сезон, привлекающий сюда очень многих, а это хороший период для горнолыжного (да и не только) туризма. Итак, я начинаю рассказ о южной столице Казахстана и его самом населённом городе — об Алма-Ате!

Да, сведений тут много — так вышло, что я здесь некоторое время уже живу. Так что иногда деталей может быть довольно много, вон, в отдельный блок выделил уже въезд в город! И пока я решил этот город представить в формате гида, так как хоть и живу тут, но личных историй, поворачивающих взгляд, скажем, у меня пока особенно не скопилось.

Вступление. Имя города

В ходу 3 имени города, по сути. С советских времён используется название "Алма-Ата", и в русскоязычной сфере оно в ходу и поныне, даже в материалах МИДа. Означает "яблочный дед", что, кстати, смысла не лишено — легенды гласят, что местная дикая яблоня Сиверса — прародитель многих сортов домашних яблонь. Казахское имя города — "Алматы", к слову, по русскоязычным казахским бумагам город так называют и по-русски. Означает "яблоневый", привязка примерно та же. Сегодня ещё в ход пошло название "Алмата", гибрид двух предыдущих. Так что как будет удобно, тем и пользуйтесь. Я буду пользоваться первым, оно же вынесено в заглавие.

Аэропорт

Это фрагмент нового международного терминала аэропорта Алма-Аты, его открыли в июне, и прилетите вы, скорее всего, именно сюда.
Это фрагмент нового международного терминала аэропорта Алма-Аты, его открыли в июне, и прилетите вы, скорее всего, именно сюда.

Адрес: улица Майлина, 2. Ранее улица была Кремлёвской (здесь и далее в этом блоке буду курсивом указывать прошлые имена улиц, если такие были).

Это крупнейший по пассажиропотоку аэропорт страны. Шутка ли, тут за год могут вылетать и прилетать более 4 миллионов человек, а то и больше! Он довольно долго работал сверх предела — старый терминал был рассчитан на потоки куда меньшие, поэтому ещё в 2021 г. был представлен проект нового терминала, а примерно полгода назад он уже был завершён. Этот новый терминал обслуживает международные рейсы, как, кстати, и на Пхукете. Почему я вспомнил про пхукетский аэропорт? Потому что и там, и здесь новый терминал обслуживает международные рейсы, а старый — внутренние.

Я уже прилетал в новый терминал из Саньи. Терминал довольно свежий и на тот момент ещё не все работы там были закончены, вылетал я так и вовсе из старого терминала, тогда ещё не перепрофилированного. Сейчас его уже вовсю освоили, но вот банкоматов вы все ещё там не найдёте. Более того, мои любимые долларовые банкоматы… остались в старом терминале! А жаль, аэропортовские обменники дают дикую разницу курсов, при помощи таких банкоматов можно было бы сэкономить немало!… К слову, в старом терминале ещё был офис банка, где также можно поменять валюту по курсам лучше обменников остального аэропорта!…

В аэропорту, как в старом терминале, так и новом, можно найти салоны связи, где можно взять местные сим-карты. А ещё при здании старого терминала находится терминал, где можно купить транспортную карту "Онай!" (о местном городском и пригородном транспорте мы ещё поговорим).

С начала реконструкции территории аэропорта в 2022 г. автобусам становилось всё сложнее заезжать на территорию, а с прошлого года они не заезжают вовсе. Однако есть автобусная остановка относительно недалеко, и уехать во многие районы города не составит и труда, а ещё тут конечная ночного автобуса.

Железнодорожные вокзалы

Железнодорожный вокзал Алматы-1

Это старейшая ж/д станция Алма-Аты, хотя и здание появилось лишь в 1976 г. Скорее всего, вы приедете именно сюда, так как вокзал этот транзитный и расположился на Турксибе.
Это старейшая ж/д станция Алма-Аты, хотя и здание появилось лишь в 1976 г. Скорее всего, вы приедете именно сюда, так как вокзал этот транзитный и расположился на Турксибе.

Адрес: Станционная улица, 1.

На привокзальную площадь выходят улицы Зорге с юго-востока, Осипенко с запада и проспект Сейфуллина с юга. Этот последний (до 1962 г. — Узбекская, до 1927 г. — Сартовская) — прямой путь в центр Алма-Аты, сразу!

В обиходе у этого вокзала есть ещё одно имя — "вокзал-1". Тут не мудрено — у вокзала есть номер!…

Именно на этот вокзал вы, скорее всего, и приедете (ещё про один чуть ниже скажу, но там я скажу, в чём там дело) — туда дешевле будут стоить билеты, так как вокзал стоит на севере города, туда проще попасть поезду — вокзал-то транзитный, туда можно попасть как с севера, так и с запада. Поэтому основная часть поездов приезжает именно сюда. На этот вокзал приезжает очень много автобусных маршрутов в город и окрестности по нескольким направлениям, для многих из их вокзал — конечная, но всё же не для всех. Кстати, в аэропорт, пусть и со скрипом, но можно отсюда уехать на автобусе. Сюда ещё проложен и троллейбусный маршрут, правда, сегодня он одинокий в этом районе…

У вокзала инфраструктура довольно богатая: торговые центры, причём один из них состоит, по сути, из 2 зданий (!), крупный рынок, куда приезжают довольно многие, в том числе из окрестностей, есть даже отделение банка и ЦОН (центр обслуживания населения, аналог российских МФЦ). Неплохой вариант для начала и окончания путешествия в город и обратно!…

Железнодорожный вокзал Алматы-2

А вот этот вокзал, построенный в 1939 г., выглядит соответствующе — ведь его построили во времена, когда любили классические архитектурные формы!…
А вот этот вокзал, построенный в 1939 г., выглядит соответствующе — ведь его построили во времена, когда любили классические архитектурные формы!…

Адрес: проспект Абылай хана, 1. До 1990-х гг. был Коммунистическим проспектом, в 1931-1961 гг. — проспектом Сталина, ещё раньше — Вокзальной и Старокладбищенской улицей.

А вот этот вокзал расположен уже значительно ближе к центру города, и с предыдущим вокзалом его соединяет ж/д ветка, у которой есть ещё название "горветка" ("городская ветка"). Казалось бы, почему бы сюда не направлять массы поездов?… Ага, щас! Второе название, к слову, — это "вокзал-2".

Прежде всего, пассажирское движение на вокзал возможно строго по горветке, а она однопутная, поэтому сюда очень много поездов поставить не получится. Кроме того, коль скоро тут пассажиров везут только на север, то вокзал для нас, простых людей, по сути, является тупиковым, хотя формально он транзитный, на запад пути продолжаются, но туда движение возможно лишь грузовое. Так что для всех поездов, следующих на этот вокзал, он — конечная. Есть, правда, вариант, где вы приедете сразу сюда — если вы ехали по Турксибу с севера, тогда поезд может приезжать сразу сюда, минуя вокзал-1.

Площадь тупиковая, по сути, транзит практически невозможен. Поэтому основной транзитный транспорт проходит южнее, хотя в каком-то смысле задействовать его, чтобы приехать сюда, можно. На саму привокзальную площадь приезжают 2 троллейбусных маршрута, 2 городских автобусных (один из них, правда, едет на Медеу) и 1 пригородный. И для всего этого квинтета вокзал — конечная. И народу тут куда меньше, намного меньше… Забавно, что, по моим наблюдениям, на остановке к югу от вокзала-2 пассажиропотоки значительно больше.

Да и инфраструктура тут намного беднее: да, тут есть невдалеке станция метро, но до неё топать-то прилично, к ней же тяготеет крупный торговый комплекс. У самого вокзала есть ТЦ, но очень скромный, есть, правда, отделение банка, причём того же, что и у вокзала-1. Ещё чуть южнее — разные магазинчики на 1 этажах, причём один из них — магазин электроники. Но всё равно около самого вокзала всё беднее и по числу людей, и по инфраструктуре невдалеке.

Автобусные вокзалы

Даже в советские годы проектировщики признавали: железная дорога тут развита слабо, поэтому автомобильное сообщение (так было написано в этих материалах) играет решающее значение. Неудивительно, что тут есть несколько автобусных вокзалов, из них, правда, дальнее сообщение возможно не по всем.

Автовокзал "Саяхат"

Адрес: проспект Суюнбая, 15. До начала 1990-х гг. — Красногвардейский тракт, до 1957 г. — Копальский тракт.

Автовокзал "Саяхат" (по-русски название говорящее — "путешествие") — это первый стационарный автовокзал города. Он возник ещё в 1967 г., однако в новейшей истории здание автовокзала было снесено! Теперь на месте автовокзала строится жилой комплекс. Причём на аншлагах написано: башню оставим! Ну, посмотрим, отреставрируют или нет, но пока что-то не видно, чтобы реставрацию башни вообще вели. Или, по крайней мере, чтобы было понятно, что эту башню с часами, некогда относившуюся к автовокзалу, вообще делают.

Итак, что же от автовокзала осталось? Тут есть микроавтобусы, отправляющиеся на север, причём в одну и ту же сторону. Ещё в одной точке, южнее, чем находился сам автовокзал, стоят микроавтобусы на восток и только в 1 точку. А вот всё остальное пригородное сообщение — это тема для отдельного рассказа и должна рассматриваться вместе с транспортом городским. Междугородним сообщением тут практически не пахнет. Один маршрут на 300 км всего лишь остался!… И то, наверное, по инерции…

А знаете, что более всего обидно? Если бы автовокзал был жив, то у него была бы впечатляющая инфраструктура! Тут и станция метро невдалеке, и большой торговый комплекс "Мерей", где можно найти много разных вещей и перекусить в кафе и столовых, и разная инфраструктура поменьше!… Тут относительно близко даже вокзал-2, не говоря уже об изобилии самого разного транспорта, в том числе на вокзал-1 и в аэропорт, причём один из автобусных маршрутов — ночной!…

Автовокзал "Сайран"

Это теперь главный автовокзал города!… Практически все междугородние и международные автобусные маршруты начинаются и заканчиваются именно здесь.
Это теперь главный автовокзал города!… Практически все междугородние и международные автобусные маршруты начинаются и заканчиваются именно здесь.

Адрес: улица Толе би, 294. В 1927-1991 гг. — Комсомольская улица, а до этого — Гимназическая.

Этот автовокзал, в прошлом — Центральный, появился в 1983 г., потому что "Саяхат" свой пассажиропоток не переваривал. Автовокзалу позднее дали имя по водохранилищу (оно же — озеро), на чей берег с запада он выходит.

Скорее всего, если вы едете из далёкого города, то вы приедете именно сюда. Подавляющее большинство дальних автобусных рейсов в Алма-Ату начинается и заканчивается именно здесь, на автовокзале "Сайран". А вот пригородный маршрут тут, по большому счёту, остался лишь 1, да и тот до другого автовокзала, и должен быть упомянут вместе с городским транспортом, хотя пара "диких" маршрутов ещё жива.

Что могу сказать об этом автовокзале? Автовокзал и правда просторный. Много касс, одна из них стоит около выхода на посадку, можно купить билет и на сайте автовокзала. Только он какой-то пустынный, тут инфраструктуры самой по себе почти нет! Да и в округе мало что интересного, есть небольшой ТРЦ, но его доступность неочевидная. Есть, правда, ТРЦ покрупнее, но он ещё дальше. И с платформ отправляется не всё, только междугородники и многие международные маршруты, а вот автобусы в Кульджу и Урумчи (это в Китае) стоят несколько особняком, правда, я и не видел их посадку. А вот пригород отправляется не с платформ (лишь микроавтобусы в Капчагай, который ещё с недавних пор Конаев, отправляются с платформы), судя по моим наблюдениям.

Автовокзал с точки зрения логистики расположен очень удачно. Шутка ли, но отсюда удобно отправлять автобусы не только на запад и север (тут и говорить не о чем), но даже и на восток!… Это связано с тем, что платная автотрасса на восток примыкает к другой платной автотрассе, ведущей на север, и это примыкание географически и логистически ближе к "Сайрану", нежели к "Саяхату".

Хорошо ещё, что транспортная доступность тут хорошая! Метро и ночного автобуса, правда, здесь нет, но есть и троллейбусный маршрут, и масса автобусных!…

Остальные автовокзалы

Это — начало платформ автовокзала "Салем", тут есть часть отправлений, но этот автовокзал на поверхности не лежит…
Это — начало платформ автовокзала "Салем", тут есть часть отправлений, но этот автовокзал на поверхности не лежит…

Есть ещё 2 автовокзала в Алма-Ате и ещё один в пригороде, но их роль уже намного меньшая. На фото выше — автовокзал "Салем", имя которому дал соседний одноимённый рынок. Он довольно молодой, возник лишь совсем недавно. Сведений о нём довольно мало, направления какие у него — тоже не совсем понял, информации о нём почти нет. Находится он на барахолке, причём в её середине, на крупном транспортном узле, связанном с ней. Рядом также конечная 3 пригородных маршрутов, но они отстаиваются не на автовокзале.

На западной границе города стоит автостанция при рынке "Алтын-Орда", крупнейшем в регионе! Его ещё называют "шымкентским автовокзалом", из-за того, что основная масса отправлений оттуда как раз в Шымкент. Там же, кстати, я только и видел спальные автобусы, больше нигде они мне не встречались!…

И, наконец, уже за чертой города, также на западе, стоит автовокзал "Ушконыр". В принципе, тут конечная того самого автобусного маршрута, что является чуть ли не единственным "цивилизованным" пригородным маршрутом на автовокзале "Сайран". Одно время туда думали переместить вообще все междугородние маршруты, но пока эти планы не реализовались. Вроде бы оттуда отправляются автобусы в Ташкент. Но инфраструктуры там почти нет, по понятным причинам — стоит-то, по сути, в поле, разве что через дорогу стоит авторынок, и всё.

Да, один только въезд в Алма-Ату занял целую статью! Но что поделать, тут много вариантов, о которых стоит рассказать, тем более, когда тут живёшь! В следующий раз поговорим о горных достопримечательностях, поскольку горы — одна из вещей Алма-Аты, что входит в число символов города, так что об этом напишу отдельную статью!…