Найти в Дзене

Игры и упражнения для гиперактивных детей (часть 2)

В предыдущей статье я знакомила вас, дорогие читатели, с играми, направленными на тренировку навыка произвольного торможения и говорила о важности формирования у гиперактивных детей умения управлять своим телом. Напомню, что управление телом, телесными реакциями является тем фундаментом, на котором строится способность управлять своими эмоциями и поведением. Представляю вашему вниманию ещё 2 группы методов развития и тренировки способности управлять своим телом и через него влиять на свое эмоциональное состояние, а значит и на поведение. 2. Тренинг мышечного напряжения и расслабления. Следует знать, что мышечное расслабление приводит к затуханию эмоционального возбуждения. И если человек научится расслаблять своё тело, он всегда сможет гармонизировать своё эмоциональное состояние. Но расслабить свои мышцы не так легко, как кажется, особенно это сложно ребенку, тем более гиперактивному. Как и любой другой навык, этот поддаётся тренировке. Важно знать, что после сильного напряжения всегд

В предыдущей статье я знакомила вас, дорогие читатели, с играми, направленными на тренировку навыка произвольного торможения и говорила о важности формирования у гиперактивных детей умения управлять своим телом.

 Изображение сгенерировано нейросетью Recraft
Изображение сгенерировано нейросетью Recraft

Напомню, что управление телом, телесными реакциями является тем фундаментом, на котором строится способность управлять своими эмоциями и поведением.

Представляю вашему вниманию ещё 2 группы методов развития и тренировки способности управлять своим телом и через него влиять на свое эмоциональное состояние, а значит и на поведение.

2. Тренинг мышечного напряжения и расслабления.

Следует знать, что мышечное расслабление приводит к затуханию эмоционального возбуждения. И если человек научится расслаблять своё тело, он всегда сможет гармонизировать своё эмоциональное состояние. Но расслабить свои мышцы не так легко, как кажется, особенно это сложно ребенку, тем более гиперактивному. Как и любой другой навык, этот поддаётся тренировке.

Важно знать, что после сильного напряжения всегда возникает ощущение расслабления, поэтому обучение расслаблению идёт по контрасту с напряжением. Только тогда, когда ребёнок научится распознавать эти два вида состояния мышц, можно перейти к заданиям на расслабление, без предварительного напряжения мышц.

В игровой ситуации попросите ребёнка напрячь (крепко сжать) какую-либо часть тела.

  • Начинайте с заданий, где нужно напрягать все тело и переходите к тем, где нужно напрягать отдельные части тела. Например, только ноги, только руки, только кисти рук, только правую ногу, только животик и т.п.
  • Предлагайте напрягать мышцы с разной силой: максимальное напряжение, затем, после расслабления - вполсилы, затем «в четверть силы от максимального усилия». После некоторого периода обучения давайте эти команды в разнобой до тех пор, пока ребёнок не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью.
  • Просите ребёнка расслабить именно ту часть тела, которую вы называете.

Чтобы ребёнку было интереснее, используйте игровые приемы. Например, поднятие «воображаемой» штанги (напряжение мышц рук, ног и туловища), выжимание сока из лимона (напряжение кистей рук — сжатие кулака), надувание шарика (напряжение мышц живота), «шалтай-болтай» - расслабление. Или «превратите» его в радиоуправляемого робота, который выполняет команды своего хозяина.

3. Обучение управлению дыханием

Изображение сгенерировано нейросетью Recraft
Изображение сгенерировано нейросетью Recraft

Единственными ритмами, которыми произвольно может управлять человек, являются ритмы дыхания и движения. Некоторые гиперактивные дети не могут взять под временный контроль своё дыхание. Научившись управлять этим процессом, они немного продвинутся в способности управлять своими эмоциями и поведением. В качестве тренировки можете использовать разные виды и ритмы дыхания.

Следует помнить и о том, что изменение эмоционального состояния приводит к изменению ритма дыхания, но существует и обратная связь. Изменив ритм дыхания, вы можете изменить эмоциональное состояние.

В этой связи, универсальным приемом является обучение ребенка четырехфазным дыхательным упражнениям: «вдох-задержка-выдох-задержка». Эти четыре фазы должны быть равные по времени. Вначале каждая из них может составлять 2-3 секунды. Постепенно увеличивайте временной интервал до 7 секунд, но не торопитесь, а ориентируйтесь на возможности ребёнка и его состояние в данный момент. Учтите, если ребёнок возбужден, ему будет трудно переходить на длительный временной интервал, поэтому «замедляйтесь» осторожнее.

На первых этапах такого рода занятий необходима бывает фиксация руки взрослого на руке ребенка, расположенной на его животе или же вы можете помогать ребёнку держать ритм жестом. Например, ваша рука движется вверх — вдох; остановка руки — задержка; рука движется вниз — выдох; остановка руки внизу — задержка. После некоторого периода тренировки вы можете предложить ребёнку самостоятельно регулировать ритм дыхания, считая «про себя». Достаточно выполнить 3-5-7 циклов дыхания.

При правильном выполнении, четырехфазовое дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Светлана Цуркан

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Интересуетесь психологией, темами взаимоотношений, вопросами воспитания детей - подписывайтесь на мой канал, вступайте в группу Вконтакте, присоединяйтесь в каналу в Телеграм.

Другие статьи этого же автора:

Как вы думаете, сколько свободы нужно предоставлять детям?

Дети должны рисовать!

Об умении ребенка занять себя игрой