Светлана, интересно было бы почитать тему привития самостоятельности у ребенка. Сейчас сыну 4,5 года. Сидим на больничном и кроме фразы "мам, давай поиграем" я не слышу ничего. При этом я отлично понимаю, что такое неумение занять себя приведёт к печальным последствиям в школе, в студенчестве.
Поэтому очень интересно почитать мнение психолога на эту тему.
Елена
Спасибо за вопрос, Елена! Ваш вопрос — невероятно важный! Вы совершенно верно понимаете, что неумение ребенка занять себя создает не только трудности родителям и самому ребенку в настоящем, но и может иметь негативные последствия в будущем.
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим, почему так важно развивать у ребенка самостоятельность и как это делать.
Зачем ребенку уметь играть самостоятельно?
Лев Выготский, выдающийся русский психолог, называл игру «ведущей деятельностью дошкольного возраста». Это значит, что именно в игре у ребенка-дошкольника интенсивнее всего формируется интеллект, воля, эмоции и способность к социальному взаимодействию.
Именно поэтому способность ребенка играть самостоятельно становится не просто забавой, а важным маркером (критерием) его развития.
Далее мы рассмотрим возможные причины неготовности ребенка самостоятельно занимать себя игрой, когда нет возможности играть со сверстниками или членами семьи. А так же - практические рекомендации, чтобы помочь вашему малышу стать более самостоятельным.
Причина 1. Негативный опыт самостоятельной деятельности
Ребенок часто сталкивался с тем, что самостоятельная деятельность/игра заканчивается сильными неприятными переживаниями.
Он САМОСТОЯТЕЛЬНО весело и с интересом играл в САМОСТОЯТЕЛЬНО придуманную игру, а потом выяснилось, что он баловался/бесился/хулиганил! Когда самостоятельная игра частенько заканчивается руганью и наказанием, мозг принимает решение - не проявлять инициативу, не делать ничего нового самостоятельно, а лучше вообще ничего не делать без указания и помощи взрослого.
Вопросы родителю на подумать:
- Не часто ли я ругаю/наказываю ребенка за его самостоятельно придуманные и самостоятельно организованные действия?
- Может быть пришла пора посмотреть на баловство ребенка другим взглядом: может быть у моего чада не было злого умысла, а он просто занимал себя тем способом, который смог придумать?
Рекомендации родителям:
- Формируйте у себя привычку не ругать ребенка за баловство, а подсказывать менее разрушительный или даже вполне созидательный способ: 1 - реализации его игрового замысла; 2 - действия с выбранным предметом; 3 - замены опасных/ценных для членов семьи предметов на другие, но тоже подходящее для придуманной игры.
- Будет здорово, если вы в качестве подсказки будете использовать вопросы, которые помогут ребенку самому придумать другой (приемлемый для него и вас) вариант игры.
Причина 2. Недостаток игровых навыков
Иногда дети не знают, как придумать интересный сюжет или не умеют создавать предметное окружение для игры. В этом случае игра состоит всего-лишь из нескольких примитивных действий, отсутствуют монологи, диалоги. Поэтому игра быстро заканчивается и быстро надоедает.
Вопросы родителю на подумать:
- Каково речевое и интеллектуальное развитие моего ребенка? Соответствует ли оно возрастным нормам? (Помним, что игровые навыки - маркер развития ребенка).
- Насколько большой у ребенка опыт совместных игры с другими детьми/взрослыми?
- Есть ли у ребенка опыт совместных игр с другими, где он участвует в придумывании игрового замысла, игрового сюжета, игровых диалогов, создании предметной среды для игры, а не действует по инструкциям других?
Рекомендации родителям:
- Потренируйтесь с ребенком «оживлять» предметы: пусть покрывало превратится в волшебную мантию, стулья — в замок, а карандаш — в волшебную палочку, книги в строительный материал, синий шарф в реку.
- Пробуйте создавать вместе простые игровые пространства — это поможет ребенку освоить базовые навыки, которые позже он сможет использовать самостоятельно.
- Учите планировать игру. Когда есть время и возможность, помогайте планировать игру. Планировать игру - значит придумывать развивающийся сюжет, диалоги, варианты создания предметной среды.
Причина 3. Психологическая травма и потеря чувства безопасности
Иногда дети, пережившие травматичные события, теряют чувство безопасности и боятся оставаться без родительской поддержки. Это может быть связано с серьёзными изменениями в семье (например, развод родителей), болезнями или даже длительным отсутствием родителей или одного из них.
Рекомендации родителям:
- Создавайте для ребенка атмосферу любви и заботы.
- Не ругайте и не стыдите ребенка за то, что не хочет (не готов) играть в одиночку/не проявляет игровую (= творческую) инициативу.
- Не отчаивайтесь сами. Поймите, что такое поведение ребенка временно.
- Позитивно подкрепляйте минимальные самостоятельные действия или даже желания что-то сделать самостоятельно. Используйте разные виды позитивного подкрепления:1- похвалу («Ты молодец, что смог придумать как играть с этой коробкой! Ты такой выдумщик!»);2- выражайте свои позитивные чувства («Я так рада, что ты смог целых 15 минут самостоятельно поиграть с конструктором и не отвлекать меня от дел! Ты с каждым днем становишься все более самостоятельным!»); 3 - воодушевляющие высказывания («Ты можешь собой гордиться! У тебя получилось придумать такую интересную игру»/ «Я заметила что тебе было интересно рисовать одному в своей комнате, когда никто не отвлекает»)
- Лучше всего, конечно, обратиться к психологу, чтобы получить индивидуализированные рекомендации и вместе с психологом помочь ребенку восстановить чувство безопасности.
Способность играть самостоятельно — это больше, чем просто способ занять время. Это критерий готовности ребенка к жизни в обществе, индикатор его когнитивного и эмоционально-волевого развития. Каждый шаг на пути к самостоятельной игре учит ребенка организовывать своё время, придумывать что-то новое, справляться с трудностями и получать радость от своих идей.
Поддерживая ребенка в игре, мы помогаем ему не только быть самостоятельным сегодня, но и стать уверенным в себе человеком завтра. А значит, каждое «мам, давай поиграем» можно постепенно, с заботой и терпением, превратить в «мам, смотри, что я придумал!».
Продолжение темы в следующих статьях. Подпишитесь!
Интересуетесь психологией, темами взаимоотношений, вопросами воспитания детей - подписывайтесь на мой канал, вступайте в группу Вконтакте, присоединяйтесь в каналу в Телеграм.
Другие статьи этого же автора:
Как вы думаете, сколько свободы нужно предоставлять детям?
Принимала решение не наказывать своих детей, но приходится принимать меры...