Найти в Дзене
MOTORRIKA.RU

Кто ты, зверь? Определяем тип снегохода. Краткое руководство для начинающих.

Снегоходный мир на сегодня настолько разнообразен и пёстр, что человеку несведущему, но жаждущему приобщиться к миру сноумобилей разобраться во всем этом великолепии проблематично. Советы друзей зачастую тоже весьма спорны, ведь для каждого «лучшим» является что-то конкретное, причем советы такие могут быть диаметрально противоположными, ведь один друг любит ездить на рыбалку по льду замерзшего водохранилища, а другой – катать высоко в горах. В этой статье мы не будем делить снегоходы на четкие классы, как это обычно бывает в материалах подобного рода, которых, кстати, написано было изрядно, а разберемся в принципах конструкции снегоходов, зная которые любой, даже самый начинающий снегоходчик, сможет с первого взгляда хотя бы в общих чертах определить предназначение той или иной модели. Разберемся, так сказать в сути вопроса. Оставим за скобками крайности вроде шестиместных экскурсионно-транспортных машин, двухгусеничные однолыжные машины вроде «дедушки»-Бурана, поделки на основе водоп

Снегоходный мир на сегодня настолько разнообразен и пёстр, что человеку несведущему, но жаждущему приобщиться к миру сноумобилей разобраться во всем этом великолепии проблематично. Советы друзей зачастую тоже весьма спорны, ведь для каждого «лучшим» является что-то конкретное, причем советы такие могут быть диаметрально противоположными, ведь один друг любит ездить на рыбалку по льду замерзшего водохранилища, а другой – катать высоко в горах. В этой статье мы не будем делить снегоходы на четкие классы, как это обычно бывает в материалах подобного рода, которых, кстати, написано было изрядно, а разберемся в принципах конструкции снегоходов, зная которые любой, даже самый начинающий снегоходчик, сможет с первого взгляда хотя бы в общих чертах определить предназначение той или иной модели. Разберемся, так сказать в сути вопроса.

-2

Оставим за скобками крайности вроде шестиместных экскурсионно-транспортных машин, двухгусеничные однолыжные машины вроде «дедушки»-Бурана, поделки на основе водопроводных труб и моторов от газонокосилок и прочие «мотособаки». Будем говорить о классической на сегодня компоновке – одна гусеница, две лыжи.

Снегоход Alpina Sherpa – голиаф снегоходного мира
Снегоход Alpina Sherpa – голиаф снегоходного мира

По сути, любой снегоход имеет в конструкции не так много основных элементов: рама с тоннелем гусеницы, собственно, гусеницу, переднюю и заднюю подвеску, двигатель, органы управления. Остальное – частности. Именно компилируя те или иные решения в этих основных узлах, как из детского конструктора может получиться множество разных моделей, совершенно разных по своим ТТХ и повадке.

Рама

Основной элемент конструкции. В передней части рамы крепится двигатель и трансмиссия, а также элементы рулевого управления и передней подвески. Задняя часть рамы – вместилище гусеницы и задней подвески. Главное различие разных моделей – материал изготовления. Большинство производителей давно делают рамы исключительно из алюминия, иногда с применением карбона (для снижения веса), как, например, некоторые горные модели Polaris, однако встречаются и стальные рамы. Сталь дешевле, но прочнее и более ремонтопригодна. Так что, если вы видите снегоход на стальной раме – это точно не «что-то быстрое». Сталь – удел утилитарных моделей и в редких случаях, туристических машин, построенных на базе все тех же утилитарников. Также стальные рамы используют на недорогих прогулочных машинках, оснащенных малокубатурными моторами. Словом, стальная рама – первый признак неторопливости и утилитарности. Однако нужно признать, что на сегодняшний день сталь используют все меньше и меньше. Европейские и американские производители так вообще от нее отказались довольно давно.

Стальная рама утилитарного снегохода
Стальная рама утилитарного снегохода

Подвеска

Существует два основных типа передней подвески: телескопические стойки и рычажные системы. Телескопы обладают большей надежностью и запасом прочности, при этом ход подвески на телескопах всегда меньше, работает она грубее и предоставляет меньше комфорта, особенно на высоких скоростях.

Классический утилитарник на телескопической подвеске
Классический утилитарник на телескопической подвеске

Рычажные системы – более хрупкие, требуют более тщательного обслуживания, но при этом предоставляют гораздо более высокий уровень комфорта на скоростях, имеют больший ход и возможности настройки.

Поэтому если вы видите на снегоходе «телескопы» – значит перед вами абсолютно точно – утилитарник в самом полном смысле этого слова. На высокие скорости и пересеченку не рассчитанный, зато способный вдумчиво и планомерно пробиваться через лес и прочие буераки с санями на хвосте. В подавляющем большинстве случаев в «комплекте» с телескопами вы найдете гусеницу шириной 500 или 600 мм.

Рычажная подвеска снегоходов Ski-Doo
Рычажная подвеска снегоходов Ski-Doo

Амортизаторы

Визуально довольно сложно понять, какие возможности скрывают в себе амортизаторы. Но и здесь можно составить некоторое представление о предназначении снегохода. С «ломами» телескопической подвески и так все ясно, ее опустим. С рычажными же все просто: чем более изощренно выглядят амортизаторы, тем на большее они способны. Если на амортизаторах есть выносной бачок, всевозможные крутилки настроек – значит это то, о чем мы говорим. Такие можно встретить на снегоходах, которые должны уметь прыгать трамплины, дропы, дубасить по сильно пересеченной местности, оврагам и прочим ухабам. Более «спокойные» амортизаторы встречаются на туристах и чистых горниках. Ну и далее – между этими полюсами лежит много промежуточного с большим или меньшим уклоном в одно или другое.

Простейший амортизатор отечественных снегоходов
Простейший амортизатор отечественных снегоходов
Топовые амортизаторы Walker Evans Velocity снегоходов Polaris
Топовые амортизаторы Walker Evans Velocity снегоходов Polaris

Примерно то же касается задних амортизаторов. На сегодняшний день практически невозможно найти конструкции с одним амортизатором сзади, однако в недорогих моделях встречается. Понятное дело, что здесь уже речь не идет о качестве и крутизне аморта.

 Подвеска R-Motion гоночного снегохода Ski Doo
Подвеска R-Motion гоночного снегохода Ski Doo

Ширина установки лыж

Еще один неочевидный, но очень важный для понимания повадки снегохода параметр. Чем шире установлены лыжи, тем более устойчив снегоход на твердом покрытии. Максимальная ширина как правило встречается на трейловых и кроссовых моделях, ведь им важна устойчивость в скоростных виражах. Межцентровое расстояние может достигать 1200 мм.

Наибольшее расстояние между лыж у кроссовых моделей
Наибольшее расстояние между лыж у кроссовых моделей

На обратном полюсе – горники. Для них, наоборот, важно, чтобы снегоход легко валился на бок (чтобы двигаться траверсом по склону и выполнять разные горные элементы и «плыть» по пухлому снегу, как лодка по волнам). У горников межцентровое расстояние составляет порядка 800 мм. Все остальные классы – между этими двумя значениями.

Наименьшее расстояние между лыжами у горных моделей
Наименьшее расстояние между лыжами у горных моделей

Чем шире установлены лыжи, тем больше снегоход приспособлен для езды по укатанным трассам. Чем уже – тем больше аппарат заточен под внетрассовое катание, беккантри, горы и прочие места, где много пухляка и нет дорог.

Гусеница

Более подробно о типах и предназначениях гусениц мы говорили в этой статье https://dzen.ru/a/Zzb4fOluBB9l7pY8, но вкратце пробежимся и здесь. В мире полноразмерных снегоходов встречается три основных ширины гусениц: 400 мм, 500 мм (wide track, вайдтрак, WT) и 600 мм. (super wide track, супер вайдтрак, SWT). Если вы видите гусеницу 500 или 600 (вообще не очень частое явление), то перед вами утилитарник или турист, построенный на базе утиля. Однако, туристы встречаются и на 400-й гусенице.

Гусеница SWT шириной 600 мм для утилитарных снегоходов
Гусеница SWT шириной 600 мм для утилитарных снегоходов

Все, что построено вокруг 400 мм гусеницы – условно можно назвать «быстрыми» моделями.

Чем выше снегозацеп на гусенице, тем больше снегоход ориентирован на езду по пухлому снегу вне трасс. В первую очередь, это конечно горные модели, а также специальные версии для глубокого снега (Deep Snow, DS). На сегодняшний день, максимальную высоту снегозацепа предлагает компания Polaris с гусеницей Series 9 – 3,5 дюйма или 89 мм.

Самая зубастая на сегодня гусеница Polaris Series 9
Самая зубастая на сегодня гусеница Polaris Series 9

Соответственно, чем ниже зацеп, тем больше снегоход ориентирован на движения по укатанным трассам.

Длина гусеницы также важна. У утилитарников это как правило 154-155 дюймов. Здесь не так важна маневренность и легкость управления, сколько большое пятно контакта.

У кроссовых и трейловых моделей (предназначенных для быстрой езды по укатанным трассам) самые короткие гусеницы – от 128 до 138 дюймов. Ведь для этих машин гораздо важнее управляемость и юркость, а вот большой площади контакта со снегом на тврердых покрытиях особо не требуется.

Самые короткие гусеницы у кроссачей
Самые короткие гусеницы у кроссачей

Далее идут кроссоверы, которые должны совмещать в себе трейловые и внетрейловые возможности, а значит гусеница у них должна быть чуть длиннее и зубастее, чем у чисто трассовых моделей. На кроссоверах обычно установлены гусеницы от 144 до 155 дюймов.

-15

Ну и на вершине пирамиды – горные и модели для глубокого снега. Максимальная длина, максимально высокий зацеп. Здесь цифры длины колеблются от 146 до 177 дюймов.

Ski Doo Summit стал первой в мире моделью с длиной трака 174 дюйма
Ski Doo Summit стал первой в мире моделью с длиной трака 174 дюйма

Кстати, привыкайте оперировать дюймовой системой. Длину гусениц как правило указывают в дюймах даже отечественные производители, а миллиметрами пользуются только финны из Lynx. Хотя и там в обиходе все равно все пользуются дюймами – так проще и привычнее.

Словом, глядя на гусеницу можно довольно просто определить для каких условий эксплуатации предназначен снегоход.

Двигатели

Мы уже подробно разбирались в моторах снегоходов на примере ассортимента Polaris. https://dzen.ru/a/Zw-XH1UREDllrvwd

Подобная картина ассортимента есть в линейках практически всех производителей. Но углубимся немного в теорию в контексте нашей задачи, вынесенной в заголовок статьи.

На снегоходах до сих пор используются двухтактные моторы, практически все остальные типы ТС от них давно отказались. Конечно, это не те двухтактники, на которых ездили наши отцы и деды. Электронный впрыск топлива и масла, высокие мощности, экологичность – все на острие технологий. Но характер двухтактника не изменить. Это мотор, который «живет» на высоких оборотах. Взрывная мощность, мгновенный отклик. К тому же 2Т легче и мощнее аналогичного по объему четырехтактника. Поэтому удел 2T – быстрые снегоходы.

Двухтактный двигатель Polaris 9R развивает около 180 л.с.
Двухтактный двигатель Polaris 9R развивает около 180 л.с.

Четырехтактные моторы тише, экономичнее, обладают большим ресурсом, имеют лучшую тягу на низких оборотах и вообще комфортнее в дальних поездках. Поэтому если на снегоходе стоит 4Т, то это однозначно небыстрый и комфортный снегоход для работы или путешествий.

 Четырехтактные моторы экономичнее, тише, но тяжелее.
Четырехтактные моторы экономичнее, тише, но тяжелее.

Бывают конечно и курьезы. В погоне за расширением модельной гаммы и удовлетворения спроса, встречаются утилитарники со «злыми» моторами. Например, некоторое время назад финский Lynx выпустил модель Xtrim Commander – на утилитарной раме XU, но с топовым на тот момент двухтактным двигателем 800 E-Tec, мощностью 172 л.с. и рычажной подвеской от кроссовера. Получился «летающий грузовик».

-19

Таких «гибридов», кстати, не мало и сегодня. Так, у Polaris уже практически не осталось «чистых» утилитарных моделей. Средний класс называется «sport utility», а тяжелые просто именуют вайдтраками. Так что четко определить класс той или иной машины бывает довольно сложно.

Polaris Titan. Уже не утилитарник, а что-то большее.
Polaris Titan. Уже не утилитарник, а что-то большее.

Однако пользуясь этой статьей, как шпаргалкой, можно довольно точно понять, на что способен тот или иной аппарат и что от него ждать на снегу.

Снегоходы POLARIS в наших салонах
MOTORRIKA, подбери своего зверя!