Именно гусеница, или трак, отвечает за передачу крутящего момента на снег и именно от ее конструкции зависит то, как снегоход будет вести себя в тех или иных снежных условиях. Главные параметры гусеницы – ширина, длина и высота снегозацепа.
Небольшое отступление: снег, сам по себе бывает очень разным. Рыхлый и сухой, слежавшийся в «бетон», тяжелый и напитанный водой, как губка, крупнозернистый, как сахар или пушистый и легкий. Кондиций у снега практически бесконечное количество, но главная его особенность в том, что он одновременно ведет себя как твердое тело и как жидкость. На этой особенности и играют инженеры, создавая разные гусеницы.
В современном мире можно встретить три основных ширины гусеницы – 400, 500 и 600 мм. Чем шире и длинее гусеница – тем больше площадь опоры, и тем меньше удельное давление на квадратный сантиметр снега. Но, при этом, чем уже гусеница, тем поворотливее и управляемее машина. Так что если вы видите на снегоходе гусеницу 500 или 600 мм, то перед вами или утилитарный снегоход, или тяжелый турист. Есть, конечно, исключения, но о них ниже. Высота снегозацепа также говорит о многом. Тяжелые машины, рассчитанные на планомерное движение с невысокими скоростями и большими нагрузками, как правило, оснащаются широкими гусеницами с невысоким и часто расположенным снегозацепом. В то время, как быстрые и мощные машины для глубокого снега имеют очень высокие и редкие «лопаты». То же и с длиной. Чем больше длина, тем хуже маневренность. Это не очень критично в рыхлом глубоком снегу, но важно на укатанных трассах. В одних случаях можно закрыть глаза на чрезмерную длину в угоду увеличения площади опоры, в другом длина критичнее чем площадь опоры.
В статье В.А. Малыгина в журнале «Фундаментальные исследования» ВЛИЯНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СНЕГА НА ВЕЛИЧИНУ И ХАРАКТЕР СДВИГА сделан следующий вывод:
Основной составляющей силы тяги является сила трения спрессованного под гусеницей снега о снег, лежащий ниже зацепов гусениц. Причем, чем тяжелее машина, тем больше эта составляющая. Поэтому для тяжелых машин увеличение высоты зацепов нецелесообразно. С другой стороны, чем легче машина, тем большее значение имеет сцепление снега о снег по боковым поверхностям гусениц. Следовательно, чем легче машина, тем больше должна быть высота зацепов.
Если перевести на человеческий, то задача широкой гусеницы с множеством небольших снегозацепов под тяжелой машиной – спрессовать снег в пятне контакта и, отталкиваться от него, как от твердого тела, минимизируя эффект перемешивания и «вскапывания» снега. Такая механика позволяет реализовать высокий крутящий момент и тянуть тяжелый снегоход и сани с грузом.
В случае же с диаметрально противоположными горными и моделями для глубокого снега, задача гусеницы с высокими и редко расположенными «лопатами», которые сегодня достигают высоты 3,25 дюйма (8,25 см), заключается в том, чтобы максимально эффективно копать снег, тем самым, обеспечивая движение вперед, опираясь на потревоженный снег, как на жидкость. Для этого не нужна большая площадь опоры, поэтому на «быстрых» и предназначенных для глубокого рыхлого снега моделях гусеницы в подавляющем большинстве случаев имеют ширину 400 мм, высокие и редко расположенные снегозацепы. Кстати, именно благодаря расчету на движение по снегу, как по жидкости, экстремалы на горных моделях давно и успешно гоняют по воде.
С другой стороны, «зубастая» и узкая гусеница не способна тянуть груз. Для эффективного движения «горной» гусенице нужны обороты, чтобы в прямом смысле слова, грести по жидкости, а если прицепить к такому снегоходу «якорь» в виде саней, он просто вкопается. В то время как утилитарная гусеница на небольших оборотах, цепляясь за снег, как за твердое тело сотней маленьких когтей-снегозацепов уверенно потащит сани вперед.
Конечно, все эти иллюстрации весьма условны, и оба типа гусениц работают в пограничных режимах, но для понимания физики процесса – пойдет.
Словом, чем уже гусеница и чем выше на ней снегозацепы – тем больше она предназначена для езды по глубокому снегу и тем меньше она способна к буксировке и движению по укатанным трассам. Ведь снегоход на «гусле» с зацепами под 6-8 см на твердом снегу будет стоять фактически на «пуантах», не касаясь снега основным полотном. И тут о «держаке» и маневренности говорить уже не приходится. И, соответственно, чем шире трак и ниже на нем снегозацепы, тем она более «грузовая» и тяговитая, хоть и в ущерб маневрености в относительно глубоком снегу.
Разумеется, моделей гусениц – сотни. Достаточно зайти на официальный сайт компании Polaris или отечественного производителя – «Композит тракс». У Полариса в арсенале более 90 моделей, у композита – около 100.
Мы рассмотрели только два диаметрально противоположных полюса конструкции гусениц, а их, естественно, значительно больше.
Для снегоходного кросса гусеницы самые короткие, с небольшим снегозацепом, но очень жесткие, ведь от них требуется максимальная динамика на твердых укатанных трассах, максимальная маневренность и отклик на ручку газа.
Кроссоверы должны сочетать в себе способность двигаться вне трасс, по рыхлому снегу, и иметь хорошую управляемость на укатанных трассах – поэтому их гусеницы имеют ширину 400 мм, среднюю длину и среднего размера зацеп.
Для езды по замерзшим водоемам выпускаются шипованные гусеницы, для туристических моделей среднего класса гусеницы также имеют среднюю длину и относительно высокий зацеп.
Выбор гусеницы также зависит от двигателя.
К примеру, модель LYNX 49 Ranger комплектуется более «тяговитой» гусеницей с зацепом 39 мм с четырехтактными моторами, и более «злой» и глубокоснежной гусеницей с зацепом 64 мм, если на снегоход установлен один из двухтактных двигателей компании.
Поскольку четырехтактник лучше тянет на низах, на нем проще реализовать модель движения по снегу, как по твердому телу, в то время как взрывной характер двухтактника лучше реализует модель движения по снегу, как по жидкости.
Словом, хоть на снегоходы всегда установлена наиболее подходящая гусеница, исходя из предназначения, условий использования и двигателя, это далеко не всегда единственно возможный вариант. С гусеницами можно и нужно экспериментировать, подбирая именно ту, что подойдет именно вам. Ну а на начальном этапе погружения в снегоходную тему, эта статья позволит быстро, буквально с одного взгляда понять, какой снегоход стоит перед вами: кроссовер, горник или утилитарник.