Найти тему
MOTORRIKA.RU

Мощи мало не бывает! Моторы снегоходов Polaris

В прошлой статье мы разбирались с модификациями горных снегоходов Polaris, для чего нужна каждая версия и в чем их отличия. Однако в ней мы не затронули один из важнейших вопросов – генерации мощности. То есть двигателей. Об этом и поговорим в этой статье.

На горных и вообще, неутилитарных снегоходах, в подавляющем числе случаев (не считая совсем уж древних экспериментов Yamaha и Arctic Cat) используются двухтактные двигатели. Причина проста – при схожем рабочем объеме, двухтактник обладает вдвое большей мощностью, чем четырехтактник, так как рабочий ход в нем совершается в два раза чаще. И, разумеется, при той же мощности, двухтактник значительно легче чем 4Т, что для снегохода, особенно горного, критично.

В линейке Polaris на сегодняшний день представлены пять двухтактных двигателей и один четырехтактник. Формально их меньше, но давайте по порядку.

Liberty 550

Это довольно старый двигатель, построенный по классическим канонам снегоходостроения. Два цилиндра в ряд, воздушное принудительное охлаждение вентилятором, карбюраторная система питания. Просто и понятно. Моторы, построенные по такой схеме есть у абсолютно всех производителей от Yamaha и BRP до Stels и Русской Механики. Как правило, используется на утилитарниках и прогулочных машинах. Мощность – в районе 55 л.с. Мотор неприхотлив и надежен, хоть и не блещет мощностью. Polaris решил пойти своим путем и создал учебный горный снегоход RMK EVO 550 о котором мы говорили в прошлой статье. Это простой и неприхотливый горник слегка уменьшенного формата, но с полноценной горной геометрией. Идеален для первых шагов в горном катании, а также для подростков.

Patriot 850

Снегоход POLARIS 850 MATRYX RMK KHAOS 155

Базовый двигатель спортивной линейки Polaris. Patriot 850 появился в 2019 году и заменил устаревший и весьма капризный Cleanfire 800. Двухцилиндровый двухтактник с жидкостным охлаждением и системой впрыска топлива. Мотор получил увеличенный рабочий объем, новые поршни с увеличенной толщиной донца и высотой, что позволило увеличить степень сжатия. Новый коленчатый вал стал легче, при этом без потери жесткости, а значит мотор стал более отзывчивым и взрывным. Ведь снижение массы означает снижение инерции. Облегчили и дроссельный узел, оснастив его бесконтактным датчиком положения дроссельных заслонок, что также положительно сказалось на надежности и стабильности работы.

Patriot 850 получился гораздо более выносливым и надежным, чем предшественник, чем завоевал сердца многих райдеров. По общему убеждению райдеров, на сегодняшний день двигатели Patriot вышли в лидеры по надежности в индустрии. Официально Polaris не заявляет мощность своих моторов, однако известно, что 850-ка выдает порядка 167 лошадиных сил. Величина, сравнимая с конкурентным мотором Rotax 850 E-tec (165 л.с.), однако соотношение массы снегохода к мощности у Polaris значительно выше (масса PRO RMK – 198 кг, в то время как Ski-Doo Summit X весит порядка 210 кг), а если прибавить ременной привод главной передачи – Polaris остается вне конкуренции.

-2

-3

Этот двигатель отлично подойдет как для техничного катания в условиях не очень больших высот (до 2000 м над уровнем моря), трюковой езды и в принципе, перекроет потребности райдера практически любого уровня. Именно поэтому он и считается базовым в модельной линейке.

-4

Patriot 650

Появился в 2021 году, и заменил более старый Liberty 600. По сравнению с предшественником, «патриот» выдает на 10% больше мощности, на 14% больше крутящего момента и при этом, потребляет на 60% меньше топлива. При создании мотора особый упор сделали на надежность. Мотор создали путем уменьшения диаметра поршней Patriot 850, а вот подшипники и коленчатый вал остались прежними, так что запаса прочности у этого мотора с избытком.

-5

Мотор устанавливают на многие модели Polaris, и на горники в частности. Однако рекомендовать его можно начинающим райдерам и тем, кто не собирается кататься в действительно глубоком снегу и сложных условиях. В экстремальных условиях его мощности может просто не хватить, чтобы «переварить» действительно мощный пухляк. Хотя на кроссоверах и туристических моделях этот двигатель чувствует себя в своей тарелке.

-6

Снегоход POLARIS 650 Pro RMK 155

Patriot 9R

Бескомпромиссный двигатель, созданный на базе 850-ки, для тех, кому мощности всегда мало. Это в первую очередь, про-райдеры и те, кто предпочитает трюковую езду, где важен взрывной характер мотора, мгновенная отдача и высокая пиковая мощность. Рабочий объем мотора составляет 899 см3, а мощность поднята до 180 л.с Увеличенный диаметр цилиндров и облегченные коленвал и маховик позволили сделать его легче на 680 граммов по сравнению с 850-кой , снизить момент инерции, повысить мощность на 7% и крутящий момент на 12% относительно базового двигателя. Этот мотор для тех, кому критична пиковая мощность и, при этом, кто не практикует катание в высокогорье. То есть идеальный мотор для трюкачей на RMK KHAOS SLASH.

-7
-8

Снегоход POLARIS PATRIOT 9R RMK KHAOS SLASH 155

Patriot Boost

А вот тем, кто планирует покорять горные вершины и плато необходим, разумеется, турбированный мотор Patriot Boost. Фактически, это мотор Patriot 850, к которому прикрутили турбонагнетатель. Пиковая мощность двигателя на уровне моря практически не отличается от атмосферника Patriot 850 – она выше всего на 10%. Но этот мотор создан специально для условий с разреженным воздухом – то есть для высокогорья и на высоте 3000 метров его мощность выше, чем у Patriot 850 уже на 50% ведь атмосферному мотору на высоте просто перестает хватать кислорода, чтобы сжигать за каждый такт то же количество топлива, что и на уровне моря! Турбина здесь нужна именно для того, чтобы нагнетать больше кислорода в камеры сгорания и иметь возможность сжигать то же количество топлива, что и «внизу». Поэтому правильнее было бы говорить о том, что в высокогорье турбо-моторы теряют меньше мощности, чем атмосферные. Давление наддува может достигать 6 бар, так что даже на экстремальных высотах мощности двигателя будет достаточно для атак самых крутых склонов и самого пухлого снега!

-9
-10

Снегоход POLARIS Patriot Boost PRO RMK Slash 155

Pro Star S4

Обойти вниманием единственный в линейке четырехтактник мы, конечно, тоже не могли, хотя к спортивному сегменту он не имеет отношения, тем не менее, чтобы полностью закончить обзор моторов Polaris, поговорим и о нем.

Это Современный четырехтактный двухцилиндровый рядный двигатель с двумя распредвалами, объемом 1000 куб. см. Развивает порядка 100 л.с. и предназначен в первую очередь, для туристических и утилитарных машин. Мотор оснащен дроссельной заслонкой, управляемой по проводам, что позволило внедрить в систему несколько режимов езды (экономичный, нормальный и спортивный), а также систему круиз-контроля, которая действует в диапазоне от 24 до 112 км/ч. Четыре такта всегда экономичнее двухтактника, обладают более высоким крутящим моментом, особенно на низких оборотах и, конечно, более тихие в работе. Именно поэтому 4Т гораздо лучше подходит для длинных трейловых поездок, прогулочного катания, да и с гружеными санями он справляется гораздо лучше. В то же время, он тяжелее и крупнее двухтактников, но для трейлового использования – это не столь критично, как для кроссоверов, горников или сноукросса.

-11

Если возвращаться к горным моделям, то становится очевидно, что каждый из моторов в гамме Polaris имеет довольно четкую специализацию. Patriot 850 – наиболее универсальный вариант, способный удовлетворить большинство райдеров. Liberty 550 неприхотливый и неубиваемый «воздушник» для учебных целей и детских покатушек. Patriot Boost идеален в высокогорье, а Patriot 9R подойдет для тех, кто практикует трюковую езду. Четырехтактник Pro Star S4 – вообще не про спорт, но на «быстрых» моделях вы его и не встретите.

В следующей статье мы поговорим о реализации наличествующей мощности, то есть о гусеницах.