Найти в Дзене
Рюкзак с книгами

Путеводитель по древнерусской литературе

Одним осенним вечером мне взбрело в голову вспомнить школу и перечитать памятники древнерусской литературы. Выбор пал на серию "Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах" от издательств "Дрофа" и "Вече". В книгу включены наиболее известные произведения Древней Руси с комментариями. Завершают сборник отрывки литературоведческих статей, а предваряет подробный комментарий составителей на пятьдесят пять страниц. Часть текстов представлена в сокращении ("Повесть временных лет", "Домострой"), некоторые произведения переданы без перевода - древнерусским текстом (ближе к концу книги такие отрывки ломали язык и глаза только так). Я же выборочно кратко и простыми словами расскажу про несколько текстов, в том числе тех, которые сама раньше даже не открывала. Эти (и многие другие) произведения можно прочитать в сборнике без сокращений и адаптации. Сказание о Борисе и Глебе Яркий пример русской агиографии (литература житий святых). Это трагическая история мученич

Одним осенним вечером мне взбрело в голову вспомнить школу и перечитать памятники древнерусской литературы.

Выбор пал на серию "Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах" от издательств "Дрофа" и "Вече".

В книгу включены наиболее известные произведения Древней Руси с комментариями. Завершают сборник отрывки литературоведческих статей, а предваряет подробный комментарий составителей на пятьдесят пять страниц.

Часть текстов представлена в сокращении ("Повесть временных лет", "Домострой"), некоторые произведения переданы без перевода - древнерусским текстом (ближе к концу книги такие отрывки ломали язык и глаза только так).

Я же выборочно кратко и простыми словами расскажу про несколько текстов, в том числе тех, которые сама раньше даже не открывала. Эти (и многие другие) произведения можно прочитать в сборнике без сокращений и адаптации.

Сказание о Борисе и Глебе

Яркий пример русской агиографии (литература житий святых).

Это трагическая история мученической кончины первых русских святых Бориса и Глеба, которые предпочли пасть, но не сражаться со старшим братом Святополком, захватившим власть в Киеве после смерти отца - князя Владимира Святославича (он же Владимир Креститель).

Здесь автором точно выявлены причины ненависти Святополка (Святополк Владимирович Окаянный) к братьям.

По ряду источников он - не родной сын Владимира, а пасынок или "усыновленный" племянник (другой предполагаемый отец - Ярополк Святославич). И хоть он и старший, далее по старшинству идут родные сыновья Владимира Борис и Глеб, представляющие угрозу власти Святополка.

Поучение Владимира Мономаха

Дошло до современного читателя благодаря Лаврентьевской летописи - одной из древнейших сохранившихся. Более половины летописи занимает "Повесть временных лет". Хранится документ в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург).

Сочинение Владимира Мономаха состоит из трех частей: самого "Поучения", автобиографической "Летописи" военных походов и житейских трудов и "Письма" к Олегу Святославичу, в котором Мономах отказывается от мести и призывает прекратить междоусобицы.

Причем две последние части можно назвать наглядной иллюстрацией основных положений "Поучения".

Хотя основная часть поучения написана в 1099 году, многое было отредактировано князем позднее, "сидя на санях" (в ожидании близкой смерти). Поэтому и в "Летописи" можно увидеть итог государственной деятельности за более поздний период - 1072-1117 годы.

В "Поучении" Владимир Мономах создал идеальный образ русского князя, живущего в мире и согласии с окружающими, строго соблюдающего христианские заповеди. Также в этом духовном завещании не последнее место занимает призыв к деятельному образу жизни.

В советах сыновьям и "иным, кто прочтет" отразился не только значительный опыт государственного деятеля, полководца и политика, но и талант литератора, широкая образованность и глубина философских размышлений о Боге и человеке.

Житие Александра Невского

Это первое русское житие князя-воина. Оно было написано во владимирском Рождественском монастыре (именно там был изначально погребен Александр Невский). Текст пользовался популярностью - в 13-17 веках было создано 15 редакций, с годами количество списков и редакций только возрастало.

Автор "Жития.." хорошо знал канон агиографического повествования, но тем не менее допустил некоторые изменения - в центре повествования находятся сцены баталий, что больше свойственно воинской повести.

Еще одна особенность: второстепенные герои - не безликая масса на фоне святого, они храбрые русские воины, внесшие вклад в Невскую битву своими подвигами. Каждый человек из дружины Александра индивидуален и сражался, "не имея страха".

Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе

Об этом памятнике древнерусской литературы я, признаюсь, раньше даже не слышала. Но невероятная история, похожая на сказку, врезалась в память.

Однажды ночью архиепископ Иоанн молился у себя в келье и обнаружил, что в сосуде с водой для умывания плещется бес. Перекрестив сосуд, Иоанн таким образом запер беса, повелев в наказание отнести себя за ночь до Иерусалима и обратно.

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Жанр хождения существовал и до Афанасия Никитина. Еще в 12-13 веках русские совершали паломничества в Святую землю.

Но в 15 веке начался период великих географических открытий, и в хождениях религиозные материалы начали уступать светским элементам - описанию экономики, культуры, быта, облика новых стран и земель.

Так тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие по далекой Индии в 60-70-х годах 15 века и изменил представление об этой экзотической стране.

До "Хождения.." в народном сознании и русской литературе преобладал образ Индии, как сказочно богатой стране мудрецов, где нет бедных, все счастливы и где царит мир.

Афанасий Никитин в роли неполноправного чужеземца ("гарипа") увидел другую сторону - социальное неравенство, войны, религиозную рознь. Подробно описал он местное население, их рацион, а также климат страны, армию, роскошь дворца султана и многое другое.

Можно с уверенностью назвать "Хождение Афанасия Никитина" энциклопедичным произведением, ведь в нем встречается не только документальная фиксация современной автору действительности, но и местные легенды, иностранные выражения.

Но поскольку купец был далек от литературных канонов, его записи отличаются лаконичностью, разговорной речью, автобиографическими записями, передающими душевные переживания и настроения автора.

Сказание о Дракуле воеводе

Еще один документ 15 века, точнее, конца 15 века. Его я прочла впервые именно в этой книге - едва ли содержание этого сказания позволило бы учителю показать текст школьникам, проходящим древнерусскую литературу.

Автор "Сказания.." - дьяк Федор Курицын, крупный дипломат и, как пишут, известный еретик.

В 80-е годы он возглавлял русское посольство в Венгрию и Молдавию, где мог услышать предания и использовать их в своей повести.

У героя повести есть реальный прототип - правитель Румынии Влад Цепеш, он же Дракула, о жестокости которого ходило много легенд. На деле "Сказание о Дракуле воеводе" - это оригинальная художественная обработка "бродячего сюжета" из мировой литературы.

Повесть состоит из нескольких рассказов, в основе которых лежит диалог с Дракулой, мудрым и не терпящим лицемерия и слабости.

Сам диалог - "соревнование умов", своеобразное испытание, от которого зависит жизнь говорящего. Перечень наказаний от Дракулы я даже не стану приводить, но отличаются они изощренной жестокостью.

Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь

Этот документ был мне особенно интересен, ведь к стенам Кирилло-Белозерского монастыря я с детства приезжаю каждое лето. Хоть сама - Петербурженка, но город Кириллов - мои корни, здесь живет моя семья. Но хватит лирики.

Иван Грозный - яркая и неоднозначная фигура в истории государства, чьи послания могли меняться стилистически даже внутри одного письма.

В 1573 году Грозный пишет в монастырь игумену Козьме "с братиями", начиная в уничижительном для себя тоне (".. Кто я такой, чтобы покушаться на такое величие.."), но после именования себя и "псом смердящим" и худшим среди грешников, царь переходит к обличению монастырских порядков.

Он обращался к прошлому и вспоминал времена, когда в монастыре царил строгий устав, так как опасался превращения монастырей в оплоты боярской оппозиции.

Яркие образы, крепкие выражения, автобиографические элементы, выдающиеся способности Ивана Грозного в области словесности и игнорирование литературных норм - отличительные особенности его послания, которые во многом опередили эпоху.