Есть признанные и любимые сопрано. У каждого из нас. А есть мега сопрано. У всех. Для всего мира.
Вот таким мега сопрано является Барбара Ханниган (англ. Barbara Hannigan, род. 1971, Канада) - мировая звезда. Она носит этот неофициальный титул по праву.
Канадка по рождению, она с 2017 г. живет в Париже. Думаю, ей этот город подходит - та же органика и динамика. И шик.
Даже не уверена, поет ли она Верди. Сама-то она говорит, что открыта любым оперным партиям. Но замечена зрителем (исключительно?) в музыкальных экспериментах.
Ей интересны вокальные новации. Кажется, ей под силу даже кудахтать в опере.
В мире ей равных нет - это вам скажут величайшие музыкальные режиссеры и дирижеры мира (при всем их (и моем) уважении к другим звездам оперной сцены). Барбара отдельная. Ее титул не написать иначе, как капслоком.
Музыкальные мировые премьеры - ее конек. Голос широчайшего диапазона. Личность смелая и дерзновенная. При этом бесконечно обаятельная и трогательная, порывистая, открытая всем ветрам жизни. Бесстрашная. Творящая наотмашь. Зрители ее ценят и боготворят.
Человеческий век недолог, спешите слышать и видеть. И отличать.
**
В первом комментарии Вас ждет ссылка - Барбара Ханниган и Лондонский симфонический оркестр под управлением Саймона Рэттла. Это фрагмент из оперы «Тайна смерти» (опера венгерского композитора Дьёрдя Лигети).
Откройте ссылку и Вы поймете этот претенциозный (будто) слоган «Мега Сопрано», или «СОПРАНО капслоком». Вы улыбнетесь точно!
**
А начиналось всё так. В юности она брала частные уроки вокала. Учитель был ею доволен. И ученица была довольна процессом. А вот что юная певица уж больно особенная, разглядела супруга наставника. Она и посоветовала работать с девушкой с широким (то есть не совсем традиционным) репертуаром. С экспериментами и вызовами. И дело пошло!
***
Барбара Ханниган - сопрано и дирижер - получила престижнейшую премию Polar Prize 2025, или «музыкальную нобелевку».
Премию и выдают в Стокгольме: приз вручает король Швеции. Это признание драгоценное и весьма ценимое в музыкальном мире. Эта премия ежегодно присуждается музыкантам, группам или учреждениям за: «значительный вклад в музыку или за вклад, который считается очень важным для музыки или музыкальной жизни и должен охватывать все области в пределах или тесно связанные с музыкой». Первая церемония награждения состоялась в 1992 году.
***
Она освоила и профессию дирижера. Дебютировала как дирижер в 2011 году в Театре Шатле в Париже.
Есть программы, где она дирижирует оркестром и поет сольные партии одновременно. Эквилибристка? Симфоническая эквилибристка. Это зрелище настоящее. Звуковой ряд имеет еще и хореографию пальцев и рук. Сравнить не с чем. Даже с любимым Курентзисом. Ну, разве что и он запоет (улыбка автора прилагается).
К слову, наша героиня бывала в России. В апреле 2003 года в рамках Голландского сезона в Санкт-Петербурге Барбара Ханниган исполнила монооперу Мишеля ван дер Аа One для сопрано, видео и саундтрека. В октябре 2011 года она выступила в Перми, Москве и Санкт-Петербурге с концертами из произведений Рамо. А дирижером и был как раз наш Теодор Курентзис. Люди эксперимента всегда собираются в одну Лабораторию?
Похоже, она и сама любит это слово - эквилибристка: она неутомима. В 2017 году создала проект Equilibrium - международную инициативу наставничества для молодых профессиональных музыкантов. В отборе музыкантов для проекта участвует сама. А каков репертуар предлагается! Тест на мастерство и гибкость. Нет, это не Верди, простите.
Музыканты из Equilibrium поют «Похождения повесы» Стравинского, Реквием Моцарта и «Пульчинеллу» Стравинского и другие репертуарные редкости современных композиторов (впрочем, как и предельные музыкальные вокальные сложности).
Самый плодотворный тандем у Барбары состоялся с легендарным британским дирижером Саймоном Рэттлом и его Лондонским симфоническим оркестром. Барбара и сэр Саймон Рэттл (англ. Simon Denis Rattle, род. 1955) создали уникальную программу, посвященную гениям XX века, устроившим в музыке настоящую революцию. Вот вам и «чопорная Англия»… Это открытая экспериментам Англия!
В стереотипах о странах и народах есть и правда и ловушка (!): не ведитесь, проверяйте все личным опытом. В дихотомию не скатываемся! Это не для нас.
***
Ее называют «постоянной музой» Абрахамсена (Hans Abrahamsen, датский композитор, род. 1952 г.).
После феноменального успеха его монодрамы «Let me tell you» (названа критиками лучшей работой ХХI века) для сопрано с оркестром (вокальный цикл был выпущен на лейбле Winter&Winter) композитор Абрахамсен задумал написать для голоса Ханниган оперную партию. И не одна ведь партия получилась. Успех у зрителя ошеломительный.
***
В общем, о сопрано не говорят - их слушают. Я только представила имя. И только.
Найдите ее записи (их море), восторг гарантирован. И Ваше представление об оперном пении получит другие «рамки» - без границ. Да-да, так бывает.
Впрочем, у мира вообще нет границ.
©️Мила Тонбо 2025
💌Отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли отечественных и зарубежных постановщиков в подборке «Театральная гостиная»