Во время репрессий в Советском Союзе, в самом начале 30-х годов прошлого века, в неволю отправляли целые семьи. Тогда считалось, что раз отец предал советский строй и социалистические идеалы, то и яблоко от яблони упало недалеко. Конечно, большая часть осуждённых ГУЛАГа – безвинные люди. Но всё-таки были такие сыновья, которые ответили за реальные грехи отцов…
… И на этом фоне, века назад, должно быть было по особенному обидно Василию I Дмитриевичу, который был вынужден долгое время держать ответ именно за подвиг своего отца – Дмитрия Донского.
Победа в Куликовской битве – переломный момент в истории средневековой Руси, когда наконец-то оформились тенденции к грядущему освобождению (произошло полное освобождение только в 1480 году, 100 лет спустя после «поля Куликова»). Но с кем бился Дмитрий Донской? С нелегитимным правителем Золотой Орды – темником Мамаем, которому одновременно противостоял легитимный хан Тохтамыш. И огромной ценой победив войско эмира, Дмитрий Иванович прекрасно понял, что русские земли утратили чересчур много своих сынов, чтобы продолжить бой ещё и с войсками Тохтамыша. А потому «уступил Москву» (Тохтамыш взял её в 1382 году), согласился на дальнейшее сотрудничество с чингизидом и даже продолжил выплачивать дань, приостановленную на долгое время.
Благо, что и Тохтамыш был дальновидным правителем. А потому решил дальше не наказывать своего подданного, но сохранил ему «золотой ярлык» и звание старшего над русскими князьями. В ответ, Дмитрий Иванович, чтобы подтвердить свою лояльность, в качестве почётного пленника-аманата отправил в Орду своего сына – Василия Дмитриевича, что фактически и начинает его историю, с этого момента прослеживаемую в летописях.
В столицу Золотой Орды Василий Дмитриевич прибыл 11-летним мальчиком. Но держался гордо – в ту суровую пору взрослели рано. И отправляясь в столицу главенствующего государства, русские люди в любом возрасте понимали, что эта поездка может окончиться плачевно. В том числе полным порабощением и даже явным убийством.
Но делать было нечего. И на правах настоящего хозяина положения, во главе большого обоза с данью и дарами, Василий Дмитриевич перешёл под власть Тохтамыша.
Три года почётный пленник находился в плену. Нет, не томился за железными прутьями решётки, но постоянно сопровождался многочисленной стражей и не мог проронить и слова без того, чтобы о содержании его не было доложено специальным людям. Но человек – это то существо, которое неизменно делает ошибки. И стражники Василия в какой-то момент ослабили внимание, что позволило 14-летнему юнцу выкрасть коня и отправиться в сторону своего дома.
По возвращению домой происходит очень важное событие – в момент смерти Дмитрия Донского, в мае 1389 года, Василий I, всё ещё имевший хорошие отношения с Тохтамышем, не стал отправляться в Орду для получения очередного «золотого ярлыка». Ордынцам было и не до этого – там вовсю полыхала очередная «замятня». А потому, испуская дух, Дмитрий Иванович впервые за долгое время посмел самостоятельно передать власть своему сыну. И сделал Василия I старшим князем на Руси, несмотря на несогласие некоторых удельных князей и городов (в основном – Новгорода и Твери).
Этот, казалось бы, маловажный эпизод играл фундаментальную роль для будущего освобождения. И хоть постфактум Тохтамыш всё-таки подтвердил легитимность положения Василия I, но впредь московские князья уже не спрашивали мнение ордынских ханов, а передавали свой статус и регалии по наследству.
Василий I выехал в столицу Орды - Сарай-Берке, только в 1392 году и был тепло принят Тохтамышем как давний друг и соратник. Но этот визит был важен – так московский князь усыплял бдительность татар, уберегая Москву от очередного разрушительного набега, с которым она не смогла бы справиться при текущем уровне силы и развития. Да и не было у Тохтамыша иного выбора, кроме как обнять Василия Дмитриевича как давнего друга – он очень надеялся на его помощь, так как со стороны Ближнего Востока на разрушающуюся Золотую Орду уже накатывало могучее войско непобедимого Тамерлана.
Прекрасно понимая, насколько важную роль будет играть московское войско в предстоящих сражениях, воспользовавшись случаем, Василий Дмитриевич выпросил себе Нижегородское княжество и Муром. И при этом прекрасно понимал, что сделает всё, чтобы под благообразным предлогом саботировать выход московских воинов на защиту Золотой Орды – в ту пору никто не улыбался друг другу просто так – всё с личной выгодой и с «двойным дном».
Удалившись домой Василий I начал напряжённо следить за событиями. И очень сильно запаниковал, когда Тамерлан победил Тохтамыша и подступился к Рязанскому княжеству, изначально намереваясь идти на северо-запад. Но тут судьба сжалилась над многострадальной Русью и воины «Железного Хромца» развернули коней в сторону Индии и Китая, где ждала несоизмеримо большая добыча.
Обрадованный столь счастливым стечением обстоятельств, Василий I снова приостановил выплату дани, дожидаясь того, пока положение дел в Орде успокоится. Когда стало нужно – возобновил. Потом снова остановил. И так – долгие 36 лет своего правления – уникальная геополитическая игра по меркам того времени, ибо Василий Дмитриевич, изворачиваясь, чтобы выжить в этом неспокойном мире, смог значительно укрепить силу абсолютно всех русских княжеств.
Долгое правление также сыграло на руку общей истории России – многие удельные князья, признавшие московского князя старшим, постепенно забывали о своих «независимых корнях» и личных наделах. Более того, созрел абсолютно новый институт представителей знати – эти люди имели высокие титулы, но практически всё своё время проводили в Москве, занятые государственными поручениями и разрешая «общие дела». И именно из этой прослойки вскоре вышли самые знатные дворянские семейства, которые внесут свою лепту в дальнейшие события – Шуйские, Годуновы, Романовы и другие.
Не отставали и московские воеводы – любое восстание, любое малейшее неповиновение искоренялось силой. А иначе было и нельзя, ибо главная роль Василия Дмитриевича заключалась в том, чтобы передать своему сыну сильное, восстановившееся и централизованное государство.
Среди прочих заслуг Василия I следует упомянуть тот факт, что он начал чеканить свою собственную «всероссийскую монету», равно как принудил Православную Церковь выплачивать «ордынский выход», несмотря на то, что доселе эта религиозная организация была освобождена от всех выплат именно распоряжением из центральной золотоордынской ставки.
При Василии I произошёл качественный скачок в технологиях, ремёслах и в искусстве. Но главное – армия становилась всё более профессиональной, полагалась на огненный бой и пушки, а конница и пехота развивались лишь с незначительным отставанием от свободных западных стран. Ко всему прочему Василий Дмитриевич полностью изменил подход к руководству походами и военными кампаниями – он первым начал доверять свои полки проверенным воеводам, распоряжаясь общим ходом событий не покидая Москвы, через своих гонцов. А это – очень и очень важное изменение с учётом того, насколько много великих князей положили свои головы на полях многочисленных сражений (тот же Дмитрий Донской едва не расстался с жизнью на Куликовом поле, получив ранение и потеряв сознание).
Да, Василий I, если смотреть узко, не запомнился истории как великий воин либо опытный стратег (хотя тоже смотря с какой стороны посмотреть, ибо именно при этом московском князе русское воинство впервые осадило и сожгло Казань). Но геополитик из него вышел просто замечательный. Геополитик и бизнесмен, который смог «отмазаться» от дани и прирасти многими территориями, в том числе Новгородскими землями, фактически без боя. Да и Рязань наконец-то признала главенство западного соседа, а рязанский князь всё-таки сам назвал московского князя «старшим братом».
Резюмируя, хочется отметить, что именно Василий I, как бы сейчас сказали, «наметил контуры будущего освобождения». Ибо, пусть и через поколение (правление Василия II едва не перечеркнуло начинания отца), но Иван III действовал по той же системе, что и прославленный дед. И добился-таки победы в бескровном противостоянии на реке Угре в 1480 году, положив конец ненавистному татаро-монгольскому игу.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.