Найти в Дзене

За деньги - да! Почему я не работаю без предоплаты

Давайте сегодня поговорим о деньгах и о форматах оплаты услуг. Я думаю, что данная тема будет актуальна для всех, кто оказывает какие-либо услуги. Поднять данный вопрос меня спровоцировало несколько недавних событий. Я состою в соседском чате одного застройщика, и хоть до сдачи дома еще год, но темы о том кто как будет взыскивать с застройщика неустойку по ДДУ периодически всплывают и активно обсуждаются. Всегда находится кто-то с рассказом о том, что у его мамы/брата/друга/свекра двоюродной сестры такая ситуация была и они всем домом оплачивали юристу символическую сумму в размере 10000 рублей, за взыскание неустойки и оплату юрист получал только после того, как деньги были перечислены взыскателю. Далее следовали рассуждения о том, что неистово сражаться за интересы клиента будет только голодный юрист, ибо только так он будет замотивирован в результате. И люди в это искренне верят. Я с данной позицией категорически не согласна, ибо прекрасно знаю, что количество прямо пропорционально
картинка из публичных источников
картинка из публичных источников

Давайте сегодня поговорим о деньгах и о форматах оплаты услуг. Я думаю, что данная тема будет актуальна для всех, кто оказывает какие-либо услуги.

Поднять данный вопрос меня спровоцировало несколько недавних событий.

Я состою в соседском чате одного застройщика, и хоть до сдачи дома еще год, но темы о том кто как будет взыскивать с застройщика неустойку по ДДУ периодически всплывают и активно обсуждаются. Всегда находится кто-то с рассказом о том, что у его мамы/брата/друга/свекра двоюродной сестры такая ситуация была и они всем домом оплачивали юристу символическую сумму в размере 10000 рублей, за взыскание неустойки и оплату юрист получал только после того, как деньги были перечислены взыскателю. Далее следовали рассуждения о том, что неистово сражаться за интересы клиента будет только голодный юрист, ибо только так он будет замотивирован в результате.

И люди в это искренне верят.

Я с данной позицией категорически не согласна, ибо прекрасно знаю, что количество прямо пропорционально качеству. Тот кто не умеет или не хочет работать, никогда не будет замотивирован постоплатой. Востребованному специалисту такой формат работы просто не интересен.

Более того, много лет назад я работала в организации, которая брала оплату с клиентов исключительно по результату, и точно знаю, что отдельный квест потом эти деньги с клиентов выбивать, ибо далеко не все клиенты спешат расстаться с деньгами и оплатить юридические услуги.

Вчера мой день начался с того, что листая ленту на «Дзене», я прочла статью уважаемого мной автора - юриста-юмориста. В данной статье автор рассказывал о некой Марине, которая обратилась к нему с просьбой подготовить кассационную жалобу. Предоплату коллега не взял, понадеявшись на порядочность человека. Однако после получения документа клиентка начала выносить мозг несущественными придирками и заявила, что данная работа и вовсе не стоит денег. Юрист удалил из переписки файл с документом, после чего клиентка вылила на него еще ушат го негодования, требовав вернуть ей неоплаченную жалобу.

Почему я акцентирую внимание на данной истории? Да потому, что эта самая Марина 14 и 15 ноября звонила и мне по вопросу подготовки кассационной жалобу. Перепутать даму с кем-либо невозможно, так как больно уж нетипичная у нее ситуация. Мы с Мариной о сотрудничестве не договорились, так как женщину не устроили мои условия работы, в частности внесение предоплаты. Что примечательно, при разговоре Марина всячески пыталась сбить цену и даже предлагала прописать в договоре «гонорар успеха», по которому в случае вынесения положительного решения она бы выплатила мне еще и определенный бонус. Я от столь щедрого предложения Марины отказалась.

Я не люблю все эти «гонорары успеха» и практически не использую их в своей работе. Я не кролик, который бежит за морковкой, «гонорар успеха» не будет являться для меня дополнительной мотивацией. Я и так прикладываю максимум усилий для разрешения дела, а при желании, клиент и сам может дополнительно отблагодарить.

Я и сама неоднократно оказывалась в ситуации, когда клиенты не оплачивали консультации с изучением документов, либо же просто не являлись на консультацию (об одном таком случае я рассказывала здесь). Это всегда неприятно, но все мы набиваем свои шишки, извлекая из ситуации определенные выводы и получая жизненный опыт.

Все эти истории как раз и подтолкнули меня к тому, чтобы не приступать к работе без предоплаты. Время – самый дорогой ресурс и тратить его впустую я не хочу.

Мне хорошо запомнились слова коллеги-юриста Татьяны Изгарской: «Бесплатное не ценится. Люди используют все, что дает себя использовать». И Татьяна права.

Юриспруденция- мой хлеб, мое ремесло, этим я зарабатываю на жизнь. И я не могу сказать банку, что оплачу платеж по ипотеке сразу же после того, как выиграю суд для Тамары Ивановны. К слову, в Москве суд даже по самому простому делу может длиться полтора-два года.

Мы, юристы, тоже являемся потребителями услуг и так же как и наши клиенты вносим предоплату. И нам тоже бывает дорого (привет моему стоматологу🤣). И мы тоже переживаем относительно того качественно ли выполнят работу, не кинут ли нас с оплатой.

Ничто так не укрепляет веру в клиента как предоплата (обязательно внесенная по договору).

картинка из публичных источников
картинка из публичных источников

Сейчас я работаю исключительно по предоплате, при этом, в некоторых случаях, я готова разбить оплату на 2-3 платежа, с интервалом в месяц. Я прекрасно понимаю, что жизненные обстоятельства у людей бывают разные и не всегда человек обладает всей суммой для оплаты. Более того, такой формат оплаты позволяет клиенту увидеть, что я действительно приступаю к работе, а не закидываю его дело в дальний ящик до лучших времён.

Поскольку 70 процентов моих клиентов приходят по рекомендации, то финансовых вопросов, как правило, никогда не возникает, ибо человек знает к кому и зачем он обращается и как будет складываться дальнейший формат работы. Но и здесь бывают исключения.

Пару месяцев назад у меня возникла очень неприятная ситуация, при которой я была вынуждена расторгнуть договор с клиентом. Это был единственный случай в моей практике.

Женщина обратилась ко мне по рекомендации от бывшего клиента, мы обсудили все нюансы ведения дела и разбили оплату на две части. Я переступила к работе, подала иск, сходила на беседу (судились в Подмосковье, поэтому приняли дело к производству и назначили беседу достаточно быстро). Прошел месяц с даты заключения договора, но доплата не поступила. Оговорюсь, я не люблю напоминать о доплатах, так как считаю, что взрослые люди должны сами контролировать свои финансовые обязательства. В течение трёх дней с даты оплаты я обычно не дергаю клиентов, так как понимаю, что обстоятельства бывают разные- может зарплату задержали. Далее отправляю человеку напоминание о доплате и обычно на этом месте вопрос решается. Но ни в этот раз. Человек игнорирует сообщение и звонки и в течение трех недель не выходит на связь. Потом дама объявляется, говорит что была за границей и не было связи, просит немного подождать с оплатой. Ок. Проходит неделя- доплаты нет, но есть новая отговорка. Подходит дата следующего заседания, на котором ответчик подает частную жалобу на определение судьи, что буквально означает то, что срок рассмотрения дела затянется на несколько месяцев. Я довожу до клиентки данную информацию и в ответ получаю бурю негодования и упреков в затягивании дела. При этом, клиентка сообщает в ультимативной форме, что оставшуюся сумму оплаты она внесет только после вынесения решения суда. Это она конечно хорошо придумала, жаль не по адресу предъявила. С клиенткой я попрощалась.

картинка из публичных источников
картинка из публичных источников

Каждый сам определяет удобную для себя форму работы и оплаты. Для меня единственно верным вариантом является работа по предоплате. Я всегда с пониманием отношусь к сомнениям клиентов, именно по этой причине я стараюсь не спешить с заключением договоров и отправляю клиентов «подумать», ибо у меня нет абсолютно никакого желания потом качаться на чужих эмоциональных качелях, убеждая человека в необходимости судиться. Я за конструктив и взаимоуважение - клиент должен самостоятельно принять взвешенное решение, внести предоплату и только после этого я приступлю к работе.

А какую форму оплаты услуг применяете в своей работе вы?