"Святые 90-е" для отечественного кино стали временем "коренного перелома" о колено. Культурная анархия взметнула на флаги что-то совершенно неудобоваримое и понесла это в массы с гордо поднятой головой свободного человека.
Даже наши признанные мастера киножанра, споткнувшись о перестройку, рухнули в болото вседозволенности и, ошалев от открывшихся перспектив и тотального безденежья, не удержали советскую марку качества.
Но и в те времена случались фильмы, за которые не стыдно поговорить в нашем тесном кругу.
Один из таких фильм "Ты есть".
Лирическая драма, полная скорбей человеческих и плотских страстей под соусом порочного сплина 90-х, вызывает какое-то щемящее чувство неуютности. Как будто где-то попискивает жалейка и одновременно пробирает сквозняк.
Начинается всё вполне по-житейски.
После смерти мужа Анна решает поставить крест на личной жизни и весь свой пыл и нерастраченную любовь пустить на воспитание сына. Больше она не ищет чувственный удовольствий и, сковав сердце ледяной бронёй, признаёт лишь одного мужчину, что растёт у неё на глазах под неусыпной опекой и ласковым контролем слегка доминантной матушки. В сердце Анны нет никого, кроме Олежки, он там и король, и главная заноза.
Внешне он холодна и чуточку надменна. Её манеры и образование хороши и позволяют в одиночку поднять сына и дать ему приличное образование.
И всё бы хорошо, но назревает неразрешимое противоречие. Мать отдала сыну всю свою любовь и душевную эмпатию, но теперь взамен требует того же от сына.
А сын эгоист.
И почему бы это? )
Став половозрелым юношей на выданье с достойным образованием и престижной работой, он какое-то время перебирает среди претенденток на его сердце и вдруг, совершенно неожиданно, останавливает свой взор на беспородной сироте с весьма вольным поведением и свободной манерой общения.
Девочка Ира отличается от других юниц Олега бездонными чёрными глазами и весьма малым пиететом перед родительским авторитетом мамы собственного жениха.
Чуть отойдя от первого шока, мать узнаёт, что молодые не просто трутся друг о друга до искры, но и узаконили свои отношения в тайне от деловитой маман.
Мир Ирины рушится.
Её сыночек, её кровиночка, которому она посвятила всю свою молодость и, дабы не огорчить его ничем, превратила свою постель в самое одинокое и холодное место на земле, оперился и нашёл себе своевольную и ужасно строптивую девицу, коей абсолютно по барабану все нудные нотации и уловки, посредствам которых мать столько лет держала мальчонку в узде.
Юное тело, бесшабашность, помноженная на загадочную улыбку и лёгкий флегматизм, вот тот коктейль, который отвратил Олега от материнских пут и привязал его к Ирочке.
Мать чувствует, что проиграла, но не сдаётся и сама создаёт конфликтные ситуации, которые приводят к тому, что молодые съезжают на съём, дабы им никто не мешал целовать дург друга в самые приватные места, закатывать пенные вечеринки и слушать на полную Фристайл. А главное, чтобы никто не зудел над ухом и не отравлял им жизнь.
И вроде всё входит в русло, но тут судьба делает фатальный поворот, и машина, в которой Олег и Ирина, прикупив себе собакена на рынке, едут счастливые домой, жёстко влетает под фуру.
Олежка отделывается лёгким испугом и мокрым исподним, а Ира, которая за минуту до этого поменялась с ним местами, получает недюжий удар в темечко, и её разбивает полный паралич.
Живыми остаются одни лишь глаза.
После бесплодного лечения Олег приносит Ирину домой к матери, ибо в больнице не видят дальнейших перспектив в процессах её выздоровления.
И вот перед Анной едва живой "враг", который незадолго до этого отобрал у неё самое дорогое, что было в её жизни - сына. Ещё недавно Ирина смеялась над словами снохи и морщила нос от её нравоучений, а теперь она лежит пластом, и только лёгкое дыхание говорит о том, что она ещё жива и шансов на то, что станет лучше, практически нет.
Что делать?
"Делай, что должно и будь что будет", - словно бы рефреном пробегает в голове у Анны, и она, всплакнув для верности, впрягается в этот безнадёжный хомут, и пока Олежка, не выдержав потрясений, мнёт красивые тити Тани Лютаевой по разным пыльным локациям, его маменька с великим упорством нерастраченной любви, каждую секунду, каждый миг бытия, спасает его уже бывшую невесту от лютого недуга...
Что сказать.
Шикарный фильм. Трагичный, не самый радужный, но очень человечный и по-своему духоподъёмный.
Если не смотрели, посмотрите, едва ли вам будет жалко потерянного времени. Засим прощаюсь.
Быть Добру!
под Рок-штат- Одиночество.
Иные мои публикации: