Найти в Дзене

"Над нами просто смеялись". В Карелии нет денег на юную чемпионку мира

Оглавление
Серафима с тренером
Серафима с тренером

12-летняя Серафима Костякова из карельского поселка Новая Вилга уже и чемпионка России, и чемпионка мира по тайскому боксу в своей возрастной категории. Но у местных чиновников вечно нет денег на ее поездки на соревнования, поэтому ее мама Наталья, у которой вместе с Симой пятеро детей, один из которых лежачий инвалид, собирает их в соцсетях. "Когда мне начинают уведомления приходить о зачислении денег, я себя нахалкой и попрошайкой чувствую", – говорит Наталья.

До переезда в поселок Новая Вилга Наталья никогда не занималась сельским хозяйством – у семьи даже дачи не было. Всему училась самостоятельно: и грядки копать, и козу доить, и курицу забивать.

– Когда мне первую козочку привезли, я в интернете смотрела, как ее правильно доить, – рассказывает Наталья, мама чемпионки.

Раньше они жили в Петрозаводске, Наталья работала продавцом, муж Сергей – машинистом на железной дороге. Их старший сын Руслан учился в специализированной школе – у него тяжелая форма ДЦП, сейчас ему 25 лет и он лежачий инвалид. Когда школа закончилась, семье предложили сдать его в ПНИ, они отказались

– Инвалиды, когда в 18 лет школу заканчивают, больше никому не нужны. У нас тогда уже родились младшие (Ангелине сейчас 20, она студентка 3-го курса, учится в Петербурге, Серафима в 6-м классе, 11-летний Савелий учится в кадетском училище, 6-летняя Стефанида ходит в садик), и мы начали искать место для дома в ближайшем пригороде. Нам как многодетным полагался участок, пришлось судиться, чтобы нам его все-таки выделили. Но туда даже дороги не было, лес один. Мы тогда его продали и купили другой в Новой Вилге, построили дом. Потом уже, когда решили расширяться, получили грант от Минсельхоза и переехали на старую заброшенную ферму.

Куры на ферме многодетной семьи Костяковых
Куры на ферме многодетной семьи Костяковых

Сейчас у Костяковых восемь коров, пять быков, свиньи, индюки и курицы. Свою продукцию они сами доставляют заказчикам. Мороки с таким хозяйством много, а доходы от продажи молока и мяса после уплаты всех налогов совсем небольшие, вздыхает Наталья. Заниматься крупным рогатым скотом в Карелии сложно, потому что коровы большую часть года не могут пастись на улице, и сено на корм скоту в прошлом году приходилось везти из Тверской области. Ферму им, видимо, придется закрыть: меняются нормативы Россельхознадзора, и держать фермерское хозяйство с каждым годом становится все менее выгодно.

– Россельхознадзор не дает нормально работать. Постоянные проверки, сдача анализов. Сейчас вот навоз к бытовым отходам приравняли, теперь он удобрением не считается. И места для его хранения надо специально оборудовать. Ужесточаются требования по анализам молока, мяса. У кого ЛПХ (личное подсобное хозяйство), тех они не трогают, а фермеров проверками замучили. С новыми требованиями просто нереально работать. Когда мы только начинали семь лет назад, такого давления не было, – говорит Наталья.

Девочка с характером

Серафиме было 6 лет, когда она пришла на первую тренировку по тайскому боксу. Через два года она участвовала в первых серьезных соревнованиях, после которых ее тренер сказала, что "эта девочка многого может добиться". Постоянные тренировки, сборы и соревнования. Сначала в Петрозаводске, потом в Петербурге.

– Сима уже шесть лет у меня занимается, она перспективная спортсменка, девочка с характером, – говорит ее тренер Диана Зубровская.

В 10 лет Сима заняла 2-е место на первенстве Северо-Запада, потом было 2-е место в чемпионате России. После этого девочку включили в сборную РФ, и уже на первенстве мира по тайскому боксу в Турции она стала чемпионкой.

– Для поездки в Турцию нужно было минимум 250 тысяч рублей. Платить надо за все: взнос за выход на ринг, купить специальную форму. Проживание и питание для участников возможно только в аккредитованной гостинице – нельзя жить где угодно. Плюс билеты на самолет, страховки, – перечисляет затраты мама Серафимы Наталья. – Сначала мне отвечали, что официальные соревнования только с 12 лет, а Сима еще не достигла этого возраста. Но вот в прошлом году, когда мы на мир (международные соревнования) в Турцию ездили, Центр спортивной подготовки выделил 200 тысяч на троих: Симу, еще одну участницу и тренера. Хотя надо было на всех 750.

Это была единственная помощь, которую им удалось получить за несколько лет. Все ответы чиновников на просьбы юных спортсменов сводились к тому, что денег нет.

Остальные полмиллиона рублей на поездку в Турцию они собирали в соцсетях.

– Едет, например, ребенок выступать от республики или области – и правительство дает на это деньги. С протянутой рукой в интернете, как мы, не ходят. В бОльшей части регионов соревнования оплачивает или Министерство спорта, или правительства регионов. Не только мировые соревнования, но и региональные. Например, ребятам из Санкт-Петербурга и Ленинградской области все оплачивают. И не только соревнования, но и сборы. А в Карелии – ничего, – рассказывает Наталья.

– В Калининград ездили в этом году на соревнования, так там родители просто смеялись над нами. Когда наши девочки побеждали, все поздравляли тренера, говорили: отлично, на мире увидимся. А для тренера это не радостное событие, потому что сразу встает вопрос: а где найти деньги?

Спорт не для всех

В разных регионах есть базовые виды спорта. Согласно положению Федерального центра спортивной подготовки, это "виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений". В Карелии кроме олимпийских к базовым относятся го, киокусинкай, самбо, спортивное ориентирование, ушу и фитнес-аэробика. Тайский бокс в этот список не входит.

Серафима
Серафима

– Приоритетно финансируются олимпийские виды спорта, потом базовые, и только потом – все остальные. Муай-тай (тайский бокс) в Карелии в самом последнем списке, – говорит Диана Зубровская.

В других регионах России ситуация с финансированием тайского бокса гораздо лучше, хотя базовым он является только на Кузбассе и в Свердловской области.

– Тайский бокс – довольно дорогой вид спорта, – продолжает тренер. – У нас, разумеется, есть клубная экипировка общего пользования. Но когда ребенок начинает всерьез заниматься, нужен собственный комплект, он тысяч 20 стоит. Все соревнования тоже оплачиваются родителями.

У нашего клуба, правда, в последнее время появились спонсоры, мы сами их искали: ходили буквально с протянутой рукой и рассказывали всем какие у нас перспективные девочки. И нашлись люди, которые помогли Серафиме выехать на мировое первенство. Кроме того, мы разместили пост в соцсетях с просьбой о помощи, и неравнодушные люди помогли собрать нужную сумму. А все предыдущие соревнования родителям приходилось оплачивать самим, а это 30-50 тысяч рублей за поездку (по данным Карелиястат, средний уровень зарплаты в республике на август 2024 года составил 67 634 рубля").

В прошлом году спортивная федерация муай-тай России отказалось финансировать поездку Серафимы на первенство мира в Турцию, сообщив, что деньги будут выделять только на категорию "юниоры и юниорки 16–17 лет". С соревнований Серафима привезла 1-е место в своей весовой и возрастной категории, завоевав титул чемпионки мира.

В феврале 2024 года Министерство образования и спорта Республики Карелия сообщило, что на одном из первенств возрастная категория соревнования определена как "девушки, юноши 12–13 лет", а так как Серафиме еще нет 12 лет, то ее участие "не представляется возможным" и "участие в тренировочном сборе по подготовке к мероприятию нецелесообразно". С этого первенства Серафима привезла 1-е место в своей весовой категории среди девочек 12–13 лет.

В апреле 2024 года семья вновь обратилась к Министерству с просьбой профинансировать участие Серафимы на первенстве России, но власти отказали, сославшись на то, что в календарном плане официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий финансирование на это соревнование не предусмотрено. Они снова искали деньги сами, Серафима поехала и выиграла.

Федерация муай-тай в Карелии существует с 2015 года. Но вопрос с финансированием не помогли решить и там, хотя Наталья много раз туда писала и просила помочь. По словам Дианы Зубровской, федерация не выделила средств ни одному спортсмену из Карелии.

Президент карельской федерации тайского бокса Полина Андриенко на вопросы корреспондента не ответила.

– Сима очень переживает, что она не сможет выезжать на соревнования. Она планирует серьезно заниматься спортом, жизнь свою связать, мечтает стать тренером. А бокс – это же не в зале с грушей тренироваться, надо на ринг выходить, – рассуждает мама девочки. – Опыт региональных соревнований очень важен, чтобы потом участвовать в мировых первенствах. А мы только в Питер можем сами ездить, это ближе и дешевле всего. Но там всех соперников Серафима уже знает, надо встречаться и с другими спортсменами – у всех ведь разные школы, разные техники, это все надо изучать, – рассуждает мама девочки.

В Карелии есть республиканская стипендия для одаренных детей. Победители соревнований могут получить поддержку – 15 тысяч рублей. Серафимы в числе стипендиатов не оказалось.

– В Карелии в соревнованиях мирового уровня никто, кроме Серафимы, не участвовал. В заявке за каждое призовое место начисляются баллы. Мы были уверены, что с такими достижениями ей дадут стипендию. Но не дали. Все дети, которые ее получили, занимаются или лыжами, или легкой атлетикой, и, конечно же, никаких первых мест на первенствах у них нет. Но их признали лучшими. Я думаю, потому что лыжи и легкая атлетика – "базовые" виды спорта у нас. А они и так ни за что не платят: и на соревнования, и на сборы ездят бесплатно. А тем, кто выбрал другой спорт, не положено ничего, – говорит Наталья. – Я в этом году, если честно, надеялась, что будет какая-то поддержка – все-таки Год семьи. Но у нас теперь льготы только для участников СВО. Для остальных, простых людей, льгот нет. Все туда уходит...

Сейчас ведь еще орден есть для многодетных (медаль ордена "Родительская слава", которой награждаются родители, воспитывающие четырех и более детей), к нему прилагается 200 тысяч рублей. Попробуем подать документы в этом году, нам посоветовали. Я, правда, посмотрела, кто этот орден получает, а там одни семьи священников.

Участие Серафимы в ближайшем мировом чемпионате опять под вопросом: карельские чиновники снова отказали матери чемпионки в финансовой поддержке.

Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц

Подпишитесь на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент