Продолжаю повествование о семье флотских офицеров Тюлевых.
Начало здесь:
У Фёдора Александровича Тюлева, честно и беспорочно прослужившего в Русском Императорском флоте 46 лет (!) и прошедшего путь от младшего инженер-механика до генерал-лейтенанта корпуса инженер-механиков флота, было четыре сына - Павел, Сергей, Александр, Федор, и дочь Екатерина.
В Российском военно-морском флоте офицерами очень часто служили мужчины одной семьи на протяжении нескольких поколений, и единственно возможной профессией для сыновей считалась морская служба. Вот и у Тюлевых все сыновья пошли по стопам отца и избрали военную стезю. Три сына служили Отечеству на флоте, один в кавалерии; морским офицером был и зять, муж дочери Екатерины, Борис Германович Брандт, капитан 1-го ранга, инженер-механик.
Федор Александрович, воспитавший сыновей в традициях офицерской чести, преданного служения Отечеству, и предположить не мог, какие испытания выпадут на долю его сына Сергея, что уготовит ему жестокий "железный" ХХ век.
Сергей, второй сын Фёдора Тюлева, родился 16 июня 1879 г. во Владивостоке. Он обучался в Морском инженерном училище императора Николая I в Кронштадте, куда был принят, согласно правил, в первую очередь, или, как говорили в ту эпоху, "по первому разряду" как сын «находившихся на службе адмиралов, штаб и обер-офицеров флота»; остальные зачислялись «по старшинству экзаменационного списка».
Учеба сочеталась с практическими занятиями в море. Так, с 18 мая по 18 августа 1903 года, Тюлев проходил летнюю морскую практику на броненосной канонерской лодке "Грозящий", которая с декабря 1895 по август 1905 годов служила стационером (так называлось судно, постоянно находящееся на стоянке в каком-либо иностранном порту или на службе в определённом районе) в Средиземном море.
Обучение Сергея продолжалось 6 лет, и вот, наконец, 26 января 1904 года он вышел из стен училища в звании младшего инженер-механика Корпуса инженер-механиков (КИМ) флота (это звание соответствовало подпоручику), и был зачислен в Квантунский флотский экипаж - так назывался личный состав кораблей, находившихся в Порт-Артуре постоянно, и насчитывавший 4 886 человек.
Офицеры военного флота во всем мире - особая каста. Сам характер их службы, многие месяцы, проводимые вдали от суши, способствовали крепкой спайке, особому товариществу. И спутниц жизни они часто находили в своём кругу, женились на дочерях, сестрах, племянницах своих сослуживцев.
Сергей Тюлев не стал исключением. Невесту он выбрал в своем флотском кругу знакомых. Сразу после выпуска из Морского инженерного училища он посватался к Марии Булычевой, дочери контр-адмирала Ф. С. Булычева. Сергей семье Булычевых не был совсем чужим: одна из сестер невесты, Варвара, уже была замужем за его дядькой Катковым.
Предложение Сергея было принято Марией, но свадьбу сыграть не успели. В ночь с 26 на 27 января 1904 года, ночной торпедной атакой японской эскадры на стоящие на рейде Порт-Артура русские корабли, — началась Русско-Японская война...
К началу войны Японский флот имел практически двукратное преимущество в кораблях и техническое их превосходство перед Российским военным Тихоокеанским флотом
К 1904 году русский флот на Тихом океане состоял из Тихоокеанской эскадры Балтийского флота (отряды броненосцев, крейсеров-разведчиков и эскадренных миноносцев в Порт-Артуре и отряд крейсеров во Владивостоке), и Сибирской военной флотилии.
С началом войны все корабли вошли в состав флота Тихого океана, командовать которым назначили вице-адмирала С.О.Макарова. 17 апреля 1904 года приказом по Морскому ведомству находящаяся в водах Дальнего Востока эскадра стала именоваться "Первой эскадрой флота Тихого океана",
Основные силы эскадры базировались в Порт-Артуре. Во Владивостоке оставался созданный в 1901 году Владивостокский отряд крейсеров в составе броненосных крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик», бронепалубного «Богатырь», вспомогательного крейсера «Лена» и десять номерных миноносцев: № 201, № 202, № 203, № 204, № 205, № 206, № 208, № 209, № 210, № 211.
Формально эти миноносцы входили не в состав 1-й ТОЭ, а относились к Сибирской флотилии, ряды которой они пополнили очень давно, задолго до формирования Эскадры Тихого океана (1-й ТОЭ).
В начале войны Сергей Тюлев короткое время - с 6 апреля по 25 мая 1904 года - служил судовым механиком на миноносце № 209, а затем был переведен на миноносец № 205 (бывший «Свеаборг»), на котором довелось ему служить до конца войны. Это был не самый современный из миноносцев во Владивостокском отряде крейсеров. Он относился к типу "Ревель", был изготовлен фирмой «Огюстен Норман» на верфи во французском Гавре, и вступил в строй в 1886 году. Это был крупный корабль водоизмещением 109 тонн ( так называемый "стотонник"), экипаж состоял из 2 офицеров и 19 матросов.
В 1894-1895 гг. два миноносца типа "Ревель" сменили свои названия на номера: №205 - "Свеаборг", и №206 - "Ревель"; в связи с осложнением военно-политической обстановки на Дальнем Востоке, оба миноносца, в составе отряда кораблей, направились сначала в Средиземное море, затем через Суэцкий канал и два океана прибыли на Дальний Восток. Корабли отличались хорошей мореходностью, они своим ходом перешли на Тихий океан, участвовали в антияпонском демарше соединенных русских средиземноморской и тихоокеанской эскадр в китайском порту Чифу в 1895 году; 21 мая 1895 года были зачислены в состав Сибирской флотилии и базировались вначале во Владивостоке, а в 1898 году, с приобретением по договору с Китаем от 15 марта 1898 г. в аренду Порт-Артура (с Ляодунским полуостровом) и превращением его в главную базу флота по настоянию начальника эскадры Ф. Б. Дубасова были переведены в Порт- Артур.
Вооружены они были в сравнении с миноносцами №№203 и 204 слабовато - только пара носовых неподвижных 381-мм минных аппаратов и две 37-миллиметровые пятиствольные скорострелки Гочкиса.
С началом войны с Японией, номерные миноносцы составили оборонительный отряд Владивостока, под командованием командира Владивостокского порта контр-адмирала Н.А. Гаупта, будучи первоначально объединенными в отряд миноносцев, под командованием капитана 1-го ранга Я.И. Подъяпольского. В марте 1904 года отряд был разделен на два отделения, и миноносцы с №№201 по 205 вошли в 1-е отделение (командир - капитан 2-го ранга гвардейского экипажа И.А. Виноградский), а с №206 по 211 во 2-е отделение.
Постоянных командиров на миноносцах из-за некомплекта офицеров даже накануне войны не было. Война заставила вспомнить о почти забытых номерных миноносцах и сделала их более известными, чем некоторые их новейшие собратья в Порт-Артуре.
К началу войны состав 205-го миноносца был следующим:" Командир - лейтенант А.Н. Пелль 1-й. Вахтенный начальник миноносца - лейтенант Я.М. Пышнов 2-й. Судовой механик - младший инженер-механик С.Ф. Тюлев 2-й" [1-й, 2-й после фамилии - это порядковый номер для однофамильцев, введенный по старшинству поступления на службу; иногда, в случае последовательного поступления на службу не просто однофамильцев, но родственников создавалась видимость, что это "порядковый номер по рождению" сына в семье по старшинству], 24 нижних чина,3 нижних чина сухопутного ведомства при пулеметах".
После того как в первые же дни войны в 1904 году русская эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в крейсеров с приданными ему миноносцами. На этот отряд, согласно плану войны была возложена задача с началом военных действий отвлекать в северную часть Японского моря неприятельские морские силы.
Поставленная задача могла быть достигнута либо угрозой морским сообщениям противника между Японскими островами и материком, на котором происходили операции сухопутных войск, либо реальной угрозой тыловым и торговым коммуникациям Японии.
Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный дальневосточный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника.
Историк Рафаил Мельников в своей книге "Первые русские миноносцы. Основоположники новой тактики" отмечал:
Составлявшие большое соединение из кораблей далеко не первой молодости миноносцы всю войну действовали с полным напряжением сил и ничем не запятнали чести Андреевского флага. По правильности понимания своего воинского долга, по настойчивости в его осуществлении, по смелости и самоотверженности экипажи этих кораблей могли бы быть причислены к гвардии флота.
Боевая деятельность русских миноносцев началась сразу же после нападения японцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года, когда уже через несколько часов после нападения миноносцы были посланы на розыск скрывшегося неприятеля, и завершилась 20 декабря 1905-го, когда оставшиеся в строю миноносцы Первой эскадры флота Тихого океана прорвали японскую блокаду и были интернированы в нейтральных портах.
Уже в первые дни войны крейсерам Владивостокского отряда удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с русскими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.
Первый боевой поход миноносцы Владивостокского порта совершили по инициативе командующего Владивостокским отрядом крейсеров контр-адмирала К.П. Иессена. Он, для разведки у портов по пути крейсерства, решил взять в поход миноносцы, которые должны были атаковать или вызвать в погоню за собой и навести на крейсера японские корабли, оказавшиеся в порту. Выбор контр-адмирала пал на два из них - № 205 и № 206.
Выход отряда, назначенный на 10 апреля 1904 года, сопровождался целым рядом мероприятий для сохранения его в тайне. Население Владивостока приучали к тому, что крейсеры поодиночке или попарно выходят на короткие сроки в море; в день окончательного выхода снялись с якоря все четыре крейсера. Миноносцы вышли из бухты Золотой Рог после ухода крейсеров, а среди личного состава кораблей были распространены сведения о том, что выход имеет целью "практику в эволюциях". Операцию, целью которой были –поход к корейскому берегу и бомбардировка Хакодате, возглавил сам контр–адмирал К.П. Иессен. Для полного правдоподобия этой версии крейсер «Рюрик» ненадолго вернулся в гавань.
Поход, как показал ход событий, едва не стал самым, может быть, драматическим эпизодом в той войне.
Простояв из-за тумана у мыса Скрыплева до 18 часов, отряд двинулся дальше, но через 3 часа снова попал в полосу густого тумана. Только с рассветом видимость несколько улучшилась, но и то ненадолго.
Судьба лишь двумя днями развела отправлявшиеся в Гензан оба главных соединения противников в Японском море. 10 апреля 1904 г. после двухдневной стоянки в Гензане командующий японской эскадрой Камимура вышел из порта, направляясь к Владивостоку для второй его бомбардировки или атаки русских кораблей. Обе эскадры (правда, японцы выдали себя радиопереговорами) разошлись в державшемся сильном тумане. Туман заставил Камимуру отказаться от дальнейшего движения к Владивостоку и повернуть обратно в Гензан.
Однако, как потом выяснилось, это сыграло и свою положительную роль, позволив русским кораблям избежать встречи с охотившейся за ними японской эскадрой. Утром 12 апреля незаметно подойдя к корейскому порту Рентам и не встретив никакою сопротивления, оба миноносца прошли на рейд, где обнаружили японский пароход «Gojo Maru» водоизмещением около 600 тонн и парусную шхуну. На пароход были отправлены две двойки – с подрывной партией и вооружёнными людьми. Из–за шокового состояния японцев и корейцев с «Gojo Maru» попытки поговорить с ними при помощи студентов–переводчиков не увенчались успехом. Экипажу было приказано сойти на берег, вся корреспонденция была конфискована. Потопления парохода «Gojo Maru» взрывом подрывного патрона сразу не случилось, так как оборвались проводники, тогда миноносец № 206 утопил его торпедой. Больше ни одного выстрела ни с той ни с другой стороны не последовало, и около 14 часов миноносцы возвратились к поджидавшим их крейсерам.
12 апреля Контр-адмирал Иессен отправил два миноносца под командованием лейтенантов Александра Пеля и Дмитрия Максимова. Миноносцы, пройдя в глубь Гензанской бухты нашли там японский пароход «Гойемару» и приказали командам съехать на берег. Командир миноносца №206 Максимов пустил судно миной ко дну. Затем миноносцы вернулись к эскадре», – так описывал атаку миноносца в третьем походе в «Иллюстрированной летописи Русско-японской войны» русский журналист Федор Булгаков.
Крейсера отряда в тот же день уничтожили две японские шхуны: «Кинсю-Мару» и «Хагинура-Мару».
За этот поход корабли и миноносцы прошли 1160 миль — больше, чем в пору их молодости удавалось наплавать на Балтике в течение целой кампании.
Дальнейшие боевые операции, в которых участвовал миноносец №205, на котором проходил службу Сергей Тюлев, в русско-японскую войну :
- 3 июня 1904 года миноносцы №203, №205 и №206 у берегов острова Хоккайдо уничтожили шхуны «Хайцэ-Мару» и «Орангута-Мару»;
- 4 июня 1904 года миноносцы №203, №205 и №206 у берегов острова Хоккайдо захватили шхуну «Хакацу-Мару» .Этот поход, показавший японскому командованию, что его морские сообщения находятся под ударом, несколько задержал наступление японских сухопутных войск в Манчжурии;
- 17 июня 1904 года миноносцы №201, №202, №203, №204, №205, №206, №210, №211 в Гензане уничтожили шхуну «Сейхо-Мару» и пароход «Коун-Мару»; миноносец №204 погиб в результате навигационной аварии.
В память о боевых операциях, в которых они принимали участие, офицеры миноносцев №203, №205 и №206 заказали набор памятных серебряных стопок со своими автографами. По верхнему ободку стопки идет надпись церковнославянским шрифтом "Гензан 10- 13 апреля. Гензан 2-8 июня. Гензан 15- 19 июня ", а на поверхности стопок "1-я группа Владивостокских миноносцев 1904" и выгравированные подписи участников боевого похода: Пелль, С.Тюлев, Крутиков, Максимов, Чавчавадзе, Толстопятов, Величковский.
Всю войну Владивостокский отряд крейсеров действовал на коммуникациях противника между Японией и Корейским полуостровом, уничтожая транспорты с войсками и военными грузами, каботажные суда и береговые сооружения в северной части Японского моря, с целью нанесения наибольшего вреда морским сообщениям Японии с Кореей и торговому флоту.
Героизм повседневного выполнения долга экипажами этих крошечных кораблей с их изношенными механизмами и хрупкими корпусами сумели оценить лишь офицеры-подводники появившихся к лету во Владивостоке первых подводных лодок.
С откровенно горьким чувством лейтенант Михаил Тьедер, автор вышедшей в Москве в 1909 г. под псевдонимом Эмте книги "На подводной лодке", писал об этом непроходимо косном портовом начальстве. Один из таких адмиралов, явившись на миноносцы, только что завершившие тяжелый штормовой поход, по старой адмиральской привычке начал чистотой своих перчаток проверять ухоженность машинного отделения.
Результатом визита вместо благодарности за подвиг похода явился погромный приказ с объявлением сурового порицания механику миноносца за следы масла, обнаруженные адмиралом на деталях машин. К счастью, командиры миноносцев умели не давать в обиду своих людей.
Капитан 2 ранга барон Ф. В. Раден в одном из своих донесений — писал, что очередной поход был "крайне тяжелым для миноносцев, и если они пришли во Владивосток с незначительными дефектами, то вновь отношу это к прекрасному составу механиков и машинных команд во главе с механиком С.М.Петровым (в 1900–1902 гг. плавал на крейсере "Забияка", с 1903 г. заведовал механизмами мин и миноносок Сибирского флотского экипажа), а также и заботливости командиров и офицеров".
С 1 января 1905 года Сергей Тюлев - поручик Корпуса инженеров-механиков; с 14 марта 1905 года он был переведён в Сибирский флотский экипаж, и продолжал участвовать в миноносных рейдах:
- 25 апреля 1905 года миноносцы №201, №203, №205, №206 у берегов острова Хоккайдо у мыса Моцута уничтожили шхуну «Явата-Мару №3» и в тот же день задержали и в качестве приза отправили во Владивосток шхуну «Дайдзин-Мару».
- 11 августа1905 года миноносцы № 202 и 205 захватили шхуну "Изуми-Мару". Она была конфискована решением Владивостокского призового суда.
Япония была встревожена рейдами российских крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».
Инженер-механик С. Ф. Тюлев "за отличную распорядительность и мужество, проявленные при набеге к берегам Северной Японии с 2-го по 8-е июня и уничтожение шхун" 16 июня 1904 года был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, а в 1905 году - орденом Св.Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (надпись "присовокупляется за военные подвиги", как сказано в статуте ордена).
Осенью 1905 года Сергей Тюлев был "уволен в трехмесячный отпуск с сохранением содержания, в виду исключительно сложившихся семейных обстоятельств (с 27 сентября1905 года)". По окончании отпуска он был переведён в Балтийский флот и с 30 января 1906 года зачислен в 16-й флотский экипаж, дислоцировавшийся в Кронштадте. Что за "обстоятельства" привели к переводу, доподлинно неизвестно, но рискну предположить, что это могла быть свадьба.
Семья Тюлевых породнилась с семьями флотских офицеров: Булычевых, Катковых, Брандт, Федоровых. Их потомки погибли во время блокады Ленинграда во время 2-й Мировой войны. Осталась только веточка С.Ф.Тюлева. Его правнучка, Наталья Перфильевна Шестакова, поведала мне уникальную информацию о своем прадеде, касающуюся его жизни в период революции и 20- 30-х годов. Трагическая, полная лишений, потерь, но достойно прожитая после революции 1917-го и гражданской войны жизнь Марии Тюлевой описана в "Житие Марии - дочери адмиральской ( быль, боль российская)
В 10-е годы у молодой пары все складывается хорошо, Сергей служит на миноносцах, имеет заслуженную репутацию незаменимого на судне механика. И в семье у Тюлевых все ладится, рождаются и растут дети: 7 ноября 1906 года появилась на свет дочь Нина, 27 июня 1908-го сын Сергей, 25 октября 1910-го ещё одна дочь -Татьяна.(РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 4284. Л. 4 об., 10 об.).
Но началась 1-я Мировая война, и закончилась спокойная жизнь большого семейства. Старший брат Сергея, Александр, воюет в кавалерии.
Еще за год до войны назначен Сергей Федорович ученым мастером в Машинной школе Кронштадта, а с 1914 года там же стал заведовать учебными мастерскими. Война шла на суше и на море, флот нес потери. Надо было кому-то новых специалистов обучать взамен выбывших из строя. В Машинной школе готовили технических специалистов для работы в машинных отделениях кораблей. Это был целый комплекс зданий — с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. Одно из помещений — одноэтажный корпус с громадным полукруглым окном — даже представляло собою — в подлинном виде — кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь все было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть. Так молодые новобранцы, получив необходимую теоретическую подготовку, овладевали своей профессией практически.
Воспитанники Машинной школы много читали, и не только техническую литературу, но и нелегальную, а посему многие из них отличались свирепой политичностью и неуемной активностью. 25 октября (7 ноября) 1917 года, в составе кронштадтского сводного отряда, отправился в Петроград и более чем полуторатысячный отряд матросов Машинной школы Балтийского флота. Именно они первыми и ворвались в Зимний дворец и арестовали Временное правительство.
Новый, предреволюционный 1916 год, начался для Тюлевых с потери: 10 января ушел из жизни 72-летний вдовец Фёдор Александрович. Верная супруга его, Анастасия Семеновна, покинула этот мир пятью годами раньше, будучи ещё не старой женщиной пятидесяти шести лет, - её сгубил туберкулез. Не застали их ужасы революции и Гражданской войны, лишения 20-х и террор 30-х годов.
Старший сын Тюлевых, брат Сергея, сорокалетний оставной подполковник инженер-механик Павел Федорович, пережил отца всего на четыре месяца, и скончался 22 мая 1916 года от кровоизлияния в мозг. Похоронили его там же, где и мать - на Кронштадтском военно-морском кладбище.
Лучиком света стало рождение 18 июня 1916 года младшенького сына, Александра. Но все тревожнее в стране, все хуже на фронте. Растёт усталость от бессмысленной бойни за непонятные для народа цели. Не нравятся Сергею порядки на флоте. Офицеры заносчивы, матросов за людей не считают. Понимал он, что не зря в стране народные волнения ширятся. Недаром в его «Общей характеристике и мнении о пригодности к службе» записано: «Нельзя не отметить тех добрых отношений, которые существуют у него с подчиненными нижними чинами». Именно поэтому во время кровавых событий в Кронштадте после Февральской революции, когда в дом Тюлевых за Сергеем пришли матросы, на взволнованный вопрос Марии они ответили: «Не волнуйтесь, барыня, мы его спрятать хотим» В тот день был растерзан матросами Герой русско-японской войны адмирал Н. Р. Вирен, погибли контр-адмирал А.Г. Бутаков и еще 35 офицеров.
Последним радостным событием в семье в том году была женитьба младшего брата, Федора: 4 сентября 1916 года. в церкви Офицерской стрелковой школы Петербурга состоялось венчание содержателя провиантских магазинов Кронштадского порта титулярного советника Федора Федоровича Тюлева и дочери отставного писаря кронштадтской городской полиции девицы Егоровой Александры Георгиевны. Жениху было 30 лет, и у него это был второй брак, невеста, на год моложе, выходила замуж впервые. Воспреемниками по жениху, как мы сказали бы сейчас, были родные: брат невесты, прапорщик Кронштадтской крепостной телеграфной роты Владимир Георгиевич Егоров и брат жениха инженер-механик капитан 2 ранга Сергей Федорович Тюлев.
В ноябре 1917 года Совет Народных Комиссаров подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших советскую власть. Сергей Тюлев решил, что служить будет, но не правителям, а России. Уже 22 ноября 1917-го был переведен Сергей Федорович во флотилию Северного Ледовитого океана инженер-механиком Кольской базы. Собрали Тюлевы самое необходимое и поехали на Север всей семей. Опасно было оставлять жену с четырьмя детьми, младшему из которых только годик исполнися, без мужнего плеча и защиты...
4 декабря 1917г. в Мурманске I Делегатский съезд флотилии принял решение о передаче власти в крае Советам. В разгар этих событий и прибыли Тюлевы из Кронштадта на Мурман.
Смена власти мало изменила жизнь населения Мурманского края. Страна воюет, завоз хлеба на север стал сокращаться. Лишения усиливали противостояние, между теми, кто принял перемены, и теми, кто надеялся на возврат старых порядков. Сложно морякам флотилии Северного Ледовитого Океана крутиться в этом политическом водовороте. В Мурманске и Архангельске стоят корабли союзников, это многим внушает надежды на перемены. Потому-то и пробираются тайно на Север уволенные после 17-го года офицеры с Балтики.
Однажды холодной ночью кто-то постучал Тюлевым в окно: - «Кто там?». «Не зажигай свет, Мария». Открыли дверь. Весь в снегу стоит на пороге сын старшей Машиной сестры Варвары Сергей Катков. Сбросил шинель, блеснули погоны – белый офицер. – «Я Сергей Федорович за тобой пришел, спасать тебя. Скоро конец Советам, мы в город войдем. Тебя, как изменника, белые повесят». Что делать, как быть Сергею. Не изменник он, а русский инженер, России служит. А Катков уговаривает: «Ты же дворянин потомственный, о жене, о детях подумай». Всю ночь проговорили, а ближе к утру увел Катков Сергея Федоровича.Так стал служить Сергей Тюлев в белых войсках Северного фронта.
В феврале 1918 г., воспользовавшись срывом мирных переговоров в Бресте, германские войска развернули наступление на всех фронтах. Союзники, опасаясь за судьбу складов с оружием, которое они завезли на базы Мурманска и Архангельска, предложили помощь Советской России в отражении германского наступления. Зам. председателя Мурманского совета А. М. Юрьев 1 марта запрашивал Совнарком: “В каких формах может быть приемлема помощь живой и материальной силой от дружественных нам держав?” В тот же день он получил ответ от Троцкого: “Вы обязаны принять всякое содействие союзных миссий”. 2 марта мурманские власти вступили в переговоры с представителями западных держав. В итоге сторонами было принято соглашение о совместных действиях по обороне Мурмана. 9 марта был высажен первый десант бывших российских союзников на Мурманском побережье. Расширение иностранного воинского контингента и накопившиеся в регионе экономические и политические проблемы, привели к тому, что Мурманский край 30 июня 1918г. принял решение о разрыве отношений с Москвой.
По данным, представленным в книге С. В. Волкова «Офицеры флота и Морского ведомства: Опыт мартирлога» (М., 2004), находился Тюлев Сергей Федорович в белых войсках Северного фронта, и к 28 ноября 1918 г. оказался в Архангельском военном порту.
В Архангельске, как и во всей губернии, к середине 1918г. была установлена власть большевистских Советов, которые, как и в других городах России, начали проводить красный террор против тех, кто сопротивлялся диктатуры пролетариата, и проводить политику военного коммунизма. Сопротивление нарастало, и, когда 1 августа 1918г. в Архангельске появились корабли с английским, американскими, французскими солдатами и офицерами, городское правительство воспользовалось этим. 2 августа 1918 года в Архангельске произошел переворот. Было сформировано «временное правительство» и образована антибольшевистская Северная область с центром в Архангельске, в состав которой вошел и Мурман. В январе 1919 г. в Архангельск прибыл генерал Миллер и стал генерал-губернатором Северной области.
К этому времени Сергей Тюлев уже перевез семью в Архангельск.
. . В августе 1919года, когда Колчак оказался загнан в угол и объединение фронтов уже невозможно, британское правительство посчитало существование Северного фронта бесперспективным. Союзники приняли решение о выводе своих войск. Британцы вывешивали объявления об отправке каждого своего парохода, призывая всех желающих поторопиться с отъездом. Генерал Миллер отклонил предложение англичан об эвакуации русских войск. Он решил продолжать борьбу против большевиков, оказывая посильную помощь другим белым фронтам. Большинство офицеров понимало, что после эвакуации англичан местная власть, опираясь только на собственные силы, не продержится. Но русский штаб Миллера запретил мужчинам призывного возраста покидать Северную область. Нарастало беспокойство офицеров о судьбах их жен и детей. Как уберечь семьи от неминуемой расправы и гражданской войны? Повезло Сергею, договорился он об отправке семьи из Архангельска пароходом. Сам проводить жену с детьми не смог, поэтому послал с вестовым записку, которую Мария до смерти хранила, детям и внукам завещала:
- «Дорогая Маруся и ребята. Завтра мне нельзя прийти к вам. Пропуск, имеемый у меня, годен только на сегодня. Берегите друг друга. Благословляю и целую, ваш папочка. Тяжело Маруся, но я рад, что вы устроились на пароходе хорошо. Это придает мне силы. Благословляю и целую. Все мои думы всегда находятся с вами. Ой, тяжело не могу больше! Простите Христос и ты Марусенька. Береги ребят, целую и благословляю тебя, твой Сережа».
Красные рвались к Архангельску. И вдруг 18 февраля 1920 года войска белых на главных направлениях оставили свои позиции. Наконец-то был издан приказ об эвакуации. Ледокол «Козьма Минин», отозванный радиограммой с полпути в Мурманск, пришел прямо в Архангельск. Поскольку его команда, была ненадежна, после швартовки на ледокол поднялась группа морских офицеров, заняв все машинные отделения и кочегарки. На ледокол «Козьма Минин» и военную яхту «Ярославна» погрузились: штаб главнокомандующего, судебные ведомства, лазареты, датские добровольцы, отдельные команды солдат и офицеров, члены семей. Погрузка на корабли шла всю ночь на 19 февраля 1920 года. Среди уходивших оказался и флагманский инженер-механик Речной флотилии капитан второго ранга Тюлев Сергей Федорович. Перегруженное до крайности судно, преодолев ледяные торосы, ушло от нескольких погонь, высланных красными, и 26 февраля 1920г. вместе с встреченным пароходом «Ломоносов», уносившим из захваченного Мурманска остатки добровольцев, вошло в норвежский порт Тромсе.
Так началась для русского офицера Сергея Федоровича Тюлева
жизнь эмигранта, изгнанника, вдали от любимой жены, детей и Родины, с которыми ему никогда больше не доведется встретиться...
К маю 1920 Сергей Федорович оказался в Югославии, оттуда перебрался во Францию, с 1928 года осел в Лионе. К этому времени в Советской России после ужасов гражданской войны случилась короткая передышка перед грядущим Большим террором - НЭП. Потихоньку начали восстанавливаться связи между семьями, которые разметало по разным странам лихолетье двух войн и революций.
В дом Марии, которая к этому времени вернулась в Ленинград после долгих мытарств, пришла радость: письмо от мужа из Франции получила. Жив родной! Но и ему не сладко живется. Устроился он в Лионе. Классный инженер–механик работал в ресторане, мыл посуду. Стал по мере возможностей в Россию семье посылки посылать. Но денег хватало только на макароны и пересылку. Позже кто-то из близких вспоминал: «Сергей присылал из Франции макароны, а Мария варила их в слезах». Не долго длилась переписка, прервал ее «железный занавес». О дальнейшей судьбе Сергея Федоровича Тюлева не суждено было узнать его жене и детям.
В 1924-1930 годах Сергей Тюлев был членом Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже. Общество возникло в 1924 году и Сергей был в числе его первых членов. По своему характеру Общество было профессиональным и, согласно Уставу, преследовало «цели сближения, взаимопомощи, защиты своих интересов и всемерное стремление не отставать как от своей специальности, так и вообще быть в курсе новейших достижений морской техники».
Дожил Сергей Федорович до шестидесяти лет и умер 19 июня 1939 года в Виллербэнне, городе рядом с Лионом (регион Овернь — Рона — Альпы, Франция). Сообщение о смерти русского офицера флота было опубликовано в парижской русскоязычной газете "Последние новости " № 6668 от 30 июня1939 года.
Так закончилась жизнь потомственного русского офицера в четвертом поколении, чья семья верой и правдой на протяжении ста лет служила Отчизне. Не его вина, что в какой-то страшный момент своей истории родина вдруг стала крушить и уничтожать своих сыновей, погнавшись за миражом построения утопического бесклассового рая на земле.
..........
Вместо послесловия:
чем больше погружаюсь я в истории жизни наших соотечественников, тем более меня поражает одна вещь. Никто в семье Тюлевых не имел поместий, земель, никогда не владел крепостными. Это были служилые люди, честно и беспорочно всю свою жизнь несшие тяжёлую службу, никого не угнетавшие и не отнимавшие кусок хлеба. Как и многие тысячи врачей, учителей, инженеров, телеграфистов, лесничих, служащих различных ведомств, без ежедневной работы которых была невозможна жизнь в стране. Как получилось, что безумные идеи о построении коммунизма, которые распространяли люди с происхождением дворянским, купеческим, но уж никак не пролетарским, ни дня не работавшие, занимавшиеся исключительно "борьбой с произволом", помутили разум всей огромной стране? Подняли в людях самые низменные чувства? Заставили поверить, что структура общества, неимоверно сложная, сводится всего к двум классам - эксплуататорам и эксплуатируемым, и, если первых физически уничтожить, а то, чем они владели, отнять и поделить, о сразу же наступит эра всеобщего равенства, братства и свободы?..
Дорого заплатила наша страна за эти горячечные фантазмы...
©Марина Мозжерова
2024.
Если вам понравился материал, ставьте лайк!
Источники
Житие Марии – дочери адмиральской.
- Челомбитко А. Н. Офицеры флота, Корпусов, Гражданские и Медицинские чины, Судовые священники Морского ведомства - участники Русско-японской войны 1904-1905 г.г.. - 3-е изд., перераб. и доп. - Барнаул, 2022. - 590 с.: илл.
- Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. - М.: Воениздат МВС СССР, 1948. Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н.В.Новикова. Составители: В.А.Дивин, В.Г.Егоров, Н.Н.Землин, В.М.Ковальчук, Н.С.Кровяков, Н.П.Мазунин, Н.В.Новиков. К.И.Никульченков,. И.В.Носов, А.К.Селяничев.
- Рафаил Мельников. Первые русские миноносцы. Основоположники новой тактики. https://military.wikireading.ru/26297
- Быков П. Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия на море— М.: Изд-во Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica 2003.
- Иллюстрированная летопись Русско-Японской войны : издание редакции "Нового журнала литературы, искусства и науки". - 1905. - Типография А. С. Суворина, Вып. X. https://elib.tomsk.ru/purl/1-6647/
- РГАВМФ. Фонд 406, Опись 9, Ед.Хр.4284Т.
- ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 1851 кадр 41
- ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 1851
- ЦГИА СПБ Ф.19. Оп.128. Д.1269 кадр 216
- ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.127. Д.3277 кадр 204