Найти тему

Жизнь и корабли инженер-механика Фёдора Александровича Тюлева: "Алмаз", " Витязь" и "Аврора"

Как я писала в предыдущих статьях, мои поиски Натальи де Роберти вывели меня на родственника (оба женаты были на сестра Фащевских) и сослуживца её отца, Леона де Роберти, - кавалерийского ротмистра Александра Федоровича Тюлева.

Тюлевы - фамилия не брянская и не карачевская, в адрес-календарях Орловской губернии, в местных историографических источниках людей с такой фамилией не было. Где их искать?

Помог случай. На одном из генеалогических сайтов я нашла такое сообщение:

"Мои предки жили и служили в 19- начале 20 века в Кронштадте по Морскому ведомству - Тюлевы, Булычевы, Катковы, Брандт, Федоровы. Их потомки погибли в Блокаду. Осталась веточка прадеда моего С.Ф.Тюлева."

И подпись: Шестакова Наталия Перфильевна.

Я связалась с Натальей Перфильевной, и благодаря ей удалось проследить историю нескольких поколений этой интереснейшей семьи, мужчины которой посвятили жизни свои морской службе.

В Российском военно-морском флоте офицеры служили часто на протяжении нескольких поколений. Были семьи, где единственно возможной профессией для мужчин стала морская служба, и при наборе в Морской корпус предпочтение отдавалось сыновьям и внукам морских офицеров. К 1917 году насчитывалось около 200 морских династий, не менее 5 представителей которых потомственно служили как на боевых кораблях, так и в береговой учреждениях флота. К одной из таких династий принадлежал и род Тюлевых, ведущий свое происхождение от мореходов-поморов Архангельского края.

Островок Аникиев, что в Баренцевом море, до наших дней хранит наскальную плиту с надписями, которые оставили иностранные и русские мореплаватели, посещавшие столетия назад гавани Мурмана и Рыбачьего. Среди прочих имен, вырезанных в сланце, можно прочесть имена поморских мореходов, в том числе и шкипера Тюлева. Не случайно шкипер Тюлев оказался в этих местах: в Пинежском крае на берегу реки Пинеги уже 877 лет стоит деревня Кеврола, упоминаемая в летописях аж с 1137 года, которая состоит из множества околков, названных по прозвищам населяющих их родов. В одном из околков - Тюлево-Зуево и по сей день большинство жителей носит фамилиюТюлевы.

Аникиева плита" – сланцевая плита на острове Большой Аникиев, на которой выбиты более 150 надписей европейских и русских мореходов из Голландии, Германии, Скандинавских стран, а также Русского Поморья – Онеги, Кеми, Архангельска, сделанных в период с 1510 года по середину XX века. Фото из открытых источников.
Аникиева плита" – сланцевая плита на острове Большой Аникиев, на которой выбиты более 150 надписей европейских и русских мореходов из Голландии, Германии, Скандинавских стран, а также Русского Поморья – Онеги, Кеми, Архангельска, сделанных в период с 1510 года по середину XX века. Фото из открытых источников.

Наталья Перфильевна сообщила, что ее семье известны предки, начиная с Федора Александровича Тюлева. Про его отца, Александра, известно лишь то, что он был прапорщиком.

Мне удалось обнаружить, помимо Ивана Александровича Тюлева, данные ещё двух братьев - Петра и Андрея. Два последних чётко атрибутируются - при венчании Федора Тюлева, их брата, в метрической книге Кронштадской Морской Богоявления Господня церкви значатся "поручители по жениху: 89 пехотного Беломорского полка подпоручик Андрей Александров Тюлев и прапорщик Пётр Александров Тюлев".

Как видим, три брата Тюлевых служили вместе в 89-й Беломорском пехотном полку. Основание этого полка восходит к временам Петра Великого, по распоряжению которого комплектовались морские команды для портовой и корабельной службы. Через сто лет, 29 апреля 1803 г.император Александр I повелел сформировать из морских батальонов Балтийского флота три морских полка. Позже, 25 марта 1864 года, из бывших четвертых резервных батальонов этих морских полков были созданы: Беломорский и Печорский полки (от 3-го морского полка), а Онежский и Вятский — от 4-го морского полка). Эти полки были прообразом созданной позднее морской пехоты. Они вошли в состав 23-й пехотной дивизии, с 1865 года стоявшей в Финляндии. В Гельсингфорсе ( современном Хельсинки), в Абосских казармах, квартировали штаб 23-й дивизии с двумя батальонами Беломорского полка. Дивизия находилась в Финляндии 18 лет, и только в 1883 году ее перевели в Ревель. 

Из четырех сыновей прапорщика Александра Тюлева, вероятно, самым старшим был Федор Александрович, родившийся 15 мая 1844 года в Санкт-Петербурге.

Андрей Александрович Тюлев появился на свет в 1852 году, умер 18 июля 1882 года. Его могила на Больше-Охтинском кладбище Санкт-Петербурга сохранилась до наших дней.

Надгробная плита на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга на могиле А.А.Тюлева, скончавшегося 18 июля 1882 года на 31-году жизни. Фото: https://vk.com/wall152411658_5649
Надгробная плита на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга на могиле А.А.Тюлева, скончавшегося 18 июля 1882 года на 31-году жизни. Фото: https://vk.com/wall152411658_5649

Иван Александрович Тюлев родился 6 июня 1856 года, в службу в 89 Беломорский полк вступил 25 августа 1873 года (17 лет). Умер он 3 октября 1817г., похоронен в Ревеле ( Таллин).

Даты жизни Петра Тюлева неизвестны. Можно уверенно утверждать, что он был моложе Андрея, но старше Ивана, так как в начале января 1975 году, во время свадьбы Петра его чин - прапорщик, - ниже, чем у 23-летнего брата Андрея, который к этому времени уже подпоручик; а 17-летний Иван в это же время еще только учится в Гельсингфорском пехотном юнкерском училище. За два года до этого, 25 августа 1873 года, он, 16-летний подросток, был зачисленмунтер-офицером вольноопределяющимся 2-го разряда в 89-м пехотный Беломорский полк.

Появилась юнкерская школа в Гельсингфорсе в 60-х годах XIX века для подготовки в основном вольноопределяющихся финской и шведской национальностей, но там же обучались и дети русских офицеров и чиновников, служивших в Финляндии. Юнкерские школы и училища призваны были массово подготовить достаточное число строевых офицеров для стремительно разраставшейся армии, которая переводилась на новую систему комплектования - вместо многолетней службы сравнительно немногочисленных рекрутов армии всех ведущих государств Европы переходили на комплектование по призыву, со службой максимально возможного числа представителей каждого года рождения в течение ограниченного времени. Училище помещалось на окраине города, близ северной гавани (Norra-hamn), в одноэтажных деревянных зданиях. Судя по тому, что все три сына служили в одном полку, располагавшемся в Гельсингфорсе, вероятнее всего, что семья Тюлевых с 60-х годов проживала в Финляндии.

Но вернёмся на 13 лет назад, в 1862 год, когда 18-летний Федор Тюлев окончил Морское Инженерное Училище. Это учебное заведение (первое в мире подобного профиля!) было создано по приказу Павла I в 1798 году в Петербурге и первоначально называлось Училищем корабельной архитектуры. Затем, в 1844 году оно было преобразовано в Морское Инженерное училище, Корпус инженер-механиков был образован в 1854 году (ранее, с начала постройки паровых судов, управление машинами возлагалось на вольнонаемных механиков или на офицеров Корпуса корабельных инженеров).

В 1856 году училище стало готовить корабельных инженеров, инженеров-механиков и морских артиллеристов и с 6(28) апреля 1856 года называться Инженерно-артиллерийским училищем Морского ведомства.

Морское Инженерное училище в Кронштадте. Располагалось здании Итальянского дворца Меньшикова.
Морское Инженерное училище в Кронштадте. Располагалось здании Итальянского дворца Меньшикова.

Федор Тюлев начал службу на корабле нового типа - пароходофрегате «Храбрый». Такие корабли имели, кроме полного фрегатского парусного вооружения еще и поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя. Это были гибриды, как сказали бы сейчас, появившиеся в период технической революции на флоте. Уже в 1854 г. выяснилось, что боевое значение всех парусных кораблей стало равно нулю, и после Крымской войны началась замена парусных кораблей на паровые суда и перевооружение флота.

Броненосный фрегат " Князь Пожарский" и пароходофрегат "Храбрый " в Генуе". Художник А.П. Алексеев, 1880-е гг.
Броненосный фрегат " Князь Пожарский" и пароходофрегат "Храбрый " в Генуе". Художник А.П. Алексеев, 1880-е гг.

В самом начале службы Тюлеву, по всей видимости, довелось участвовать в спасательной операции колесного пароходофрегата «Гремящий». Этот корабль, бывший, фактически, императорской яхтой, 16 сентября 1862 года вышел на помощь терпящему бедствие американскому барку.

«16-го сентября 1862 г. в ½ 9-го часа пополудни пароход «Гремящий» под командою капитана 1-го ранга Аболешева снялся с якоря при тихом SW-е, с большого Кронштадтского рейда и отправился к Кальбоденгрундскому маяку, для подания помощи американскому купеческому судну с грузом тик, часть которого принадлежала морскому ведомству.

Такая запись появилась в судовом журнале корабля. Но что-то пошло не так, и в результате штурманской ошибки «Гремящий» в 4:30 пополуночи 17 сентября на полном ходу вылетел на плоскую подводную скалу у острова Малый Соммерс. При аварии корабль не получил значительных повреждений и мог быть снят с мели. На выручку ему были отправлены пароходофрегаты «Смелый», «Храбрый» и «Владимир».

Сама спасательная операция проводилась с 19 до ночи с 20 на 21 сентября. Но в результате неправильных действий командира киль пароходофрегата переломило, и 3 часа дня 21 сентября корабль погрузился на дно, где и находится в прекрасной сохранности по сей день.

Вид пароходофрегата «Гремящий» на камнях острова Соммерс. Фото из «Реестра кораблей и других объектов подводного наследия РФ»
Вид пароходофрегата «Гремящий» на камнях острова Соммерс. Фото из «Реестра кораблей и других объектов подводного наследия РФ»

С 18 апреля 1863 года Ф. А. Тюлев продолжил службу на клипере "Алмаз" под командованием капитан-лейтенанта Зеленаго. На этом же судне в это время служил гардемарин Николай Римский-Корсаков, будущий великий композитор.

На палубе клипера "Алмаз". Гардемарин Н. Римский-Корсаков  во втором ряду справа. Имена остальных офицеров до настоящего времени не установлены. Один из них , может быть, Ф. Тюлев.
На палубе клипера "Алмаз". Гардемарин Н. Римский-Корсаков во втором ряду справа. Имена остальных офицеров до настоящего времени не установлены. Один из них , может быть, Ф. Тюлев.

В июле 1863 года клипер «Алмаз» получает приказ: в составе только что сформированной эскадры под управлением контр-адмирала С. С. Лесовского отправиться в в заграничный поход к атлантическому побережью США.

Причиной похода послужили события гражданской войны в Северной Америке между Союзом («Севером») и Конфедерацией («Югом»), бушевавшей с 12 апреля 1861 года по 26 мая 1865 года в США. Европейские страны не могли не участвовать в этой войне. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту северян, возглавляемых правительством Авраама Линкольна.

Это резко обострило отношения трех европейских стран. Англичане и французы не скрывали готовящуюся интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты "Александр Невский"(флагманский корабль), "Пересвет" и "Ослябя", корветы "Варяг" и "Витязь", клипер "Алмаз". 

Для клипера это путешествие окажется очень долгим. На пути из Кронштадта в Нью-Йорк клипер «Алмаз» пристанет к берегу только один раз – в немецком городе Киль. А дальше 67 дней тяжелого пути в открытом море.

29 сентября 1863 года клипер «Алмаз» прибыл в Нью-Йорк и бросил якорь в устье реки Гудзон.

Обложка американского журнала, посвящённая прибытию русских кораблей. 1863 г. Заголовки американских газет того времени были восторженными: «Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Восторженная народная демонстрация», «Русский крест сплетает свои складки с звёздами и полосами». Фото из коллекции Российского фонда культуры
Обложка американского журнала, посвящённая прибытию русских кораблей. 1863 г. Заголовки американских газет того времени были восторженными: «Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Восторженная народная демонстрация», «Русский крест сплетает свои складки с звёздами и полосами». Фото из коллекции Российского фонда культуры

С  борта клипера "Алмаз" гардемарин Римский-Корсаков пишет своим родным в Россию:

"Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке".

Популярность русских моряков была столь велика, что это сказалось даже на женской моде. Как писали газеты, для многих нью-йоркских модниц непременной принадлежностью туалета стали пуговицы сюртуков, кокарды, гардемаринские якоря и аксельбанты. Последние – как деталь бального наряда.

Во всех городах, где появлялись моряки, вывешивались русские и американские флаги, устраивались парады войск, торжественные встречи. В Нью-Йорке состоялся фортепианный концерт на вечере русской музыки, там солировал 19-летний гардемарин Николай Римский-Корсаков.

Встречу офицеров эскадры адмирала Лесовского с американцами. Фотография не подписана. Лишь её последняя владелица Елена Вилькен написала на обороте, что карточка принадлежала капитану 1 ранга П.В. Вилькену, дед которого О.В. Вилькен, будущий адмирал, – второй слева во втором ряду стоящих. В центре за столом сидит контр-адмирал С.С. Лесовский. Второй слева в первом ряду стоящих – гардемарин с клипера «Алмаз» Н.А. Римский-Корсаков.
Встречу офицеров эскадры адмирала Лесовского с американцами. Фотография не подписана. Лишь её последняя владелица Елена Вилькен написала на обороте, что карточка принадлежала капитану 1 ранга П.В. Вилькену, дед которого О.В. Вилькен, будущий адмирал, – второй слева во втором ряду стоящих. В центре за столом сидит контр-адмирал С.С. Лесовский. Второй слева в первом ряду стоящих – гардемарин с клипера «Алмаз» Н.А. Римский-Корсаков.

К лету 1864 года авторитет и позиции правительства Линкольна укрепились до такой степени, что возможность интервенции Англии и Франции отпала напрочь. Русское правительство приняло решение отозвать эскадры из Северной Америки.

Канцлер Российской империи князь А. М.Горчаков сказальпослу США в Петербурге:

«Ваша страна ещё только появилась на свет, когда русские стали у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во время первого президента Вашингтона. Нам не нужны Северные и Южные штаты – нас устроят только Соединённые Штаты Америки!».

По его оценке «операция наших морских сил в Северной Америке в поли­тическом смысле оказалась удачной, а в исполнении – отличной».

На этой грандиозной фотографии, искусно составленной из двух частей, запечатлены команды кораблей эскадры контр-адмирала Лесовского. На пе­реднем плане можно различить самого С.С. Лесовского, О.К. Кремера, А.П. Зелёного. Но в каком месте происходила эта встреча? Моряки эскадры помимо Нью-Йорка побывали в Балтиморе, Аннаполи­се и Вашингтоне, где были приняты президентом Авраамом Линкольном. Среди офицеров на этом фото есть и Федор Александрович Тюлев.
На этой грандиозной фотографии, искусно составленной из двух частей, запечатлены команды кораблей эскадры контр-адмирала Лесовского. На пе­реднем плане можно различить самого С.С. Лесовского, О.К. Кремера, А.П. Зелёного. Но в каком месте происходила эта встреча? Моряки эскадры помимо Нью-Йорка побывали в Балтиморе, Аннаполи­се и Вашингтоне, где были приняты президентом Авраамом Линкольном. Среди офицеров на этом фото есть и Федор Александрович Тюлев.

Плавание «Алмаза» в составе эскадры адмирала Лисовского длилось 2 года и 8 месяцев. 21 мая 1865 года клипер прибыл в Кронштадт.

С 1867 по 1874 год Фёдор Александрович  служил старшим механиком на корвете "Витязь". Этот корабль из эскадры контр-адмирала С.С. Лесовского также, как и "Алмаз", участвовал в экспедиции в Северную Америку.

В эти годы корабль нес службу в водах Средиземного моря. В ноябре 1867 года на фрегате «Александр Невский» и корвете «Витязь», стоявших в главном греческом порту Пирей, был публично прочитан высочайший манифест о бракосочетании великой княжны Ольги Константиновны Романовой и греческого короля Георга I.

Корвет в составе группы российских кораблей оказал поддержку восставшим против турецкого владычества грекам острова Крит.

В 1866 г. на острове началось крупное восстание. Наиболее ожесточенным и  кровавым  стало критское восстание 1866-1869 гг. Его  самым драматичным   эпизодом стала героическая оборона критянами  монастыря Аркади, вблизи города Ретимно, в ходе которой  горстка защитников подожгла склад пороха и  подорвала себя и около 1500 османских солдат. Османская армия проводила резню мирных жителей-греков, поэтому русский флот, несмотря на турецкую морскую блокаду острова, начал спасательную операцию по эвакуации жителей.

В конце 1867 года эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова была усилена корветом «Витязь» под командованием капитана 2-го ранга Зеленого, прибывшим 18 ноября 1867 года в Канею из Кронштадта. На следующий день он забрал «870 душ» беженцев в бухте Бим и отправил в Пирей.

11 января 1868 года иностранные консулы в Канее получили сведения, что вблизи города Кандия греческие повстанцы нанесли серьезный урон турецким войскам. Вернувшись в Кандию, турки решили отыграться на местном населении и устроили в городе дикую резню. В результате фрегату «Александр Невский», корвету «Витязь» и шхуне «Бомборы» пришлось опять перевозить беженцев с Крита в материковую Грецию.

К лету 1868 г. обстановка на Крите несколько улучшилась, и русские корабли постепенно покидали воды острова. 19 апреля «Витязь» покинул Пирей и направился в Кронштадт. Всего за период восстания  1866-1869 гг. русские корабли вывезли с острова Крит 24 тысячи беженцев, в основном раненых, женщин, детей и стариков.

Корветъ Витязь (1862-1895) в порту Гавра, Франция. Фото из открытых источников.
Корветъ Витязь (1862-1895) в порту Гавра, Франция. Фото из открытых источников.

27 октября (старого стиля) 1870 года «Витязь» направился в свое первое кругосветное плавание. По просьбе Русского географического общества на борт корабля взяли натуралиста, естествоиспытателя, путешественника и ученого Николая Николаевича Миклухо-Маклая. После стоянки в Рио-де-Жанейро корвет проходит Магелланов пролив, заходит на остров Пасхи и берет курс на Новую Гвинею. 20 сентября 1871 года "Витязь" доставил Миклухо-Маклая в бухту Астролябии на Новой Гвинее, где он оставался, проводя исследовательские работы в течение пятнадцати месяцев. Берег залива Астролябия, куда высадили ученого, позже стал называться берегом Маклая. Моряки построили ему хижину, оставили запас продовольствия и шлюпку и ушли дальше к берегам только осваиваемого Дальнего Востока. Корвет взял курс на Нагасаки, а затем посетил другие порты Японии, Китая и русского дальнего Востока. "Витязь" исследовал пролив между Лонг-Айлендом и Новой Гвинеей, который в результате был назван Витязевским проливом. В декабре 1873 года из Гонконга взял курс на Балтику.После остановок в Японии, Китае, Индии и на Аравийском полуострове "Витязь" прошел через Суэцкий канал, Гибралтарский пролив и Ла-Манш. и вернулся в Кронштадт. Весь 1874 год "Витязь" проходил капитальный ремонт в Кронштадте.

Во время стоянки в Кронштадте 12 января 1875 года в Кронштадской Морской Богоявления Господня церкви состоялась церемония бракосочетания. Венчался

"11-го флотского экипажа инженер-механик поручик Федор Александрович Тюлев, православного исповедания, первым браком, 30 лет и девица Анастасия Семенова, дочь умершего штабс-капитана Каткова, православного исповедания, первым браком, 20 лет"
Запись в Метрической книге о бракосочетании С. А. Тюлева и А.С. Катковой за N 4 от 12 января 1875 года.
Запись в Метрической книге о бракосочетании С. А. Тюлева и А.С. Катковой за N 4 от 12 января 1875 года.

Свидетелями на свадьбе были два брата Федора - Андрей и Пётр. Вскоре после свадьбы жизнь разбросала братьев на долгие годы: Фёдор Александрович получил новое назначение - в составе Тихоокеанской эскадры он прибыл на другой конец огромной Империи, во Владивосток.

С 1875 года началась двадцатилетняя служба Фёдора Александровича во Владивостоке . Помимо военной службы, он сразу же включился в общественную жизнь города: 30 ноября 1875 г. стал знаменательным днем в истории Владивостока: было разрешено открыть в молодом порту городскую думу и поручик Ф.А. Тюлев был избран одним из гласных (депутатов) первой Владивостокской городской думы.

В это время во Владивостоке было 493 дома и проживало 8837 человек, в том числе 3184 военнослужащих. Но право голоса на тот момент имели только 165 жителей. Объясняется это тем, что избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлялось каждому городскому обывателю, к какому бы сословию он не принадлежал, если он был русским подданным, имел не менее 25 лет от роду, но, самое главное, владел в пределах города какой-нибудь недвижимостью. Выборы в городскую Думу проходили по трем избирательным округам — крупных, средних и мелких налогоплательщиков. В первом отчете думы отмечалось: “Люди анализа и рефлекса получили род деятельности, которая приносит пользу тому городу, в котором находится их материальное достояние”.

Фотография из альбома "В память пятидесятилетия основания города Владивостока и соединения Уссурийского края, 1860-1910". Альбом хранится в Российской национальной библиотеке и был оцифрован для проекта цифровой библиотеки «Встреча границ» в начале 2000-х годов. Всемирная цифровая библиотека.https://www.loc.gov/item/2018759877/
Фотография из альбома "В память пятидесятилетия основания города Владивостока и соединения Уссурийского края, 1860-1910". Альбом хранится в Российской национальной библиотеке и был оцифрован для проекта цифровой библиотеки «Встреча границ» в начале 2000-х годов. Всемирная цифровая библиотека.https://www.loc.gov/item/2018759877/

Первые гласные городской думы Владивостока исполняли свои обязанности безвозмездно: в те времена зарплату получали только председатель и секретарь думы. Часто случалось так, что в городском бюджете не хватало средств на решение каких-либо важных вопросов, предприниматели-гласные Думы сами шли на помощь, жертвуя крупные суммы денег. Эти люди внесли поистине бесценный вклад в развитие Владивостока.

В первый же 1875 год своей работы Дума подняла вопрос о создании единой главной улицы города — Светланской. Насущные вопросы благоустройства, строительства и функционирования бурно развивающегося города были приоритетными в работе первых составов Владивостокской Думы.

Постепенно Федор Александрович рос с профессионализме и в должностях: на 1890 год он главный инженер-механик Сибирского экипажа порта Владивосток, зачисленный по Адмиралтейству (Источник: ПК Морск.М-ва, СПб, 1890 г.)

В 1895 году Ф. А. Тюлев с семьей вернулся в Санкт-Петербург и продолжил службу в Балтийском флоте.

В самом конце XIX века довелось ему "приложить руку" к испытаниям ставшего впоследствии символом революции крейсера "Аврора". Постройка корпуса крейсера была начата18 октября 1896 года и производилась казенными средствами в Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства из стали Александровского и Ижорских заводов. 

По итогам швартовных проб был подписан следующий акт:

«1900 г., ноября 2 дня.
Комиссия, назначенная приказом командира С.-Петербургского порта от 31 сего октября за № 620, произвела сего числа в присутствии представителя МТК старшего инженер-механика Владыкина у набережной Франко-Русского завода испытания на швартовых трех главных судовых машин крейсера 1 ранга "Авроры", построенных и установленных на крейсере Обществом Франко-Русских заводов по контракту, заключенному ГУКиСом 8 августа 1897 г.
На основании вышеизложенного, комиссия не находит препятствий для перехода крейсера в Кронштадт под своими главными машинами.
Подписали:члены комиссии ст. инж.-мех. Обнорский, ст. инж-мех. Мордовин,
Председатель - Флагм. инж-мех. Тюлев и участвующий ст. инж-мех. Петров».

Звание Флагманского инженер-механика было введено в 1886 году Указом императора Александра III при реорганизации Корпуса корабельных инженеров взамен звания полковника Корпуса. К этой категории относились восемь береговых должностей, в том числе старший инженер-механик Санкт-Петербургского порта. На этой должности Ф. А. Тюлев прослужил до14 апреля1902 года, когда стал инспектором механической части (высшее звание в Корпусе корабельных инженеров, ранг генерал-майора армии).

С 17 апреля 1905 года Ф. А.Тюлев - генерал-майор (Корпус инженер-механиков флота), а с 1 октября1908 года генерал-лейтенант (Корпус инженер-механиков флота) . В этом же году вышел в отставку.

Тридцать шесть лет прожили в браке Федор и Анастасия Тюлева, родили и воспитали пятерых детей. Супругу, не дожившую до шестидесяти лет, свела в могилу самая распространённая болезнь XIX века, следствие сырого и холодного климата северного столицы, - туберкулёз.13 января 1911 года в Метрическая книге Кронштадской Морской Богоявленской церкви появилась запись:

13 февраля умерла, 16 февраля погребена жена отставного генерал-лейтенанта Корпуса инженеров-механиков флота Федора Александровича Тюлева- Анастасия Семеновна, 56 лет. От бугорчатки лёгких. Похоронена на Кронштадтском Троицком Загородном кладбище
ЦГИА СПБ Ф.19. Оп.128. Д.1269 кадр 216
ЦГИА СПБ Ф.19. Оп.128. Д.1269 кадр 216

Её супруг прожил на пять лет дольше, и скончался в 72-летнем возрасте в самом начале 1916 года, в разгар Первой мировой войны, на фронтах которой, на суше и на море сражались два его сына.

1916 год. Церковь Иоанна Милостивого .10.января.
Умер 10, погребен 12 января отставной генерал-лейтенант Фёдор Александрович Тюлев, 72 года, от воспаления лёгкого. Похоронен на Смоленском кладбище.
Запись в метрической книге церкви Иоанна Милостивого СПб от 10.01.1916г. о смерти генерал-лейтенанта Ф. А. Тюлева. ЦГИА СПБ,  Ф.19. Оп.127. Д.3277 кадр 204 1916 год.
Запись в метрической книге церкви Иоанна Милостивого СПб от 10.01.1916г. о смерти генерал-лейтенанта Ф. А. Тюлева. ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.127. Д.3277 кадр 204 1916 год.

Все пять детей Тюлевых родились во Владивостоке.

Первый сын, Павел, появился на свет в 1876 году,

Александр - в 1877 году;

Сергей - в 1881году;

Федор - в 1882-м. 

Дочь Екатерина родилась в 1878 году.

У Сергея и Александра была одна сестра: Екатерина Брант (Тюлева).

О судьбе ротмистра кавалерии Александра Федоровича Тюлева я написала в предыдущей статье.

Павел Тюлев пошёл, по семейной традиции, в корпус инженеров-механиков военно-морского флота. Двадцатидевятилетний штабс-капитан Павел Федорович Тюлев был поручителем по жениху на венчании своего младшего брата Сергея, состоявшемся, по семейной традиции, в кронштадской Морской Богоявленской церкви 11 ноября 1905 года.

Запись в метрической книге о венчании С.Ф. Тюлева.  Павел Тюлев  - поручитель по жениху. Мор.Богоявл.Кронш., ЦГИА СПБ,  Ф.19. Оп.128. Д.808 кадр 520.1905г.
Запись в метрической книге о венчании С.Ф. Тюлева. Павел Тюлев - поручитель по жениху. Мор.Богоявл.Кронш., ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.128. Д.808 кадр 520.1905г.

В Кронштадте прошла вся не очень долгая жизнь Павла Тюлева. Скончался отставной подполковник инженер-механик Павел Федорович Тюлев в 40 лет, 22 мая 1916 года от кровоизлияния в мозг, и был погребен 24 мая на Кронштадтском военно-морском кладбище.

Метрическая книга церкви во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца Кронштадтского военно-морского кладбища. 1916г. Запись о смерти П. Ф. Тюлева.ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 1851.кадр 41.
Метрическая книга церкви во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца Кронштадтского военно-морского кладбища. 1916г. Запись о смерти П. Ф. Тюлева.ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 1851.кадр 41.

Воеено-морское Кронштадское кладбище было устроено в 1888 году, церковь Сергия Радонежского, построенная "тщанием частных благотворителей, преимущественно военных чинов Кронштадтского гарнизона, при пособии от министерств морского и военного", на которую моряки перечисляли по 10% своего жалования, освящена 22 сентября 1899 года

До 1911 года на Кронштадтском кладбище были погребены десятки высших военных чинов, среди которых 56 генералов и адмиралов, 7 действительных статских и тайных советников, 50 капитанов первого ранга и полковников". В советские годы кладбище, как и многие другие кладбища России, было полностью разгромлено, церковь снесена. К началу ХХI века не осталось ни одной более или менее сохранившейся дореволюционной могилы, кроме двух надгробий.

Фотографии церкви во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и памятников на могилах моряков. Из книги "Военное и Морское кладбище Кронштадтского гарнизона. 1888-1913 (Кронштадт. Типо-литография В. Д. Комарова.1913)
Фотографии церкви во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и памятников на могилах моряков. Из книги "Военное и Морское кладбище Кронштадтского гарнизона. 1888-1913 (Кронштадт. Типо-литография В. Д. Комарова.1913)

Младший сын, родившийся в 1882 году, Федор Тюлев, названный в честь отца, в 1904 году сдал экзамен на ввольноопределяющегося 2-го разряда. В службе с этого же года: конторщик Кроншадтской портовой кконтоы с 5 апреля 1904года, затем младший чиновник той же конторы с 22 октября 1909 года.

Он был дважды женат. О первой жене никаких данных не сохранилось, как и о том, что послужило причиной второго брака: смерть супруги или же развод.

4 сентября 1916 года в церкви Офицерской стрелковой школы Санкт-Петербурга венчались

Содержатель провиантских магазинов Кронштадского порта Титулярный Советник Федор Федорович Тюлев, православного вероисповедания, вторым браком, 33 года, и дочь отставного писаря кронштадтской городской полиции девица Александра Георгиевна Егорова, православного вероисповедания, первым браком.30, 29 лет.
Воспреемники по жениху: Прапорщик Кронштадтской крепостной телеграфной роты Владимир Георгиевич Егоров и инженер-механик капитан 2 ранга Сергей Федорович Тюлев.
По невесте: Кронштадтской крепостной телеграфной роты капитан Павел Васильевич Снигирев и рядовой 6-го запасного саперного батальона Николай Георгиевич Егоров.
Запись в метрической книге церкви Офицерской стрелковой школы  от 04.09.1916 г.о венчании Ф.Ф. Тюлева  и А. Г. Егоровой. ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.128. Д.1849 кадр 54
Запись в метрической книге церкви Офицерской стрелковой школы от 04.09.1916 г.о венчании Ф.Ф. Тюлева и А. Г. Егоровой. ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.128. Д.1849 кадр 54

Пережил ли Федор Федорович Тюлев бурные годы революции и гражданской войны, неизвестно.

Но, по данным Натальи Перфильевны Шестаковой, правнучки генерал-лейтенанта Ф.А. Тюлева, из всего обширного рода до наших дней уцелела только веточка её прадеда Сергея Тюлева, брата Федора, Андрея и Павла. Потомки остальных погибли в Блокаду.

О драматической судьбе Сергея Федоровича Тюлева и его близких я расскажу в следующей части.

Copyright: Марина Мозжерова, 2024

При перепечатке ссылка на автора обязательна,

***

Источники:

  • РГАВМФ Фонд 870, Опись 1-3, Ед.Хр.8941 - Клипер "Алмаз". Командующий капитан-лейтенант Зеленый.
  • А. Лукошков. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Книга 2. Корабли и суда XIX века. СПб. 2019
  • Драке Л. Л.Из жизни русских войск в Финляндии в 70-х и 80-х годах. //http://ava.fortoved.ru/bookshelf/Drake_L_L%20-%20Russkie_vojska_v_Finlyandii/text.html
Нелюбимая дочь империи
Записки Зануды24 сентября 2021
  • Воробьева А. Ю. Российские юнкера, 1864–1917. История военных училищ.
  • ЦГИА Ф.19. Оп.126. Д.1108
  • ЦГИА СПБ Ф.19. Оп.128. Д.1269
  • ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.127. Д.3277
  • ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 1851
  • "Военное и Морское кладбище Кронштадтского гарнизона. 1888-1913.// Кронштадт. Типо-литография В. Д. Комарова.1913.

Все части серии:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.