Как я писала в предыдущих статьях, мои поиски Натальи де Роберти вывели меня на родственника (оба женаты были на сестра Фащевских) и сослуживца её отца, Леона де Роберти, - кавалерийского ротмистра Александра Федоровича Тюлева.
Тюлевы - фамилия не брянская и не карачевская, в адрес-календарях Орловской губернии, в местных историографических источниках людей с такой фамилией не было. Где их искать?
Помог случай. На одном из генеалогических сайтов я нашла такое сообщение:
"Мои предки жили и служили в 19- начале 20 века в Кронштадте по Морскому ведомству - Тюлевы, Булычевы, Катковы, Брандт, Федоровы. Их потомки погибли в Блокаду. Осталась веточка прадеда моего С.Ф.Тюлева."
И подпись: Шестакова Наталия Перфильевна.
Я связалась с Натальей Перфильевной, и благодаря ей удалось проследить историю нескольких поколений этой интереснейшей семьи, мужчины которой посвятили жизни свои морской службе.
В Российском военно-морском флоте офицеры служили часто на протяжении нескольких поколений. Были семьи, где единственно возможной профессией для мужчин стала морская служба, и при наборе в Морской корпус предпочтение отдавалось сыновьям и внукам морских офицеров. К 1917 году насчитывалось около 200 морских династий, не менее 5 представителей которых потомственно служили как на боевых кораблях, так и в береговой учреждениях флота. К одной из таких династий принадлежал и род Тюлевых, ведущий свое происхождение от мореходов-поморов Архангельского края.
Островок Аникиев, что в Баренцевом море, до наших дней хранит наскальную плиту с надписями, которые оставили иностранные и русские мореплаватели, посещавшие столетия назад гавани Мурмана и Рыбачьего. Среди прочих имен, вырезанных в сланце, можно прочесть имена поморских мореходов, в том числе и шкипера Тюлева. Не случайно шкипер Тюлев оказался в этих местах: в Пинежском крае на берегу реки Пинеги уже 877 лет стоит деревня Кеврола, упоминаемая в летописях аж с 1137 года, которая состоит из множества околков, названных по прозвищам населяющих их родов. В одном из околков - Тюлево-Зуево и по сей день большинство жителей носит фамилиюТюлевы.
Наталья Перфильевна сообщила, что ее семье известны предки, начиная с Федора Александровича Тюлева. Про его отца, Александра, известно лишь то, что он был прапорщиком.
Мне удалось обнаружить, помимо Ивана Александровича Тюлева, данные ещё двух братьев - Петра и Андрея. Два последних чётко атрибутируются - при венчании Федора Тюлева, их брата, в метрической книге Кронштадской Морской Богоявления Господня церкви значатся "поручители по жениху: 89 пехотного Беломорского полка подпоручик Андрей Александров Тюлев и прапорщик Пётр Александров Тюлев".
Как видим, три брата Тюлевых служили вместе в 89-й Беломорском пехотном полку. Основание этого полка восходит к временам Петра Великого, по распоряжению которого комплектовались морские команды для портовой и корабельной службы. Через сто лет, 29 апреля 1803 г.император Александр I повелел сформировать из морских батальонов Балтийского флота три морских полка. Позже, 25 марта 1864 года, из бывших четвертых резервных батальонов этих морских полков были созданы: Беломорский и Печорский полки (от 3-го морского полка), а Онежский и Вятский — от 4-го морского полка). Эти полки были прообразом созданной позднее морской пехоты. Они вошли в состав 23-й пехотной дивизии, с 1865 года стоявшей в Финляндии. В Гельсингфорсе ( современном Хельсинки), в Абосских казармах, квартировали штаб 23-й дивизии с двумя батальонами Беломорского полка. Дивизия находилась в Финляндии 18 лет, и только в 1883 году ее перевели в Ревель.
Из четырех сыновей прапорщика Александра Тюлева, вероятно, самым старшим был Федор Александрович, родившийся 15 мая 1844 года в Санкт-Петербурге.
Андрей Александрович Тюлев появился на свет в 1852 году, умер 18 июля 1882 года. Его могила на Больше-Охтинском кладбище Санкт-Петербурга сохранилась до наших дней.
Иван Александрович Тюлев родился 6 июня 1856 года, в службу в 89 Беломорский полк вступил 25 августа 1873 года (17 лет). Умер он 3 октября 1817г., похоронен в Ревеле ( Таллин).
Даты жизни Петра Тюлева неизвестны. Можно уверенно утверждать, что он был моложе Андрея, но старше Ивана, так как в начале января 1975 году, во время свадьбы Петра его чин - прапорщик, - ниже, чем у 23-летнего брата Андрея, который к этому времени уже подпоручик; а 17-летний Иван в это же время еще только учится в Гельсингфорском пехотном юнкерском училище. За два года до этого, 25 августа 1873 года, он, 16-летний подросток, был зачисленмунтер-офицером вольноопределяющимся 2-го разряда в 89-м пехотный Беломорский полк.
Появилась юнкерская школа в Гельсингфорсе в 60-х годах XIX века для подготовки в основном вольноопределяющихся финской и шведской национальностей, но там же обучались и дети русских офицеров и чиновников, служивших в Финляндии. Юнкерские школы и училища призваны были массово подготовить достаточное число строевых офицеров для стремительно разраставшейся армии, которая переводилась на новую систему комплектования - вместо многолетней службы сравнительно немногочисленных рекрутов армии всех ведущих государств Европы переходили на комплектование по призыву, со службой максимально возможного числа представителей каждого года рождения в течение ограниченного времени. Училище помещалось на окраине города, близ северной гавани (Norra-hamn), в одноэтажных деревянных зданиях. Судя по тому, что все три сына служили в одном полку, располагавшемся в Гельсингфорсе, вероятнее всего, что семья Тюлевых с 60-х годов проживала в Финляндии.
Но вернёмся на 13 лет назад, в 1862 год, когда 18-летний Федор Тюлев окончил Морское Инженерное Училище. Это учебное заведение (первое в мире подобного профиля!) было создано по приказу Павла I в 1798 году в Петербурге и первоначально называлось Училищем корабельной архитектуры. Затем, в 1844 году оно было преобразовано в Морское Инженерное училище, Корпус инженер-механиков был образован в 1854 году (ранее, с начала постройки паровых судов, управление машинами возлагалось на вольнонаемных механиков или на офицеров Корпуса корабельных инженеров).
В 1856 году училище стало готовить корабельных инженеров, инженеров-механиков и морских артиллеристов и с 6(28) апреля 1856 года называться Инженерно-артиллерийским училищем Морского ведомства.
Федор Тюлев начал службу на корабле нового типа - пароходофрегате «Храбрый». Такие корабли имели, кроме полного фрегатского парусного вооружения еще и поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя. Это были гибриды, как сказали бы сейчас, появившиеся в период технической революции на флоте. Уже в 1854 г. выяснилось, что боевое значение всех парусных кораблей стало равно нулю, и после Крымской войны началась замена парусных кораблей на паровые суда и перевооружение флота.
В самом начале службы Тюлеву, по всей видимости, довелось участвовать в спасательной операции колесного пароходофрегата «Гремящий». Этот корабль, бывший, фактически, императорской яхтой, 16 сентября 1862 года вышел на помощь терпящему бедствие американскому барку.
«16-го сентября 1862 г. в ½ 9-го часа пополудни пароход «Гремящий» под командою капитана 1-го ранга Аболешева снялся с якоря при тихом SW-е, с большого Кронштадтского рейда и отправился к Кальбоденгрундскому маяку, для подания помощи американскому купеческому судну с грузом тик, часть которого принадлежала морскому ведомству.
Такая запись появилась в судовом журнале корабля. Но что-то пошло не так, и в результате штурманской ошибки «Гремящий» в 4:30 пополуночи 17 сентября на полном ходу вылетел на плоскую подводную скалу у острова Малый Соммерс. При аварии корабль не получил значительных повреждений и мог быть снят с мели. На выручку ему были отправлены пароходофрегаты «Смелый», «Храбрый» и «Владимир».
Сама спасательная операция проводилась с 19 до ночи с 20 на 21 сентября. Но в результате неправильных действий командира киль пароходофрегата переломило, и 3 часа дня 21 сентября корабль погрузился на дно, где и находится в прекрасной сохранности по сей день.
С 18 апреля 1863 года Ф. А. Тюлев продолжил службу на клипере "Алмаз" под командованием капитан-лейтенанта Зеленаго. На этом же судне в это время служил гардемарин Николай Римский-Корсаков, будущий великий композитор.
В июле 1863 года клипер «Алмаз» получает приказ: в составе только что сформированной эскадры под управлением контр-адмирала С. С. Лесовского отправиться в в заграничный поход к атлантическому побережью США.
Причиной похода послужили события гражданской войны в Северной Америке между Союзом («Севером») и Конфедерацией («Югом»), бушевавшей с 12 апреля 1861 года по 26 мая 1865 года в США. Европейские страны не могли не участвовать в этой войне. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту северян, возглавляемых правительством Авраама Линкольна.
Это резко обострило отношения трех европейских стран. Англичане и французы не скрывали готовящуюся интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты "Александр Невский"(флагманский корабль), "Пересвет" и "Ослябя", корветы "Варяг" и "Витязь", клипер "Алмаз".
Для клипера это путешествие окажется очень долгим. На пути из Кронштадта в Нью-Йорк клипер «Алмаз» пристанет к берегу только один раз – в немецком городе Киль. А дальше 67 дней тяжелого пути в открытом море.
29 сентября 1863 года клипер «Алмаз» прибыл в Нью-Йорк и бросил якорь в устье реки Гудзон.
С борта клипера "Алмаз" гардемарин Римский-Корсаков пишет своим родным в Россию:
"Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке".
Популярность русских моряков была столь велика, что это сказалось даже на женской моде. Как писали газеты, для многих нью-йоркских модниц непременной принадлежностью туалета стали пуговицы сюртуков, кокарды, гардемаринские якоря и аксельбанты. Последние – как деталь бального наряда.
Во всех городах, где появлялись моряки, вывешивались русские и американские флаги, устраивались парады войск, торжественные встречи. В Нью-Йорке состоялся фортепианный концерт на вечере русской музыки, там солировал 19-летний гардемарин Николай Римский-Корсаков.
К лету 1864 года авторитет и позиции правительства Линкольна укрепились до такой степени, что возможность интервенции Англии и Франции отпала напрочь. Русское правительство приняло решение отозвать эскадры из Северной Америки.
Канцлер Российской империи князь А. М.Горчаков сказальпослу США в Петербурге:
«Ваша страна ещё только появилась на свет, когда русские стали у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во время первого президента Вашингтона. Нам не нужны Северные и Южные штаты – нас устроят только Соединённые Штаты Америки!».
По его оценке «операция наших морских сил в Северной Америке в политическом смысле оказалась удачной, а в исполнении – отличной».
Плавание «Алмаза» в составе эскадры адмирала Лисовского длилось 2 года и 8 месяцев. 21 мая 1865 года клипер прибыл в Кронштадт.
С 1867 по 1874 год Фёдор Александрович служил старшим механиком на корвете "Витязь". Этот корабль из эскадры контр-адмирала С.С. Лесовского также, как и "Алмаз", участвовал в экспедиции в Северную Америку.
В эти годы корабль нес службу в водах Средиземного моря. В ноябре 1867 года на фрегате «Александр Невский» и корвете «Витязь», стоявших в главном греческом порту Пирей, был публично прочитан высочайший манифест о бракосочетании великой княжны Ольги Константиновны Романовой и греческого короля Георга I.
Корвет в составе группы российских кораблей оказал поддержку восставшим против турецкого владычества грекам острова Крит.
В 1866 г. на острове началось крупное восстание. Наиболее ожесточенным и кровавым стало критское восстание 1866-1869 гг. Его самым драматичным эпизодом стала героическая оборона критянами монастыря Аркади, вблизи города Ретимно, в ходе которой горстка защитников подожгла склад пороха и подорвала себя и около 1500 османских солдат. Османская армия проводила резню мирных жителей-греков, поэтому русский флот, несмотря на турецкую морскую блокаду острова, начал спасательную операцию по эвакуации жителей.
В конце 1867 года эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова была усилена корветом «Витязь» под командованием капитана 2-го ранга Зеленого, прибывшим 18 ноября 1867 года в Канею из Кронштадта. На следующий день он забрал «870 душ» беженцев в бухте Бим и отправил в Пирей.
11 января 1868 года иностранные консулы в Канее получили сведения, что вблизи города Кандия греческие повстанцы нанесли серьезный урон турецким войскам. Вернувшись в Кандию, турки решили отыграться на местном населении и устроили в городе дикую резню. В результате фрегату «Александр Невский», корвету «Витязь» и шхуне «Бомборы» пришлось опять перевозить беженцев с Крита в материковую Грецию.
К лету 1868 г. обстановка на Крите несколько улучшилась, и русские корабли постепенно покидали воды острова. 19 апреля «Витязь» покинул Пирей и направился в Кронштадт. Всего за период восстания 1866-1869 гг. русские корабли вывезли с острова Крит 24 тысячи беженцев, в основном раненых, женщин, детей и стариков.
27 октября (старого стиля) 1870 года «Витязь» направился в свое первое кругосветное плавание. По просьбе Русского географического общества на борт корабля взяли натуралиста, естествоиспытателя, путешественника и ученого Николая Николаевича Миклухо-Маклая. После стоянки в Рио-де-Жанейро корвет проходит Магелланов пролив, заходит на остров Пасхи и берет курс на Новую Гвинею. 20 сентября 1871 года "Витязь" доставил Миклухо-Маклая в бухту Астролябии на Новой Гвинее, где он оставался, проводя исследовательские работы в течение пятнадцати месяцев. Берег залива Астролябия, куда высадили ученого, позже стал называться берегом Маклая. Моряки построили ему хижину, оставили запас продовольствия и шлюпку и ушли дальше к берегам только осваиваемого Дальнего Востока. Корвет взял курс на Нагасаки, а затем посетил другие порты Японии, Китая и русского дальнего Востока. "Витязь" исследовал пролив между Лонг-Айлендом и Новой Гвинеей, который в результате был назван Витязевским проливом. В декабре 1873 года из Гонконга взял курс на Балтику.После остановок в Японии, Китае, Индии и на Аравийском полуострове "Витязь" прошел через Суэцкий канал, Гибралтарский пролив и Ла-Манш. и вернулся в Кронштадт. Весь 1874 год "Витязь" проходил капитальный ремонт в Кронштадте.
Во время стоянки в Кронштадте 12 января 1875 года в Кронштадской Морской Богоявления Господня церкви состоялась церемония бракосочетания. Венчался
"11-го флотского экипажа инженер-механик поручик Федор Александрович Тюлев, православного исповедания, первым браком, 30 лет и девица Анастасия Семенова, дочь умершего штабс-капитана Каткова, православного исповедания, первым браком, 20 лет"
Свидетелями на свадьбе были два брата Федора - Андрей и Пётр. Вскоре после свадьбы жизнь разбросала братьев на долгие годы: Фёдор Александрович получил новое назначение - в составе Тихоокеанской эскадры он прибыл на другой конец огромной Империи, во Владивосток.
С 1875 года началась двадцатилетняя служба Фёдора Александровича во Владивостоке . Помимо военной службы, он сразу же включился в общественную жизнь города: 30 ноября 1875 г. стал знаменательным днем в истории Владивостока: было разрешено открыть в молодом порту городскую думу и поручик Ф.А. Тюлев был избран одним из гласных (депутатов) первой Владивостокской городской думы.
В это время во Владивостоке было 493 дома и проживало 8837 человек, в том числе 3184 военнослужащих. Но право голоса на тот момент имели только 165 жителей. Объясняется это тем, что избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлялось каждому городскому обывателю, к какому бы сословию он не принадлежал, если он был русским подданным, имел не менее 25 лет от роду, но, самое главное, владел в пределах города какой-нибудь недвижимостью. Выборы в городскую Думу проходили по трем избирательным округам — крупных, средних и мелких налогоплательщиков. В первом отчете думы отмечалось: “Люди анализа и рефлекса получили род деятельности, которая приносит пользу тому городу, в котором находится их материальное достояние”.
Первые гласные городской думы Владивостока исполняли свои обязанности безвозмездно: в те времена зарплату получали только председатель и секретарь думы. Часто случалось так, что в городском бюджете не хватало средств на решение каких-либо важных вопросов, предприниматели-гласные Думы сами шли на помощь, жертвуя крупные суммы денег. Эти люди внесли поистине бесценный вклад в развитие Владивостока.
В первый же 1875 год своей работы Дума подняла вопрос о создании единой главной улицы города — Светланской. Насущные вопросы благоустройства, строительства и функционирования бурно развивающегося города были приоритетными в работе первых составов Владивостокской Думы.
Постепенно Федор Александрович рос с профессионализме и в должностях: на 1890 год он главный инженер-механик Сибирского экипажа порта Владивосток, зачисленный по Адмиралтейству (Источник: ПК Морск.М-ва, СПб, 1890 г.)
В 1895 году Ф. А. Тюлев с семьей вернулся в Санкт-Петербург и продолжил службу в Балтийском флоте.
В самом конце XIX века довелось ему "приложить руку" к испытаниям ставшего впоследствии символом революции крейсера "Аврора". Постройка корпуса крейсера была начата18 октября 1896 года и производилась казенными средствами в Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства из стали Александровского и Ижорских заводов.
По итогам швартовных проб был подписан следующий акт:
«1900 г., ноября 2 дня.
Комиссия, назначенная приказом командира С.-Петербургского порта от 31 сего октября за № 620, произвела сего числа в присутствии представителя МТК старшего инженер-механика Владыкина у набережной Франко-Русского завода испытания на швартовых трех главных судовых машин крейсера 1 ранга "Авроры", построенных и установленных на крейсере Обществом Франко-Русских заводов по контракту, заключенному ГУКиСом 8 августа 1897 г.
На основании вышеизложенного, комиссия не находит препятствий для перехода крейсера в Кронштадт под своими главными машинами.
Подписали:члены комиссии ст. инж.-мех. Обнорский, ст. инж-мех. Мордовин,
Председатель - Флагм. инж-мех. Тюлев и участвующий ст. инж-мех. Петров».
Звание Флагманского инженер-механика было введено в 1886 году Указом императора Александра III при реорганизации Корпуса корабельных инженеров взамен звания полковника Корпуса. К этой категории относились восемь береговых должностей, в том числе старший инженер-механик Санкт-Петербургского порта. На этой должности Ф. А. Тюлев прослужил до14 апреля1902 года, когда стал инспектором механической части (высшее звание в Корпусе корабельных инженеров, ранг генерал-майора армии).
С 17 апреля 1905 года Ф. А.Тюлев - генерал-майор (Корпус инженер-механиков флота), а с 1 октября1908 года генерал-лейтенант (Корпус инженер-механиков флота) . В этом же году вышел в отставку.
Тридцать шесть лет прожили в браке Федор и Анастасия Тюлева, родили и воспитали пятерых детей. Супругу, не дожившую до шестидесяти лет, свела в могилу самая распространённая болезнь XIX века, следствие сырого и холодного климата северного столицы, - туберкулёз.13 января 1911 года в Метрическая книге Кронштадской Морской Богоявленской церкви появилась запись:
13 февраля умерла, 16 февраля погребена жена отставного генерал-лейтенанта Корпуса инженеров-механиков флота Федора Александровича Тюлева- Анастасия Семеновна, 56 лет. От бугорчатки лёгких. Похоронена на Кронштадтском Троицком Загородном кладбище
Её супруг прожил на пять лет дольше, и скончался в 72-летнем возрасте в самом начале 1916 года, в разгар Первой мировой войны, на фронтах которой, на суше и на море сражались два его сына.
1916 год. Церковь Иоанна Милостивого .10.января.
Умер 10, погребен 12 января отставной генерал-лейтенант Фёдор Александрович Тюлев, 72 года, от воспаления лёгкого. Похоронен на Смоленском кладбище.
Все пять детей Тюлевых родились во Владивостоке.
Первый сын, Павел, появился на свет в 1876 году,
Александр - в 1877 году;
Сергей - в 1881году;
Федор - в 1882-м.
Дочь Екатерина родилась в 1878 году.
У Сергея и Александра была одна сестра: Екатерина Брант (Тюлева).
О судьбе ротмистра кавалерии Александра Федоровича Тюлева я написала в предыдущей статье.
Павел Тюлев пошёл, по семейной традиции, в корпус инженеров-механиков военно-морского флота. Двадцатидевятилетний штабс-капитан Павел Федорович Тюлев был поручителем по жениху на венчании своего младшего брата Сергея, состоявшемся, по семейной традиции, в кронштадской Морской Богоявленской церкви 11 ноября 1905 года.
В Кронштадте прошла вся не очень долгая жизнь Павла Тюлева. Скончался отставной подполковник инженер-механик Павел Федорович Тюлев в 40 лет, 22 мая 1916 года от кровоизлияния в мозг, и был погребен 24 мая на Кронштадтском военно-морском кладбище.
Воеено-морское Кронштадское кладбище было устроено в 1888 году, церковь Сергия Радонежского, построенная "тщанием частных благотворителей, преимущественно военных чинов Кронштадтского гарнизона, при пособии от министерств морского и военного", на которую моряки перечисляли по 10% своего жалования, освящена 22 сентября 1899 года
До 1911 года на Кронштадтском кладбище были погребены десятки высших военных чинов, среди которых 56 генералов и адмиралов, 7 действительных статских и тайных советников, 50 капитанов первого ранга и полковников". В советские годы кладбище, как и многие другие кладбища России, было полностью разгромлено, церковь снесена. К началу ХХI века не осталось ни одной более или менее сохранившейся дореволюционной могилы, кроме двух надгробий.
Младший сын, родившийся в 1882 году, Федор Тюлев, названный в честь отца, в 1904 году сдал экзамен на ввольноопределяющегося 2-го разряда. В службе с этого же года: конторщик Кроншадтской портовой кконтоы с 5 апреля 1904года, затем младший чиновник той же конторы с 22 октября 1909 года.
Он был дважды женат. О первой жене никаких данных не сохранилось, как и о том, что послужило причиной второго брака: смерть супруги или же развод.
4 сентября 1916 года в церкви Офицерской стрелковой школы Санкт-Петербурга венчались
Содержатель провиантских магазинов Кронштадского порта Титулярный Советник Федор Федорович Тюлев, православного вероисповедания, вторым браком, 33 года, и дочь отставного писаря кронштадтской городской полиции девица Александра Георгиевна Егорова, православного вероисповедания, первым браком.30, 29 лет.
Воспреемники по жениху: Прапорщик Кронштадтской крепостной телеграфной роты Владимир Георгиевич Егоров и инженер-механик капитан 2 ранга Сергей Федорович Тюлев.
По невесте: Кронштадтской крепостной телеграфной роты капитан Павел Васильевич Снигирев и рядовой 6-го запасного саперного батальона Николай Георгиевич Егоров.
Пережил ли Федор Федорович Тюлев бурные годы революции и гражданской войны, неизвестно.
Но, по данным Натальи Перфильевны Шестаковой, правнучки генерал-лейтенанта Ф.А. Тюлева, из всего обширного рода до наших дней уцелела только веточка её прадеда Сергея Тюлева, брата Федора, Андрея и Павла. Потомки остальных погибли в Блокаду.
О драматической судьбе Сергея Федоровича Тюлева и его близких я расскажу в следующей части.
Copyright: Марина Мозжерова, 2024
При перепечатке ссылка на автора обязательна,
***
Источники:
- РГАВМФ Фонд 870, Опись 1-3, Ед.Хр.8941 - Клипер "Алмаз". Командующий капитан-лейтенант Зеленый.
- А. Лукошков. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Книга 2. Корабли и суда XIX века. СПб. 2019
- Драке Л. Л.Из жизни русских войск в Финляндии в 70-х и 80-х годах. //http://ava.fortoved.ru/bookshelf/Drake_L_L%20-%20Russkie_vojska_v_Finlyandii/text.html
- Воробьева А. Ю. Российские юнкера, 1864–1917. История военных училищ.
- ЦГИА Ф.19. Оп.126. Д.1108
- ЦГИА СПБ Ф.19. Оп.128. Д.1269
- ЦГИА СПБ, Ф.19. Оп.127. Д.3277
- ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 1851
- "Военное и Морское кладбище Кронштадтского гарнизона. 1888-1913.// Кронштадт. Типо-литография В. Д. Комарова.1913.
Все части серии:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.