Найти в Дзене
Парадная гостья

Как гость изменил жизнь целой семьи: квартира Аллилуевых – визит в дореволюционный Петербург

В доходном доме Абрама Шмерко мы уже бывали. Вернулась сюда с единственной целью – заглянуть в квартиру Аллилуевых, в которой остановилось время. В этой квартире бывали Ленин, Зиновьев, Орджоникидзе. Здесь некоторое время жил Сталин. Но не эти имена меня привлекли. С дореволюционных времен тут мало что изменилось. И вот это уже интересно. Тем более билет сюда стоит всего 150 рублей. Однако гуляя по старинным интерьерам, невольно задаешься вопросами о жизни и судьбе его домочадцев. Поэтому без политики тут, к сожалению, не получится. Доходный дом Шмерко по-прежнему прекрасен. Он пережил революцию, блокаду. В годы Великой Отечественной войны в соседние здания попали несколько бомб. Он же чудом уцелел. К сожалению, коммунальная судьба его не миновала. Но по сравнению со многими домами в центре – он держится молодцом. А уж до революции это был и вовсе лакомый кусочек для арендаторов. Все квартиры здесь были с просторными комнатами, высокими потолками. Во многих были установлены ванны, вод
Оглавление

В доходном доме Абрама Шмерко мы уже бывали. Вернулась сюда с единственной целью – заглянуть в квартиру Аллилуевых, в которой остановилось время.

В этой квартире бывали Ленин, Зиновьев, Орджоникидзе. Здесь некоторое время жил Сталин. Но не эти имена меня привлекли.

С дореволюционных времен тут мало что изменилось. И вот это уже интересно. Тем более билет сюда стоит всего 150 рублей.

Однако гуляя по старинным интерьерам, невольно задаешься вопросами о жизни и судьбе его домочадцев. Поэтому без политики тут, к сожалению, не получится.

Идеальный дом

Дом Шмерко на 10-й Советской улице. Фото: Парадная гостья
Дом Шмерко на 10-й Советской улице. Фото: Парадная гостья

Доходный дом Шмерко по-прежнему прекрасен. Он пережил революцию, блокаду. В годы Великой Отечественной войны в соседние здания попали несколько бомб. Он же чудом уцелел. К сожалению, коммунальная судьба его не миновала. Но по сравнению со многими домами в центре – он держится молодцом.

А уж до революции это был и вовсе лакомый кусочек для арендаторов. Все квартиры здесь были с просторными комнатами, высокими потолками. Во многих были установлены ванны, водогреи – проблем с паровым отоплением и горячей водой здесь не было. Еще и лифт в парадной!

А лифтом Аллилуевы наверняка пользовались. Ведь они поселились на последнем этаже – в 20-й квартире. За четырехкомнатную квартиру в месяц они платили 70 рублей «без дров».

С дореволюционных времен тут изменилось немного. Фото: Парадная гостья
С дореволюционных времен тут изменилось немного. Фото: Парадная гостья

Но был еще один важный момент, который для себя сразу отметил глава семьи – большевик Сергей Аллилуев – при выборе жилья. Это второй выход из квартиры – на черную лестницу. И однажды эта деталь сыграет свою роль. Но о ней чуть позже.

Для начала познакомимся с семьей – как Аллилуевы оказались в Петербурге, в 17-м доме по 10-й Рождественской (ныне Советской) улице.

Путь в революционеры и в Петербург

Сергей Аллилуев был родом из Воронежской губернии. Его бабка была цыганкой. Мальчик рано потерял отца и отправился на заработки, освоив сразу несколько специальностей.

Сергей Аллилуев
Сергей Аллилуев

Поиски работы однажды привели его на Кавказ. Там он работал в железнодорожных мастерских. В этих краях он познакомился с Иосифом Сталиным, Максимом Горьким, Михаилом Калининым, увлекся революционными идеями.

В Тифлисе Сергей Аллилуев встретил Ольгу Федоренко – свою будущую жену. Она была наполовину украинкой, наполовину немкой.

Ольга Аллилуева. Фото: russiainphoto.ru
Ольга Аллилуева. Фото: russiainphoto.ru

В 1893 году Сергей и Ольга сыграли свадьбу. На Кавказе у них родилось четверо детей – Павел, Анна, Федор и Надежда. Супруги вступили в члены РСДРП и принимали активное участие в подготовке забастовок, печати и распространении листовок.

После очередного ареста главе семьи запретили жить на Кавказе. В 1907 году Аллилуевы перебрались в Петербург. До дома Шмерко они сменили около восьми адресов.

Квартира по тем временам была роскошна. Фото: Парадная гостья
Квартира по тем временам была роскошна. Фото: Парадная гостья

На момент переезда в эту квартиру Ольга Евгеньевна служила сестрой милосердия в госпитале. Сергей Яковлевич занимал должность начальника пункта электрического освещения. Его зарплата составляла 150-180 рублей, поэтому он смог себе позволить снять квартиру на 10-й Рождественской.

Застывшая история

Кровать в комнате девочек. Фото: Парадная гостья
Кровать в комнате девочек. Фото: Парадная гостья

Многие вещи в квартире до сих пор стоят на тех же местах, что и в 1917 году. Например, пузатый самовар, аптечка, ванна.

На швейной машинке Ольга Аллилуева шила белье для раненых. На буфете можно найти ее кружку с надписью St. Petersburger Sangerkreis.

Кружка «Санкт-Петебургского певческого общества». Фото: Парадная гостья
Кружка «Санкт-Петебургского певческого общества». Фото: Парадная гостья

Это переводится как «Санкт-Петебургское певческое общество». Она увлекалась музыкой и ходила в этот кружок (напомню – наша героиня наполовину немка).

Интересы матери перешли и к дочери Надежде – для нее было куплено немецкое пианино, выпущенное в 1903 году. Инструмент настроен и сейчас. Дома Надежда в основном занималась хозяйством, переживала, что не работает, как мама или брат, который занимался репетиторством.

Несмотря на приличную зарплату отца, семья не шиковала. Питались горохом, пайкам по карточкам. Были рады, если товарищи по партии приносили с собой продукты. По воскресеньям семья собиралась за завтраком в столовой.

Столовая. Фото: Парадная гостья
Столовая. Фото: Парадная гостья

В одной комнате жили девочки, в другой – мальчики. В комнате Анны и Надежды до сих пор можно увидеть дореволюционные учебники. В комнате мальчишек теперь стоит бюст Ленина...

Гость, изменивший все

Вид из комнаты мальчиков в комнату девочек. Фото: Парадная гостья
Вид из комнаты мальчиков в комнату девочек. Фото: Парадная гостья

В 1917 году старшая сестра Анна училась на первом курсе психоневрологического института, а младшая – в 6-м классе гимназии.

Именно в этот год Сталин вернулся в столицу из сибирской ссылки. Пришел к старым друзьям Аллилуевым и встретился с уже повзрослевшей Надеждой. На тот момент ей было 16 лет. До этого он видел ее только ребенком.

Сталин поселился на 10-й Рождественской как член семьи. Баллотировался по Петроградскому округу и в графе адрес указывал этот дом.

Сталин в образе революционера покорил Надежду. Кроме того, на ее глазах (ну, почти), в ее квартире разворачивались исторические события, одним из главных героев которых был он.

Здесь укрывался Ленин. Здесь, в столовой, прошло совещание ЦК РСДРП(б), на котором большевики решили, что Ленин и Зиновьев не будут являться в суд – им необходимо найти безопасное укрытие.

Вид с черной лестницы во двор. Через него сбегал Ленин из дома. Фото: Парадная гостья
Вид с черной лестницы во двор. Через него сбегал Ленин из дома. Фото: Парадная гостья

Вот тут и пригодилась черная лестница, по которой Ильич в старом пальто и кепке Аллилуева сбежал из этой квартиры на Разлив.

Особая неприязнь к родственникам

Портрет Анны Аллилуевой. Фото: Парадная гостья
Портрет Анны Аллилуевой. Фото: Парадная гостья

24 марта 1919 года Надежда Аллилуева и Иосиф Сталин поженились. Брак продлился 13 лет. В нем родилось двое детей. Закончился он, к сожалению, трагически.

И не менее мягко сложилась судьба других домочадцев.

Иосиф Сталин и Надежда Аллилуева. Фото: ru.wikipedia.org
Иосиф Сталин и Надежда Аллилуева. Фото: ru.wikipedia.org

Когда в стране начались репрессии и чистки родители Надежды заняли противоположные позиции. И в итоге развелись.

Надежда Аллилуева после очередного скандала с мужем свела счеты с жизнью (исключу все версии о том, что ее убил муж). Это произошло 9 ноября 1932 года.

«Мамина сестра, Анна Сергеевна, говорила, что в последние годы своей жизни маме все чаще приходило в голову уйти от отца… Анна Сергеевна говорит, что мама была «великомученицей», что отец был для нее слишком резким, грубым и невнимательным, что это страшно раздражало маму, очень любившую его…» – рассказывала про отношения родителей их дочь Светлана.

Брат Надежды Аллилуевой, Павел, стал видным военачальником. Однако его сердце не выдержало того, как постепенно в никуда пропадали его сотрудники и друзья. За некоторых он даже пытался заступиться перед влиятельным родственником. Но тщетно. Павел умер от инфаркта.

На похоронах Павла Аллилуева даже его отец, верный политике Сталина, обронил:

«Павлуша кому-то помешал».

В смерти Павла обвинили его супругу. Якобы она его отравила. Ее отправили во Владимирский централ. Их дочь Кира вскоре после матери тоже подверглась аресту.

Анну Аллилуеву, старшую сестру Надежды, арестовали в 1948 году «за шпионаж». На самом деле, вероятно, причиной стала ее книга «Воспоминания» – о судьбе мужа, видного чекиста Станислава Реденса, расстрелянного в 1940-м.

В 1954 году Анну реабилитировали. Но годы в «одиночке» подорвали здоровье, сказались на психике…

«Худая, в лохмотьях, она все время шарила глазами по комнате, будто кого искала», – рассказывал о возвращении матери ее сын Владимир.

Светлана, дочь Сталина, вспомнила, что однажды спросила у отца, за что он так поступил с родственниками.

«Болтали много. Знали слишком много и болтали слишком много. А это на руку врагам», – ответил он.

Вот так появление гостя в квартире на 10-й Рождественской в 1917 году отразилось в будущем на всех домочадцах. Хотя, возможно, все так же бы случилось и не будь они родственниками...

Конспиративную квартиру в доходном доме Шмерко сделали мемориальной. В 1938 году она называлась «Музей-квартира И. В. Сталина». Но со временем ей все же вернули, на мой взгляд, более верное историческое название – «Музей-квартира Аллилуевых».

📍Адрес: 10-я Советская улица, 17, кв. 20

Музей работает (информация с сайта): среда – с 13.00 до 21.00, четверг-воскресенье – с 10.00 до 18.00. Понедельник и вторник – выходные.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые знакомства с петербургскими домами, их парадными и квартирами!

Ранее показывала комнату в доме на улице Рубинштейна, в которой некоторое время жил писатель Сергей Довлатов.