Конкуренция в авиации - дело крайне жесткое. Даже в Советском Союзе разные "фирмы", а точнее, опытные конструкторские бюро, вполне могли вставлять палки друг другу в колёса и интриговать, чтобы заполучить госзаказ. Что уже говорить про жесткую конкуренцию в мировом военном авиастроении, где идёт фактически война - все средства хороши. И если кто-то рассчитывал, что первый иностранный мирный вояж "сушки" пройдет исключительно в дружественной обстановке, то это слишком наивно. Су-57, или по их кодификации "Felon" ("Преступник"), на Западе не любили и до китайского пришествия.
Ещё два года назад его называли либо "худшим" из "стелсов", либо вообще отказывали российской машине в праве относиться к когорте самолётов "пятого поколения". Его обвиняли в отсутствии малозаметности, в плохих двигателях, плохих датчиках, в общем, в плохом всём, хотя большинство "экспертов" основывались на собственных выводах из головы, удивительно совпадавших с тамошней актуальной политической повесткой и общей "политикой партии".
Разговоры поутихли, когда "сушка" начала всё чаще появляться на системе неприятельского мониторинга "Вираж-плашет" но так, что сразу становилось понятно, где "стелс", а где не "стелс". Порою ракеты Х-59Мк2 и Х-69 вообще прилетали словно из пустого места, и ПВО физически не могла на них реагировать, как в случае вот с этим примечательным объектом. В общем, стало не совсем удобно критиканствовать по поводу Су-57, когда собственные "стелсы", летающие уже десятки лет, никакой результативной деятельностью похвастаться не могут и годами простаивают на стоянках.
Поэтому два десятка "сушек" за два года собрали больше боевых трофеев, чем все остальные "стелс"-самолёты мира, вместе взятые. Сделать это было достаточно несложно. В Китай машина" прилетела не как перспективный концепт, а как готовый самолёт, с вполне сложившейся и хорошо наполненной боевой биографией. Очевидно, что показывать его никто не боялся, хотя в Чжухай прибыл один из первых бортов, построенный в 2012 году, четвертый предсерийный образец.
Как пишут лётчики, знакомые с вопросом, новые Су-57 отличаются от тех первенцев программы весьма существенно. Касается это и качества сборки, и состояния борта, и новой авионики, и кучи других разных важных узлов и деталей, модернизированных, так сказать, уже по мотивам боевого применения. Но на Западе никто не стал разбираться в подобных тонкостях. Все поняли, что настал момент, когда можно оседлать любимого конька и снова посудачить, насколько плох русский самолёт, из-за отсутствия заклёпок, или ширины швов, качества покрытия и чего бы там ни было. Отчасти этому способствовали и патриотичные китайские блогеры, на все лады начавшие сравнивать Су-57 и собственный истребитель J-20, естественно, не в пользу Су, и упрекать россиян в некачественной сборке.
Почти двое суток этот негативный фон нагнетался до состояния чуть ли не истерии. Но вчера уже довольно немолодая "сушка", а точнее прототип Т-50-4 без особых напрягов совершила свой первый тренировочный полёт, под управлением легендарного Сергея Богдана, и общий критический тон моментально изменился. Самолёт с лёгкостью выписывал фантастические фигуры пилотажа на маленьком пятачке неба, под взглядами сотен зевак. И почти сразу морок спал и всем стало понятно, кто тут элита мировой авиации. Китайская военная газета Чжунго цзюньван, единственный официальный ресурс китайской народно-освободительной армии, написала по горячим следам:
"В тренировочном полёте российская машина, которую многие накануне обвиняли в неряшливой сборке, летала с грацией хищника, с лёгкостью исполняя фигуры высшего пилотажа. Российский лётчик словно слился со своим аппаратом и тот следовал любой его прихоти, регулярно накручивая почти акробатические пируэты. Едва ли какой ещё самолёт способен устроить такое впечатляющее воздушное шоу. Но это не самолёт-"акробат" а вполне конкретный воздушный боец. И огульным критикам проекта никогда не стоит об этом забывать".
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Зелёный край". Там - самое интересное. Спасибо!
Читайте ещё: Над Чёрным морем что-то происходит. Перестали летать американские БПЛА и появились английские истребители.