Найти в Дзене
Шемякин дизайн

Великий и ужасный: образ змея в русском фольклоре | Часть 1

Оглавление

Он искушал Еву, а Иисус призывал к его мудрости. Он повелевал подземным миром, обличал пороки и воровал царевн. Он охранял дома от нечисти, но в него самого вселялись демоны. Команда Шемякин Дизайн рассказывает сегодня о суперзвезде русского фольклора — змéе.

Искуситель и целитель

Самый знаменитый образ змея — это змей искуситель — виновник грехопадения в Ветхом Завете. Дьявол, вселившийся в змея, пришёл к Еве и коварно убедил вкусить запретный плод от дерева познания добра и зла. Но почему дьявол выбрал именно змея? Вероятно, потому что «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», как говорится в Библии.

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г. Источник изображения: portrets.ru
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г. Источник изображения: portrets.ru

Однако в Ветхом Завете встречается образ Медного змея. После многолетних странствий по пустыне иудейский народ потерял веру в Бога и Моисея. В наказание Бог напустил огненных змей, от которых многие погибли. Потом израильтяне раскаялись, и Бог повелел Моисею изготовить Медного змея на шесте. Всякий ужаленный, посмотрев на Медного змея, исцелялся.

В Новом Завете Иисус реабилитировал образ рептилии. Он проповедовал: «нужно быть мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби».

Подземный богач

Змея можно назвать «суперзвездой» русских сказок и былин. Змей Горыныч, Чудо-юдо, Идолище — и это ещё не все его имена.

Огромный, многоголовый зверь, он летал так быстро, что его сравнивали с вихрем. Змей дышал огнем, похищал царских дочерей, чтобы полакомиться ими или взять в жёны. Он жил в подземном царстве и держал в страхе целые города. Главным подвигом молодца была победа в смертельной схватке с чудовищем и освобождение прекрасной девы из цепких лап.

Федор Бруни. Медный змий. 1841 г. Источник изображения: upload.wikimedia.org
Федор Бруни. Медный змий. 1841 г. Источник изображения: upload.wikimedia.org

В уральских сказах Павла Бажова змей впитал в себя все классические черты мифического зверя.

Гигантский змей с человеческой головой, властвующий над подземными богатствами и алчными людьми, был мудрым. Он мог «отводить» и «приводить» золото людям. Полоз мгновенно распознал страсть Костьки к деньгам, которая и погубила юношу. «Не жадничайте», — напутствовал змей уральцам.

В другом сказе «Змеиный след» говорится об искушении. Дочь Полоза Змеёвка сначала предстаёт перед Костькой в виде прекрасной девушки. Костька мучается от страсти к ней и умирает, когда возлюблённая оказывается настоящей змеёй.

Сказ «Золотой волос» повествует о связи змея с подземным царством. Башкирский богатырь Айлып влюбился в дочь змея, в её ослепительную красоту и волшебные золотые волосы. Он взял её в жёны, но отец Полоз не разрешил жить им в мире людей. Они скитались и нашли свой дом под островом, куда не мог пробраться тесть. Там они стали подземными духами.

Между небом и землёй

Змеи близко к земле, любят прохладные расщелины и влажные пещеры. Может быть поэтому в народном сознании они связаны с подземным царством?

В хакасской легенде злой бог Эрлик Хан пронзил посохом землю, и оттуда вышли все рептилии, земноводные и насекомые. Хакасы верили, что демоны и мертвецы используют змей в своих злых замыслах. Поэтому они боялись встретить змею — она была предвестником смерти. Если замечали рептилию дома, немедленно читали заговор и окропляли место айраном. Убить змею невозможно — верил народ. Сколько не руби её на куски, она снова срастётся.

Поморские народы змей почитали, и убивать их не собирались. Если змея заползла в дом — появился дух покровитель. А особые виды змей приносили в жилище богатство. Конечно, глупо избавляться от таких подарков!

Славяне считали змея посредником между небом и землёй, поэтому он был одновременно опасным и добродетельным. Они верили, что в рептилию вселяется умерший предок, а именно первый хозяин дома. После смерти он продолжает охранять покой домочадцев.

Паоло Порпора. Лес со змеями, грибами и божьими коровками. XVII в. Источник изображения: upload.wikimedia.org
Паоло Порпора. Лес со змеями, грибами и божьими коровками. XVII в. Источник изображения: upload.wikimedia.org

Кольцо времени

Для многих народов змея, свернувшаяся в кольцо — символ цикличности. Хакасы даже начинали год в день весеннего равноденствия. Именно в это время рептилии меняют шкурки, обновляя жизнь. Славяне «согласовывали» полевые работы с жизненным циклом змеи. Начинали пахоту 26 марта, когда змея выползает из земли. Заканчивали трудиться 14 сентября — в это время змея возвращалась домой.

Образ змеи в русском фольклоре удивляет своей яркостью и противоречивостью. Как в одном архетипе могут уживаться настолько разные символы? В следующей статье Команда Шемякин Дизайн пойдёт дальше и расскажет, от чего оберегала змея, и какие приметы с ней были связаны.

Автор статьи: Анна Гаврилова, исследователь прекрасного.
Список используемых источников: ibn.idsi.md, cyberleninka.ru, kizhi.karelia.ru, sbras.info.

Фольклор
7714 интересуются