Найти в Дзене
Православие.ONE

Образ Богородицы, символизирующий победу, обнаружили на старой дощечке, принесенной монахом в мастерскую

Оглавление

На древней иконной дощечке произошло неожиданное проявление контура иконы, символизирующей победу. Что это может быть и как это обнаружили, расскажем далее.

Монах Иоанн (Маркович), прибывший из Сербии, уже около трех десятилетий проживает на территории России, обосновавшись в монастырях Самарской области. 30 марта 2022 года он с заметным волнением, сообщил о необычном событии, произошедшем в иконописной мастерской при самарском храме, посвященном иконе Божией Матери «Умиление».

Об этом стало известно и СМИ, многие заинтересовались произошедшим.

Итак, разберём все факты.

На старой иконной дощечке обнаружился контур ранее изображенной на ней иконы — явление, хоть и изредка встречающееся, но вызывающее удивление. Особенное внимание привлекает сам образ — это нечасто встречаемая икона Божией Матери под названием «Августовская победа».

Интересно, что это открытие произошло в такой необычный исторический момент для России.

- Изображение, если быть точным, не появилось вновь — оно всегда было на этой старинной иконной дощечке, - уточнил иконописец Дмитрий Чубовский. - Верхний слой краски облупился, икона пришла в упадок, и было решено создать на ней новое изображение. Но после грунтовки и покрытия дощечки желатином, вдруг проявился контур иконы Божией Матери «Августовская Победа».

Более подробно об этом событии может рассказал Алексей, поскольку он занимался подготовкой дощечки и первым увидел проступившее изображение.

Рабочее пространство Алексея Талипова, иконописца, располагается в самой высокой части храма «Умиление», только колокольня расположена выше. Здесь, среди недавно написанных и принесенных на реставрацию старинных икон, журналисты, пришедшие, чтобы удостовериться в произошедшем заметили на столе внушительные размеры иконную дощечку.

-2

На ее светлой поверхности были видны пятна, среди которых проступали очертания чьего-то лица…

- Так детали разглядеть сложно, - отметил Алексей Талипов. - Немного позже покажу понятнее.

После этого он поделился историей о том, как все произошло в тот знаковый день.

Между прочим, 30 марта - день памяти Алексия, Человека Божия… Получается, что это открытие стало своего рода чудесным подарком иконописцу Алексею в день его ангела…

- Монах Иоанн (Маркович) принес старую дощечку — он часто занимается поиском старых икон для реставрации, либо находит их в заброшенных храмах. Из-за отсутствия средств на восстановление со временем иконы ухудшаются. Собирая такие иконы, он передает их иконописцам, которые медленно, но верно возвращают им былую красоту. Он передал деревянную планку, на которой находилась изображение Божьей Матери, хотя оно было сильно испорчено. Доска была доставлена Константину Боровкову, жителю села Сколково в Самарской области, который заслужил признание как мастер иконописи.

Пигмент почти полностью отслоился, ведь икона была создана непосредственно на деревянной основе, без использования традиционного грунта и тканевого покрытия. Со временем краска продолжала облупливаться, и контуры Святой Девы с Младенцем Христом стали едва различимы. Так удалили остатки старой краски, укрепили основание, подготовив его к новой росписи, а затем передали в работу.

-3

– Ясно было, что необходимо воссоздать образ Божией Матери. Учитывая узкую и вытянутую форму планки, монах Иоанн вначале не мог определиться с выбором подходящего изображения, искавшего совпадение с первоначальным положением Спасителя. В то время как он размышлял над этим, я внимательно готовил доску к нанесению грунта, тщательно склеивая старое дерево, которое уже впитало в себя достаточное количество клея. Я также подготовил мел для создания грунта и ожидал встречи с человеком, который должен был продемонстрировать мне этот процесс. Однако встречу пришлось отложить, и если бы я приступил к грунтовке в тот день, я бы потерял возможность заметить контуры фигур на доске. Когда стало ясно, что в этот день работа с грунтом не будет проведена, я просто разместил доску на привычном месте (Алексей воспроизвел эти действия) и сел на стул, чтобы взглянуть на неё с расстояния. Монах ранее указал мне приблизительное расположение фигур на старой иконе, и теперь, с этой точки зрения, я мог видеть не только лица, но и полные силуэты.

Здесь располагалась фигура Богородицы, здесь - фигура Христа-Младенца. А светлая зона, которая выделялась красным цветом, представляла часть одеяния. Очевидно, что древесина реагирует на красители неодинаково, и после обработки желатином различные участки проявились разными оттенками. Возможно, это было заметно и ранее, но никто этому не уделял внимание. И вот я наблюдал: светлая область была красной частью одеяния Богородицы. Здесь были видны ноги, фигура стояла в полный рост. И то, что фигура была смещена от центра доски, насторожило меня, поскольку это нехарактерно для традиционной иконописи. Обычно изображение размещается в центре, но встречаются случаи, когда оно смещено вбок.

Затем я заметил, что светлое пятно, образованное одеждой, переходит в сторону, создавая впечатление движения руки. Я начал изучать примеры, введя в поиск "Икона Божьей Матери в полный рост с Иисусом на руках", и среди первых примеров нашелся образ "Августовская Победа".

Видите, как часть одежды также отклоняется в сторону...

-4

- И это рука, указывающая куда-то... А внизу облако. Здесь одежда имеет другой оттенок, поэтому ее контуры менее заметны. Вот, оцените сами.

Изображение воинов зависит от автора иконы. После явления Святой Девы Марии в лесу близ Августова было создано множество икон, каждая со своими уникальными чертами. Однако на всех изображена Божья Матерь стоящая на небесах с Младенцем Христом на левой руке. На этом примере, который я показываю на телефоне, вы можете увидеть воинов, маленьких, справа на иконе. Иногда так и изображают. Иногда по-другому. Если мы сравним этот образ с тем, что мы видим на нашей иконе, то они композиционно очень схожи.

Но в тоже время мы не можем увидеть здесь на доске такую же детализацию, как если бы перед нами была икона или нарисованное изображение. Поэтому я не могу утверждать это с абсолютной точностью. Когда я впервые увидел, мне показалось, что это очень напоминает Августовский образ. Есть вопросы касательно положения рук Марии. Может быть, это "Скоропослушница", возможно, правая рука Девы Марии находится на ее груди. Но взгляните, насколько это вытянутое пятно напоминает руку? И мы видим, что здесь, по всей видимости, ножки Младенца, скорее всего, это его ручка.

Я не могу быть на сто процентов уверен, что это именно Августовский образ. Это доска, на которой нет следов краски. Мы видим только отпечатки. Но монах привез ее из Малой Малышевки Кинельского района Самарской области, где находится старинный храм. Те, кто мог видеть ее ранее, уже ушли из жизни. Я пригласил людей, чтобы они могли взглянуть на нее и поделиться своими впечатлениями. У них по коже побежали мурашки... Лично я не осмелился бы с уверенностью заявить, что это точно Августовский образ. В данном контексте наблюдаются различия в оттенках и деталях, а также в образе одежды. В случае если мне удастся получить благословение для создания иконы "Скоропослушница" на этой доске, то пока мне неясно, как расположить руки Девы Марии. Тем не менее, если предстоит работа над Августовской иконой, то визуализация её композиции уже представлена передо мной, поскольку предыдущий эскиз уже выполнен. Мне остаётся только перенести эскиз на трафарет, обозначить расположение элементов, и затем, после подготовки основы, перенести рисунок обратно и расписывать икону, следуя контуру, который уже виден. Этот контур позволяет мне определить позицию рук, их длину, направление драпировки одежды и расположение облаков.

Но все же на мой взгляд, можно заявить, что это именно Августовская икона.

- Весьма похоже, - подтверждает и Евгений.

Не хочется поддаваться экзальтации, особенно учитывая, текущие события в мире. Но бесспорно, здесь Пресвятая Богородица открывает нам какой-то образ. Заметно, что она изображена в полный рост, с характерным наклоном головы, как на представленной иконе. И теперь многие говорят, что это именно образ Богородицы "Августовская Победа".

-5

Почему это событие произошло именно в такой значимый момент для нас?

Размышления тех, кто впервые увидели образ, но прежде обратимся к истории создания Августовской иконы. Этот образ также известен как "Свеча Августовская" или "Явление Богоматери русскому отряду". Однако наиболее устоявшимся в народе является название "Августовская Победа". Ведь после явления Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках в ночь с 13 на 14 сентября (с 31 августа на 1 сентября по старому стилю) 1914 года, в ходе Первой мировой войны, произошло крупное сражение под городом Августов, которое завершилось великой победой. И ни один из свидетелей явления в этой битве не погиб.

В ту ночь, ближе к полуночи, солдаты увидели на небе Божью Матерь с Младенцем Иисусом на одной из Своих рук, а другой рукой она указывала на запад.

Кирасир Димитрий Серегин вспоминал, как, стоя на страже, увидел на звёздном небе необычайно яркую звезду. Окружившая звезду радиантная аура приняла очертания Девы Марии, держащей на левой руке Младенца Иисуса. Правая рука Божьей Матери, подобно изображению на иконе из Малой Малышевки, казалась слегка протянутой, и солдату явлено было, что Она благословляет воинов.

Так вот, многие свидетели утверждают, что слова свидетеля о том, что Божья Матерь обращена в сторону Мариамполя вызывают непроизвольное волнение при повторном их прочтении. Разумеется, под Мариамполем подразумевался не Мариуполь, а литовский город рядом с Августовским лесом, ныне известный как Мариямполе. Однако у Бога не бывает случайных совпадений! Вероятно, современное явление Августовского образа символизирует благословение для всех, в XXI веке стоит на защите своих земель и Русского мира.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Слава Богу за всё!

Другие публикации канала