Найти в Дзене
NEOVOLT

Аккумуляторы 2024 нового поколения уже выпускаются и вовсю работают, просто без лишнего шума

Оглавление

Они уже среди нас — новые типы аккумуляторов в преддверии 2025 года понемногу появляются в различных устройствах и в транспорте. Узнайте про реально улучшенные батареи и их производителей.

Что нового в аккумуляторах в 2024 году в преддверии 2025 года?
Что нового в аккумуляторах в 2024 году в преддверии 2025 года?

Индустрия аккумуляторов никак не продвинется в развитии. 30 лет топчемся на месте. Толком инновации не реализуются с тех пор, как литий-ионные ячейки заполонили рынок.

Что говорить, если за запуск автомобиля даже в электромобилях до сих пор трудятся свинцово-кислотные батареи — изобретение 19-го века!

Однако всё непросто. Рынок в самом деле развивается. Сейчас очень быстро «выросли» литий-железо-фосфатные и литий-титанатные ответвления технологии Li-ion. Мы уже говорили об этом ранее, почитайте.

Производители искренне хотят предложить более эффективные и безопасные решения. Для этого они инвестируют в НИОКР и лаборатории, спонсируют учёных и исследования.

Тем самым мы постоянно с вами слышим про совершенствования литий-ионных аккумуляторов. Вот только на рынок новые технологии едва ли добираются.

Энергетическому ландшафту три десятилетия. И только сейчас он начинает меняться. Медленно. Но меняться.

👇 Рассмотрим ключевые разработки, которые уже нашли практическое применение в 2024-м году.

Литий-серные аккумуляторы (Li-S, lithium–sulfur battery)

Li-S. Литий-серный аккумулятор. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
Li-S. Литий-серный аккумулятор. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
  • Статья в Википедии → wiki.
  • Статья на Neovolt → читать.
  • Статус: выпускается коммерчески.
  • Выпускают: Lyten, Sion Power, Samsung SDI, LG Chem, OXIS Energy, Panasonic, Soild Power, Sila Nanotechnologies.

Отличаются высокой теоретической энергоёмкостью. То есть один элемент в размерах литий-ионной ячейки сохраняет и отдаёт больше заряда.

✅ Попросту, он дольше работает в тех же габаритах.

Но у них есть проблема — быстрая деградация. Связано такое с растворением полисульфидов лития в электролите («эффект челнока»).

❌ Быстрая деградация ограничивает их срок службы.

Для продления срока службы до уровня «близко к Li-ion» производители подбирают добавки в электролиты и модифицируют катодные материалы. Как? Коммерческая тайна. Никто не знает. В научной литературе также упоминается применение сепараторов с функциональными покрытиями, но пока без подробностей для «повторить в гаражных условиях».

Применение:

  • Сейчас OXIS Energy поставляет Li-S аккумуляторы для авиации и оборонной промышленности (предположительно для БПЛА).
  • Пока ещё на этапе тестирования и разработки опытные образцы отправляет заказчикам Sion Power — это решения под электротранспорт (не электромобили, а различные электропогрузчики, электропаллеты, поломойки и тому подобное), для стационарного хранения энергии.
  • Также Li-S аккумуляторы сейчас опытно применяют в низкоорбитальных спутниках.

Твердотельные аккумуляторы (Solid-State Battery, SSB, All Solid Battery)

SSB. Твердотельный аккумулятор. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
SSB. Твердотельный аккумулятор. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
  • Статья в Википедии → wiki.
  • Статья на Neovolt → читать.
  • Статус: выпускается коммерчески.
  • Выпускают: Samsung SAIT, Solid Power, QuantumScape.

Предлагают повышенную безопасность. Твёрдый электролит в основе данной технологии исключает риск возгорания, как у жидкостных литий-ионных элементов (в том числе загущенных электролитов в литий-полимерных).

Твердотельные аккумуляторы пока не достигли высоких значений энергоёмкости. Если учёным удастся решить ряд проблем, то в теории они способны в разы превзойти своих жидкостных предшественников.

✅ Технология помогает батарее дольше служить, больше работать и быть безопаснее в экстремальных ситуациях — по сути это «Li-ion 2.0».

Samsung и Toyota инвестируют значительные средства в разработку твердотельных аккумуляторов для электромобилей. Solid Power сотрудничает с BMW и Ford. QuantumScape разрабатывает твердотельные аккумуляторы с литиево-металлическим анодом.

❌ Из минусов — низкая ионная проводимость твёрдого электролита при комнатной температуре, что ограничивает мощность и скорость зарядки, а ещё очень дорого их производить.

Учёные хотят открыть больше новых материалов в поисках увеличения ионной проводимости. Приоритет на разработку тонкоплёночных твердотельных аккумуляторов — это отдельная тема. И, конечно, для снижения затрат нужно оптимизировать производственные процессы. Пока же там остаются все деньги.

Применение:

Твердотельные аккумуляторы используются в некоторых нишевых применениях, таких как медицинские имплантаты, RFID-метки, носимая и портативная электроника. Bosch, Dyson, Hyundai — все крупные игроки всерьёз интересуются технологией и уже внедряют опытно на своих производствах и демонстрационных площадках.

Литий-ионный аккумулятор с кремниевым анодом (Nano-Composite Silicon, NCS, Titan Silicon Battery, Li-ion Silicon)

NCS. Литий-ионный аккумулятор с кремниевым анодом. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
NCS. Литий-ионный аккумулятор с кремниевым анодом. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
  • Статья в Википедии → wiki.
  • Статья на Neovolt → читать.
  • Статус: выпускается коммерчески.
  • Выпускают: Sila Nanotechnologies, Group14 Technologies, Amperex Technology, Enovix Corporation, CATL, TDK.

Сейчас у литий-ионных батарей аноды графитовые. Иногда производители раскошеливаются на применение графена — это помогает избежать неприятностей при небольшом увеличение предельного напряжения заряда (чтобы оно всё не взорвалось случайно). На такие меры, например, идут Huawei и Samsung во флагманских моделях смартфонов.

Кремний помогает добиться тех же целей меньшими потерями в финансах. То есть аноды кремниевого типа просто альтернатива графиту и графену в небольшом увеличении ёмкости. Но в теории, если учёные будут умничками, то ёмкость можно поднять в 2-3 раза!

✅ Большая ёмкость и быстрая зарядка по сравнению с традиционными графитовыми анодами.

Сейчас производители сражаются с лютым недостатком. Анод из кремния немного изменяется в объёме и буквально трещит по швам, когда насыщается ионами. Он нестабилен.

Чтобы исправить такой «нюанс», ведущие НИОКР перешли на использование наноструктурированного кремния (у Sila Nanotechnologies материал получил брендовое название Titan Silicon). Также в коммерческих описаниях упоминается применение композитных материалов с углеродом и специальных электролитов.

❌ Значительное изменение объёма кремния при циклировании, что приводит к деградации анода и сокращению срока службы.

Небольшие химические хитрости позволили увеличить ёмкость литий-ионных аккумуляторов и ускорить зарядку в батареях Sila Nanotechnologies и Group14 Technologies. Эти решения оказались востребованы на рынке.

Применение:

  • NCS-аноды вошли в основу батареи для фитнес-трекера Whoop 4.0, ещё этот же принцип применяется в аккумуляторах Mercedes-Benz EQG SUV.
  • Кремний-углеродные композитные анодные материалы используются в элементах тяговой батареи Porsche Taycan.
  • На 3D-архитектуру анодов разработки Enovix Corporation позарились владельцы опытной авиации и БПЛА — сейчас ведутся закупки образчиков.
  • И ещё Amperex объявила о возможности использования таких анодов в мобильных гаджетах, под которые эта компания завоевала лидирующую позицию среди всех поставщиков Li-Polymer и Li-ion ячеек.
  • Про формирующийся тренд кремниевых батарей в смартфонах ранее писали на «4PDA» — узнайте подробности.

Натрий-ионные аккумуляторы (Na-ion, Sodium-ion Battery, SIB)

SIB. Натрий-ионный аккумулятор. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
SIB. Натрий-ионный аккумулятор. Что это, кто выпускает, где используется и когда ждать?
  • Статья в Википедии → wiki.
  • Статья на Neovolt → читать.
  • Статус: выпускается коммерчески.
  • Выпускают: CATL, HiNA, Northvolt, Faradion Limited, Natron Energy, Pylotech.

Натрий-ионные аккумуляторы — это самая дешёвая альтернатива литий-ионным (прежде всего, то есть литий-железо-фосфатным LiFePO4, LFP). Выгоднее в разы при сравнимых характеристиках. И только. Ничего, в общем-то, крутого и высокотехнологичного они не дают.

✅ Дешевле и доступнее литий-ионных, теоретически более экологичны.

В СМИ и публикациях статистики всё чаще упоминается снижение цен на аккумуляторы данного типа. Конкуренция на рынке очевидно растёт. Косвенно такие факты подтверждают широкое распространение Na-ion аккумуляторов там, где это возможно. Но возможно не везде из-за проблем с энергоёмкостью.

❌ Меньшая энергоёмкость и плотность энергии по сравнению с литий-ионными.

Вам придётся установить аккумулятор Sodium-ion значительно большего размера взамен LiFePO4. И скорее всего придётся либо изменять конструкцию устройства, либо согласиться на меньшую ёмкость ради сохранения штатных габаритов батареи. То есть при переходе с LFP на SIB, последняя будет работать меньше по времени.

Учёные работают над этим. Сейчас их волнует оптимизация состава электролита и структуры электродов. Тем самым вроде как удалось добиться повышения энергоёмкости.

По крайней мере им уже не нужно волноваться за срок службы в циклах. На коммерческих элементах производители смогли приблизиться по жизненному циклу к LFP (который немаленький у литий-железо-фосфата, мягко говоря — 10-20 лет).

Применение:

  • CATL производит Na-ion аккумуляторы для электромобилей BYD и стационарных систем хранения энергии.
  • HiNa Battery также активно развивает это направление.
  • Faradion Limited фокусируется на Na-ion аккумуляторах для промышленного транспорта.

***

Технологии литий-серных, литий-ионных твердотельных и с кремниевым анодом, натрий-ионных аккумуляторов уже на рынке. Это свершилось и пошло в коммерцию.

Они ещё и активно развиваются. Просто потому что там есть существенные недостатки. Исследования направлены на их преодоление.

В ближайшие годы этот список будет пополняться. Мы рассматривали, какими именно разработками разживётся аккумуляторный рынок. Почитайте по ссылкам ниже, если интересно.

🔻 В продолжение статьи: