Найти тему
NEOVOLT

Будущее аккумуляторов уже тут: твердотельные от Xiaomi и Samsung против натрий-ионных от CATL

Оглавление

Они уже выпускают твердотельные батареи в смартфонах Xiaomi и Samsung, натрий-ионные CATL в автомобилях JAC и воздушно-цинковые.

Изображение изготовлено с использованием аккумулятора Neovolt NV-VXAS012V14-35 (для Bosch Readyy'y Lithium 14.4V 3500mah).
Изображение изготовлено с использованием аккумулятора Neovolt NV-VXAS012V14-35 (для Bosch Readyy'y Lithium 14.4V 3500mah).

Не стоит обманываться, думая, что эти батареи заменят наши любимые литий-ионные аккумуляторы.

6 главных особенностей Li-Ion (литий-ионных аккумуляторов)

Они просто дополнят их (как твердотельные), предложат более доступный и экологически чистый вариант (натрий-ионные), откроют иные характеристики (воздушно-цинковые).

👇 Не тот прорыв, который вы ожидали? Но они дают кое-что важное.

-2

Твердотельные аккумуляторы

Литий-ионные батареи — народный выбор последнего десятилетия. Но что придёт после них?

Твердотельные батареи! В области хранения энергии это единственный настоящий серьёзный технологический рывок.

Они используют законы физики для увеличения плотности энергии и более быстрого времени зарядки. Улучшив всего лишь две характеристики, они меняют всю игру.

🔎 Простыми словами?

Твердотельные аккумуляторы — это потомки традиционных батарей в стадии рождения. Сейчас для передачи энергии между электродами используются жидкие или гелеобразные электролиты (даже в литий-полимерных). В твердотельных батареях используются твёрдые материалы.

👁‍🗨 Это как если бы старая «Копейка» вдруг превратилась в «Теслу» — вот о каком скачке мы говорим.

  1. Буквально на днях Xiaomi [источник] и Samsung [источник] объявили, что в смартфонах вместо 4500 мАч на гелеобразном электролите.
  2. Они смогут уже в этом году устанавливать твердотельные элементы 6000 мАч (Xiaomi 13) в тех же размерах.

Такие смартфоны:

  • лучше держат заряд в морозы (на 20% снижен саморазряд при -20°C),
  • быстрее заряжаются,
  • не горят и не взрываются от слова «совсем».

Но пока слишком дорого стоят, используют редкоземельные ресурсы и не имеют отлаженного производства (тысячи стартапов, никакой стандартизации и сертификации).

👉 Этот тип батарей уже существует и внедряется в узких отраслях последние 10 лет, а сейчас происходит его выход в массы.

Так что следите за твердотельными батареями, потому что они прямо в эти минуты меняют отрасль хранения энергии.

Твердотельные аккумуляторы — что это за батареи, простыми словами?

👇 Но подождите, это ещё не все!

-3

Натрий-ионные и воздушно-цинковые батареи

Учёные также исследуют новые материалы, такие как натриево-ионные (или натрий-ионные) и цинково-воздушные (или воздушно-цинковые) перезаряжаемые батареи (обратили на это внимание, так как воздушно-цинковые одноразовые батарейки давно используются в слуховых аппаратах).

Главное их преимущество кроется в дешевизне производства и более щадящих для матери-природы компонентах (устойчивее логистика масштабных поставок, например, для накопления энергии в мегаполисах вроде Москвы или Санкт-Петербурга).

Солнце в южных областях страны и ветер в северных сейчас генерирует до 1,6% от всей энергетической системы России в прошлом 2022-м году (в мировой практике средняя доля 10,6%) [источник]:

  • 598,9 миллионов кВт·ч за месяц от ветра;
  • 60,1 миллионов кВт·ч за месяц от солнца.

Рост в сравнении с 2021-м годом составляет 102,8% для нашей страны. А в планах до 2040-го года увеличить долю энергии солнца и ветра с 1,6% до 10%. [Источник по указанным цифрам].

Чтобы выполнять такие планы, нужны батареи, способные эффективно и экономично хранить энергию. Как в старые советские времена, всё должно быть эффективным и экономичным!

🔎 Простыми словами?

Натриево-ионные и воздушно-цинковые батареи — это новые типы батарей, которые не заменят прижившиеся литий-ионные батареи, а всего лишь дополнят их.

  • Натриево-ионные батареи (Sodium-ion, SIB) доступнее, экологичнее, используют для хранения энергии ионы натрия вместо ионов лития. Они не такие роскошные по характеристикам (держат в разы меньше заряда) и выполняют свою работу не так долго (срок службы меньше), зато их производство обходится в 50 раз дешевле.
  • Воздушно-цинковые батареи (как топливные механически перезаряжаемые ячейки) используют процесс окисления цинка кислородом, чтобы поместить чуть больше энергии в тех же размерах, что у литий-ионных. И для этого не нужны такие дорогие материалы, как литий или кобальт. В производстве также получаются более дешёвыми, однако срок службы их сильно ограничен быстрым износом электролита (из раствора гидроксида калия, либо хлорида цинка).

👉 Оба типа батарей существуют, но их проблемы не решены, они всё ещё разрабатываются.

Самый большой рывок по натрий-иону сделала китайская корпорация CATL [источник].

Натрий-ионный аккумулятор от CATL: он лучше литий-ионного?
Приблизительное (подтверждённое несколькими непроверенными источниками) сравнение характеристик никель-кобальтового литий-ионного аккумулятора 18650 с твердотельным кобальтовым литий-ионным, воздушно-цинковым (перезаряжаемым) и натрий-ионным (CATL).
Приблизительное (подтверждённое несколькими непроверенными источниками) сравнение характеристик никель-кобальтового литий-ионного аккумулятора 18650 с твердотельным кобальтовым литий-ионным, воздушно-цинковым (перезаряжаемым) и натрий-ионным (CATL).

***

Захватывающие времена в мире аккумуляторных технологий уже здесь. Как когда-то в нашей стране стремились к эффективности и доступности ресурсов и технологий, так и теперь уже весь мир стремится к открытию новых типов батарей в тех же целях!

Мы не знаем точно, когда можно будет купить твердотельную батарею для смартфона любому желающему. Но одно известно наверняка: указанные новые типы аккумуляторов существуют и доступны производителям на уровне прототипов. Это факт.

Вопрос уже не в том, будем ли мы ими пользоваться, а когда уже!

📃 В составлении материала использовались:

  • Samsung SDI и её твердотельная «батарея мечты» в рамках подготовки к InterBattery 2023 [источник].
  • CATL готовит промышленное производство натрий-ионных батарей в 2023 году [источник].
  • CATL стала первым производителем автомобильных батарей натриево-ионного типа [источник].
  • Ключевое различие между литий-ионными и твердотельными батареями доступным языком для простых людей [источник].
  • В три раза тяжелее лития — поэтому натрий-ионные батареи не такие эффективные [источник].
  • «ZN-AIR»: факты и будущее воздушно-цинковых перезаряжаемых элементов [источник].

🔻 Больше науки об аккумуляторах:

Батареи, шаг вперёд: LMFP (с марганцем) вместо LFP — дольше...
Аккумуляторы [2023]: квантовое стекло от создателя Li-ion, жидкий...
Математическая модель аккумуляторной батареи в электронике:...