Найти в Дзене

АРХИТЕКТУРА: КУПОЛ САНТА МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬЕРЕ

Из лекций С.В.Стахорского Купол собора Санта-Мария дель Фьоре, спроектированный и построенный Филиппо Брунеллески, — первый крупный памятник ренессансного зодчества, великое достижение инженерной мысли Раннего Возрождения. К тому моменту, когда Брунеллески приступил к сооружению купола, собор строился (с перерывами) уже 134 года: был возведен основной корпус, рядом с ним Джотто построил кампанилу. Несколько архитекторов пытались возвести центральный купол, но все попытки кончались обрушением. Недостроенный собор с огромной дырой над алтарем называли позором Флоренции. Брунеллески начал возведение купола, будучи известным архитектором, построившим во Флоренции несколько базилик и капелл. Знаток античного зодчества, он первым украсил фасады портиками, и в них впервые использовал древнегреческую систему архитектурных ордеров. Однако в отношении купола опыта, почерпнутого из прошлого, было недостаточно. «Я не знаю, чтобы даже древние когда-либо возводили купол столь дерзновенный, каким буд

Из лекций С.В.Стахорского

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре, спроектированный и построенный Филиппо Брунеллески, — первый крупный памятник ренессансного зодчества, великое достижение инженерной мысли Раннего Возрождения.

Собор Санта-Мария дель Фьоре, ХIII–ХVI века. Флоренция
Собор Санта-Мария дель Фьоре, ХIII–ХVI века. Флоренция

К тому моменту, когда Брунеллески приступил к сооружению купола, собор строился (с перерывами) уже 134 года: был возведен основной корпус, рядом с ним Джотто построил кампанилу. Несколько архитекторов пытались возвести центральный купол, но все попытки кончались обрушением. Недостроенный собор с огромной дырой над алтарем называли позором Флоренции.

Брунеллески начал возведение купола, будучи известным архитектором, построившим во Флоренции несколько базилик и капелл. Знаток античного зодчества, он первым украсил фасады портиками, и в них впервые использовал древнегреческую систему архитектурных ордеров. Однако в отношении купола опыта, почерпнутого из прошлого, было недостаточно. «Я не знаю, чтобы даже древние когда-либо возводили купол столь дерзновенный, каким будет этот», — говорил Брунеллески на заседании совета попечителей.

Строительство купола продолжалось в течение 16 лет — с 1420 до 1436 года. Главная его сложность состояла в том, что работы велись на большой высоте: расстояние от фундамента до основания купола — 90 метров. Для подъема строительных материалов Брунеллески изобрел специальные машины и механизмы. В дальнейшем он их использовал в постановках мистерий, поразивших современников зрелищными эффектами (эти постановки видел и описал суздальский епископ Авраамий, участник Ферраро-Флорентийского собора 1437–1439 годов).

Джорджо Вазари рассказывает, что «было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю; и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить, и сильно страдали от дневной жары. И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и, что там продавалось вино; таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было для них удобством и величайшей пользой для дела».

Купол Санта-Мария дель Фьоре, архитектор Филиппо Брунеллески, 1420–1436 год. Флоренция
Купол Санта-Мария дель Фьоре, архитектор Филиппо Брунеллески, 1420–1436 год. Флоренция

Гигантский купол (диаметр 42,2 метра, высота — 25 метров) состоит из двух оболочек (двух чаш), сложенных из кирпича, скрепленных по вертикали восьмью ребрами и опоясанных горизонтальными кольцами; покрыт купол темно-красной черепицей.

Внутри купола Санта-Мария дель Фьоре
Внутри купола Санта-Мария дель Фьоре
-5
Скат купола Санта-Мария дель Фьоре
Скат купола Санта-Мария дель Фьоре

Последние десять лет жизни (с 1436 по 1446) Брунеллески посвятил строительству фонаря (беломраморной башенки, венчающей купол) и экседры (четырех полусфер у основания купола).

Купол и экседра Санта-Мария дель Фьоре
Купол и экседра Санта-Мария дель Фьоре
Фонарь Санта-Мария дель Фьоре
Фонарь Санта-Мария дель Фьоре

В 1572–1579 годах подкупольное пространство расписали Джорджо Вазари, Федерико Цуккаро и Доменико Пассиньяно. Главная тема выполненных ими фресок — Страшный суд.

Подкупольные фрески Санта-Мария дель Фьоре, 1572–1579 годы
Подкупольные фрески Санта-Мария дель Фьоре, 1572–1579 годы
-10
-11
-12
-13

Опыт Брунеллески использовал Микеланджело, проектируя купол собора Святого Петра в Риме. Оба купола состоят из двух чаш, имеют одинаковый диаметр, и оба увенчаны фонарями, ныне служащими смотровыми площадками. С фонаря Санта Мария дель Фьере видны главные достопримечательности Флоренции.

Вид на собор Санта Кроче с фонаря Санта-Мария дель Фьоре
Вид на собор Санта Кроче с фонаря Санта-Мария дель Фьоре
-15

© Стахорский С.В.

-16